Святой Вит (Гай, Гвидо) родился в третьем веке на Сицилии, происходил из знатной семьи и против воли семьи и учителей стал христианином. Говорят, что за короткую карьеру Вит совершил множество чудес, в том числе исцелил своих мучителей от паралича рук. И даже избавил сына императора Диоклетиана от бесов, возложив руки на голову. Эти чудесные подвиги способствовали созданию более поздней репутации Вита как покровителя различных неврологических расстройств. Хотя Диоклетиан этого всего не оценил и зверски казнил Вита 13-летнего в 303 году, повелев бросить его в котёл с кипящим маслом. Изначально подразумевалось традиционное разрывание львами, но хищники не тронули мальчика. Пришлось использовать план Б. Мощи святого были перевезены в Париж и Прагу. Его культ был невероятно популярен в Европе.
Исцеляющая сила мощей святителя считалась особенно действенной для больных с «шаткой походкой, дрожащими членами, хромающими коленями, согнутыми пальцами и кистями, парализованными руками, хромотой, скрюченностью и увядающим телом». Перечисленные симптомы имитировали движения танца, и, таким образом, связь Вита и пляски его имени, закрепилась и популяризировалась. Поскольку клинические признаки были неоднородными, пляска святого Вита (triste mal) стала общим термином для целого ряда состояний с двигательными расстройствами. Эта ассоциация еще больше усилилась в Средние века, когда Европу поразили вспышки «танцевальной мании» («танцевальной чумы») и других бредовых состояний. Питер Брейгель Старший в 1564 году изобразил пляску святого Витта в известной гравюре под названием «Шествие одержимых». Объяснить этих исторические события не представляется возможным. Была ли это массовая истерия, эпидемическая инфекция или пищевое отравление по типу эрготизма, пока не установлено.
В XVI веке Парацельс назвал танец Святого Вита «природной хореей». Он считал, что потеря эмоциональной стабильности и произвольного двигательного контроля была центральной причиной этой болезни. Спустя столетие, в 1686 году, знаменитый английский врач Томас Сиденгам разъяснил кинетические пароксизмы так:
«Пляска святого Витта — это нечто вроде конвульсий, поражающих мальчиков и девочек с десятого года жизни и до тех пор, пока они не перестанут расти. Сначала патология проявляется остановкой или, скорее, неустойчивым движением одной из ног, которую больной волочит. Затем мы видим её в руке с той же стороны. Пациент не может ни на мгновение удержать её на месте, кладет ли он руку на грудь или на любую другую часть своего тела. Что бы он ни делал, его судорожно дёрнет в другом месте».
Хорея Сиденгама – явление постинфекционное, сегодня больше известное как ревматическая хорея. По сути, это аутоиммунная патология, возникающая в результате инфицирования бета-гемолитическим стрептококком группы А. Возникает у 20–30% людей с острой ревматической лихорадкой. В большинстве случаев поражает детей в возрасте 5–15 лет, большинство случаев этой хореи у взрослых – рецидивы.
Между тем, хорея Хантингтона (болезнь или синдром Гентингтона) – нейродегенеративное заболевание, в основном передающееся по аутосомно-доминантному типу с дебютом между 30 и 50 годами, и лишь 8% случаев проявляются до 20 лет (ювенильный вариант), что вряд ли могло объяснить широкую распространённость пляски Святого Вита, так что скорее всего с современной точки зрения речь идёт именно о постинфекционной хорее Сидегнама.