
Разнообразие аптечных АСУ кажется безграничным и иногда сбивает с толку. Что выбрать: программы независимых разработчиков или продукт от дистрибьютора? В чем различие между бесплатной программой и лицензионной, стоимость которой несколько десятков тысяч рублей? Попробуем разобраться.
В настоящее время различные IT-сервисы использует в своей работе подавляющее большинство аптек. Неудивительно, ведь плюсы автоматизации вполне очевидны:
• практически полное отсутствие ошибок, неизбежных при работе в «ручном» режиме
• облегчение труда заведующей, которой приходится совмещать несколько функций – управлять аптекой, заниматься закупками, а нередко и вставать за первый стол, подменяя заболевших сотрудников
• увеличение рентабельности предприятия вследствие получения наиболее полной информации об оборачиваемости товара, эффективности работы конкретных сотрудников и т.д.
Что имеем?
Кроме бухгалтерских, существуют три типа программных продуктов, различающихся по функционалу:
- программы предметно-количественного учета (ППКУ) типа «1С», «БЭСТ» и др. С помощью них можно вести учет товаров, однако многие очень нужные аптеке опции (контроль цен на ЖНВЛП, работа с электронными накладными) у них отсутствуют
- сводные прайс-листы типа «ФармСМ», «АналитФармация», «Клиент-Аптека» и т.п. Эти программы используются для составления заказов и передачи их поставщикам
- специализированные комплексные АСУ, типа «Аптека-2007», «Линия» и «Линия мини», «Юнико-Аптека», «1С: Розница 8. Аптека» и др.
Существуют также региональные продукты, например, «БЭСТ-5.Аптека» от краснодарской компании ООО «Предприятие Виктория-Юг», «Аптека-Урал» и т.д. Их удобно использовать локальным аптекам, находящимся в том же регионе, из-за удобства сервисного обслуживания и, возможно, в связи с более низкой стоимостью.
Собственные разработки предлагают и крупные дистрибьюторы. Так, Сиа Интернейшнл лтд продвигает программу «М-Аптека Style», ЦВ «Протек» – программу электронного заказа ePrica, Alliance Healthcare – «Инфо-аптека», «Катрен» – «М-Аптека Плюс» и т.д.
Некоторые аптеки и аптечные сети, пытаясь сэкономить, развивают свои продукты как «самописные», так и на основе известных платформ. Так, например, аптеки, входящие в UMG, используют программный комплекс ID-Pharma, имеющий три составляющих: модуль центрального склада, построенный на базе 1С: Предприятие 8, «АРМ (автоматизированное рабочее место) Директора», «АРМ Кассира».
Критерии выбора
Подходящую АСУ для себя аптека должна выбирать по двум критериями: функционалу и стоимости. «Базовая комплектация» у всех производителей отличается. Так или иначе специализированная программа автоматизации должна уметь:
• проводить учет товаров по фармгруппам и инвентаризацию с составлением всех необходимых форм согласно законодательству
• контролировать цены на ЖНВЛП
• составлять дефектуру на основе выбранных параметров
• отслеживать сроки годности и забракованные серии ЛС
• автоматически выбирать оптимального поставщика
• оперировать системой скидок.
Дополнительные опции – это различная аналитика: ABC и XYZ-анализ ассортимента, формирование среднего чека по кассе, отслеживание невостребованных товаров, возможная упущенная выгода и т.д. Эта информация необходима руководителю или сотруднику, занимающемуся закупками. Не лишним будет экспорт данных во внешние бухгалтерские программы и справочные службы.
Установка модуля автоматического заказа дает аптеке возможность пользоваться сводным прайс-листом по поставщикам. Приоритеты для закупки можно выставлять вплоть до копеек. Сетевым аптекам также пригодится расширение складского модуля филиалами для передачи товара в автоматическом режиме с одной точки на другую.
Что почем?
Итоговая стоимость АСУ для аптеки складывается из:
• набора функций, возможностей установки дополнительных модулей, регулярности обновления ПО
• цены лицензии, которая, в свою очередь, зависит от числа рабочих мест или количества устанавливаемых модулей. В некоторых случаях для покупки предлагается сублицензия, это дешевле
• затрат на внедрение
• стоимости техподдержки, которая может предоставляться на какой-то период времени или разово, круглосуточно или только по рабочим дням, с выездами в аптеку или исключительно по телефону.
Выбирая подходящую программу, почитайте отзывы от пользователей в интернете, поинтересуйтесь опытом коллег. Большинство компаний-разработчиков готовы презентовать продукт с выездом на место. Не стесняйтесь, запросите бесплатную тестовую версию и опробуйте ее на конкретных задачах.
Любовь Пронина