
Не было бы счастья…
История этой аптечной сети весьма необычна и ведет свое начало от 1992 года. «Это было тяжелое для нашей страны, и особенно провинции, время», – вспоминает заведующая Наталья Эдуардовна Вавилина. В годы перестройки, когда килограмм колбасы стоил треть заработной платы, непомерно дорогими стали и медикаменты – за год цены могли увеличиться в 10 раз! Наиболее уязвимыми оказались пациенты с хроническими заболеваниями, постоянно нуждавшиеся в препаратах и не имевшие возможности получить их ввиду длительных задержек зарплаты и перебоев в лекарственном обеспечении: ведь пустота царила не только в продуктовых магазинах, но и в аптеках.
Помощь пришла с неожиданной стороны: крупную партию лекарств для Златоуста выделило немецкое отделение Мальтийского ордена – старейшего из ныне действующих рыцарских орденов, активно занимающихся благотворительностью. Но наличие медикаментов - лишь половина дела, ведь их нужно было грамотно распределить среди пациентов и ЛПУ города. Для этой цели требовалась негосударственная аптека, которая могла бы предоставлять отчетность немецкой стороне. Среди многих проектов администрация города отдала предпочтение бизнес-плану нынешнего директора сети «Медика» Станислава Вавилина. Первая аптека, штат которой составляли 5 сотрудников, открыла свои двери 2 ноября 1992 года.
Так, в том числе и благодаря нашим сегодняшним героям Златоуст пережил тяжелые 90-е. С наступлением более спокойного времени аптека «Медика» продолжила свою деятельность уже в обычном формате.
О пользе конкуренции
«Отсутствие конкурентов и тотальная монополия – пожалуй, мечта каждого бизнесмена, но, как ни странно, – это путь в никуда», – уверена Наталья Эдуардовна. Соперничество позволяет развиваться и повышать свой профессионализм, делая жизнь интереснее.
Размышляя о том, что важнее в конкурентной борьбе, наша собеседница признает значение таких факторов, как ценовая политика, месторасположение, широта ассортимента и др., но приоритетным все же считает грамотный подбор персонала.
Чем же объясняется успех сети «Медика»? Ответ прост: руководство и подчиненные всего лишь неукоснительно выполняют свои обязанности. Казалось бы, ничего особенного, но на деле такой подход требует постоянных, ежедневных усилий.
Работа в небольшом городе предъявляет дополнительные требования к первостольникам. Все знают друг друга, и любое негативное мнение может серьезно навредить репутации аптеки. Поэтому сотрудники стремятся быть внимательными и избегать ошибок.
Где же найти таких старательных людей? Кадровый вопрос
Дефицит фармсотрудников ощущается даже в мегаполисах, что уж говорить о небольших городах. Поэтому сеть «Медика» борется за работников – для них максимально комфортные условия труда, предоставляет возможность повышения квалификации и даже организует досуг.
Профессия первостольника требует постоянных усилий и непрерывного самосовершенствования. «Это как велосипед, – говорит Наталья Эдуардовна, – если тебе легко, значит, ты катишься вниз».
Часто молодые, и даже опытные, специалисты не соответствуют высоким требованиям, предъявляемым к должности провизора и фармацевта. Поэтому особое внимание в компании уделяется обучению – как тренингам по продуктам, так и совершенствованию навыков общения с посетителями и внутри коллектива.
«С одной стороны, люди с исходным высоким уровнем знаний усваивают материал лучше. Но мы понимаем, как важно подтягивать отстающих и испытывающих сложности. Иногда приходим к неутешительному выводу, что научить невозможно, и приходится думать о расставании. А это очень непросто», – признается наша собеседница.
Тем же, кто готов учиться, предоставляются все возможности для карьерного роста. При открытии новой аптеки должность заведующего всегда получает только свой, «выращенный» в сети сотрудник.
Отлично поработав, сотрудники сети аптек «Медика» любят и хорошо отдохнуть. Обязательно отмечают всем коллективом День медика, день рождения аптеки. Идеи каждого корпоратива тщательно продумываются и обсуждаются. Руководство придерживается правила: никогда не повторяться. В этом году сеть отмечает 20-летний юбилей, и празднование должно получиться особенным.
5 фактов о сети аптек «Медика»
1. О необычной истории создания сети «Медика» напоминает белый 8-конечный крест – символ мальтийских рыцарей – на ее эмблеме.
2. Заказ на любой отсутствующий препарат выполняется в течение 1–2 суток.
3. С 2000 года в аптеках «Медика» стали открываться отделы оптики, где можно проверить зрение на современном оборудовании.
4. Сегодня сеть насчитывает 14 аптек.
5. Почти во всех аптеках можно измерить давление, сахар в крови, проверить уровень холестерина.
Юлия Акимова, фото из личного архива Натальи Вавилиной