
К нам едет ревизор
В последнее время предметом прокурорских проверок аптек все чаще становится наличие пандусов, обеспечивающих беспрепятственный доступ в помещения для инвалидов, использующих кресла-коляски. Действительно, приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта» предписывает организации предусмотреть возможность входа и выхода для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА).
«Мы сделали снаружи кнопку для вызова специалиста, пока, правда, ею никто не пользовался, кроме детей из соседней школы». // Из комментариев на сайте НП «Аптечная гильдия»
Однако, учитывая, что многие аптеки расположены в старых зданиях, в статье 15 другого нормативного документа – закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» – указано, что «в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов».
Нажми на кнопку
Вроде бы все ясно: если возведение пандуса невозможно, имеется альтернативный вариант – кнопка для вызова специалиста к посетителю с ограниченными возможностями у входа в аптеку. Но не все так просто. Как выясняется, одни и те же положения нормативной документации могут совершенно по-разному трактоваться руководителями фармспециалистами и представителями проверяющих инстанций.
«Не представляем, как можно старые постройки приспособить к новым СНиПам». // Из комментариев на сайте НП «Аптечная гильдия»
О таких разночтениях в ходе апрельской конференции «Аптечные сети России » рассказала исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина.
В частности, по ее данным, в одном из постановлений суда по итогам проверки аптеки, располагающей звонком для вызова сотрудника, были даны следующие разъяснения: «Аптечной организации следует предусмотреть саму возможность входа (выхода) в помещение аптеки людям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Эта функция не может быть в достаточной степени обеспечена лишь использованием кнопки вызова дежурного врача-фармацевта». Получается, что в этом случае упомянутая в статье 15 ФЗ № 181 норма права об альтернативных способах обслуживания инвалидов (в случае невозможности возведения пандуса) игнорируется.
Вход, да не тот
Рассмотрим более удачную ситуацию: аптека предусмотрела наличие пандуса. Казалось бы, все требования удовлетворены и предприятие с честью выдержит проверку на «доступность». Увы, даже при таком условии исход гарантировать невозможно.
«В ряде регионов сложилась устойчивая практика наложения административного штрафа за отсутствие или несоответствие пандусов требованиям СНиП», – сообщает Елена Неволина.
«У нас тоже «нет технической возможности». Дом 54-го года постройки. Говорят: закрывайте аптеку. Что делать?» // Из комментариев на сайте НП «Аптечная гильдия»
Стандарт, о котором идет речь (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения), в числе прочих содержит следующие положения:
– в местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях следует предусмотреть устройство пандусов и лестниц
– на всем протяжении пешеходного пути лестницы должны быть продублированы пандусами. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы
– в начале и конце каждого подъема следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее пандуса и длиной не менее 1,4–1,5 м.
Получается, даже если пандус есть, но он не соответствует упомянутым требованиям, прокуратура может счесть аптеку недоступной для инвалидов с нарушениями ОДА. А это карается штрафом от 40 тыс. рублей или приостановлением действия лицензии на срок до 90 дней.
В ожидании ответа
Понятно, что такое положение вещей беспокоит фармсообщество, ведь сооружение пандусов – процесс дорогостоящий, а переоборудовать существующие под требования НД не всегда представляется возможным. В поисках решения участники НП «Аптечная гильдия» направили в Минздрав РФ письмо с просьбой о содействии в разрешении сложившейся ситуации. Организация предлагает рассмотреть вопрос об отмене приказа Минздрава РФ от 04.03.2003 г. № 80, многие требования которого утратили свою актуальность, а в ряде случаев (в частности, в отношении доступа инвалидам – п. 3.1) прямо противоречат федеральному закону № 181. О том, как будут развиваться события, мы расскажем вам на страницах следующих номеров журнала.
Есть мнение
В августе 2012 года на сайте rosapteki.ru появилась новость о том, что с целью повышения доступности городской среды г. Иваново муниципальная аптека № 1 была оборудована пандусом. Работы по его возведению, а также расширению дверного проема обошлись муниципалитету в полмиллиона рублей. Спустя почти год своими наблюдениями с нами поделилась заведующая этой аптекой Ольга Шульгина. По словам руководителя, инвалидов-колясочников среди посетителей за это время не появилось. Как и раньше, за лекарствами для них приходят родственники или соцработники. Зато пандус оказался полезен мамам с детьми, доля которых среди покупателей заметно возросла.
Юлия Акимова, провизор