
Эта страна связана с Россией общим советским прошлым, многовековыми историческими и культурными связями. Но отличий все же больше, чем сходства. В полной мере это относится и к аптечному делу.
Армянский фармрынок невелик по объему и относительно изолирован, покупательная способность населения невысока. Да и государственное финансирование здравоохранения очень скромное – не более 1% ВВП. Тем не менее у страны есть свои достижения в этой сфере. Например, все лекарства, находящиеся в продаже, произведены в соответствии с международными стандартами GMP.
Почти две трети аптек Армении сконцентрированы в Ереване, городе-миллионнике в стране с населением 3 млн человек. Все аптечные организации находятся в частной собственности. Исключения составляют ведомственные аптеки, принадлежащие армии, полиции, пенитенциарной системе.
Статус аптеки получают только организации, в которых есть производственный отдел. Все остальные считаются аптечными пунктами. При этом, поскольку изготовление ЛС не приносит прибыли, число зарегистрированных аптек постоянно сокращается.
В Армении около 3 тыс. фармацевтов и провизоров. Фармспециалистов выпускают три вуза, один из них – частный. Конкурс для абитуриентов – 3 человека на место. Зарплата у первостольников небольшая – от 200 до 300 долларов, но кадрового голода в отрасли нет, т.к. по местным меркам это неплохой доход. С другой стороны, многие фармспециалисты охотно уезжают на заработки за границу. Главное направление трудовой миграции – США, где имеется крупная армянская диаспора.
Лицензии на фармацевтическую деятельность имеют более 1200 аптек, но действующих среди них – 712. Самые крупные сети принадлежат фармдистрибьюторам – компаниям «Ликвор», «Арпимед», «Фарматек», а также Ереванскому химико-фармацевтическому заводу.
Черта, бросающаяся в глаза российскому потребителю, – очень ограниченный выбор парафармацевтики и сопутствующих товаров. Не распространены и дополнительные услуги. Это объясняется невысокой платежеспособностью большинства посетителей.
По оценке Минздрава Армении, случаи продажи контрафактных ЛС носят единичный характер. Отчасти это объясняется небольшими размерами страны – здесь намного сложнее скрыть нелегальное производство, организовать хранение и транспортировку контрафакта. Гораздо более распространенная практика – реализация «серых ЛС», ввезенных из-за рубежа без уплаты налогов и пошлин. По экспертным оценкам, такие препараты занимают до 7–8% рынка.
Государство не вмешивается в ценообразование на лекарственном рынке. Поэтому препараты, внесенные в России в перечень ЖНВЛП, стоять здесь примерно на 20% дороже. По остальным ЛС цены примерно соответствуют российским. Основной доход аптекам обеспечивают недорогие ЛС стоимостью до 20 долларов. На них приходится свыше 80% аптечных продаж.
В Армении действуют программы лекарственного возмещения – полной или частичной компенсации стоимости лекарств покупателям. Правда, они охватывают лишь незначительную часть населения – в первую очередь военнослужащих, а также сотрудников некоторых государственных ведомств. В целом лекарственным возмещением покрывается не более 7% рынка ЛС.
Подавляющее большинство лекарств в Армении – импортные, на них приходится 94% рынка. Количество местных фармацевтических предприятий сокращается, сейчас их около десятка. Основная продукция местного фармпрома – дженерики. Вступление в ЕврАзЭС, предполагающее упрощенный доступ армянских фармпроизводителей на российский рынок, открывает для них новые перспективы.
Ирина Власова
В цифрах и фактах:
• Объем фармрынка – 123,3 млн долл.
• Годовое потребление ЛС на душу населения – 34 долл.
• Рост рынка в упаковках за последние 2 года – 7%
• Доля импортных ЛС на рынке – 94%
• НДС на лекарства – 20%
• НДС на БАД – 32%
• ТОП-5 компаний по доле рынка составляют Novartis,
Berlin-Chemie/Menarini, Takeda, Gedeon Richter, Sanofi