
Журнал "Российские аптеки" №12, 2019
Людей в аптеке обычно работает немного, персонал в основном женский, а руководитель нередко вчерашний первостольник. Поэтому отношения между коллегами чаще всего трудно назвать формальными. Хорошо это или плохо? Давайте разберемся.
Как показывает практика, в любом коллективе коллеги достаточно быстро переходят от регламентированных рабочих отношений к дружеским, неформальным. Если организация большая – могут образоваться неформальные группы, куда входят люди из разных отделов. В маленьких организациях, например в аптеках, такой группой может стать весь коллектив.
Почему работники не могут оставаться просто коллегами?

Принадлежность. Практически любому человеку важно быть частью чего-то большего, а не просто винтиком в механизме. Неформальная группа в полном объеме дает такую возможность.
Защита. Неформальный коллектив может защищать своих членов от нападок, в том числе и непосредственного начальства.
Общение. Люди на работе проводят большую часть дня и нередко испытывают дефицит общения. Неформальные отношения позволяют восполнить его, не отвлекаясь на внешние контакты.
Информация. В неформальной обстановке важная информация о работе организации распространяется быстрее.
Взаимопомощь. Дружеская поддержка позволяет человеку не только лучше справляться с должностными обязанностями: к коллегам-друзьям можно прийти и со своими жизненными проблемами, получить совет и помощь.
Плюсы
- Неформальная группа устанавливает свои нормы поведения в коллективе. Фактически это самоуправление. Если формальные ценности соответствуют неформальным, руководителю не нужно следить за соблюдением правил распорядка и взаимоотношениями сотрудников.
- Неформальные отношения в коллективе позволяют лучше справляться с рабочими задачами. Более опытные сотрудники охотнее помогают в работе новичкам. Роли в выполнении задания могут распределяться без участия непосредственного руководителя.
- Опираясь на лидера неформальной группы, руководитель может более эффективно управлять коллективом. Идеальный вариант – когда заведующая сама становится этим лидером.
- Увлеченная задачей неформальная группа работает активнее и сплоченно и способна увлечь других членов коллектива и даже другие подразделения организации.
Минусы
- Далеко не все сотрудники готовы следовать нормам поведения, установленным в неформальной группе. Даже если эти люди хорошо справляются со своими обязанностями, им грозит роль изгоев, что негативно скажется на работе.
- Лидер неформальной группы обычно выбирается на основе личностного, а не должностного авторитета. Это может привести к конкуренции с формальным руководством.
- Ценности, сложившиеся в коллективе, далеко не всегда соответствуют корпоративным. Особенно заметно это может стать при смене руководства или изменениях в компании.
- Неформальная группа склонна сопротивляться переменам, которые могут затронуть сложившиеся внутри нее связи. Негативно воспринимаются увольнения и перевод сотрудников, изменения в заработной плате и должностных обязанностях.

Если ваш коллектив – неформальная группа
- Никогда не пускайте отношения в коллективе на самотек. Чем дольше вы не контролируете их развитие, тем сложнее будет вмешаться в них позднее.
- Не абсолютизируйте субординацию и строгое соблюдение правил. Помните, что маленький и преимущественно женский коллектив держится не только на них.
- Не отстраняйтесь от неформального общения с коллективом. Подобное отношение подчиненные могут воспринимать как безразличие к себе и перестанут вам доверять. Не отказывайтесь совсем от границ «сотрудник – начальник», но и не возводите их в абсолют.
- При необходимости берите на себя обязанности подчиненных в сезон отпусков, во время авралов, в случае болезней сотрудников. Покажите на практике, что вам можно доверять, как рядовому члену коллектива.
- Всегда взаимодействуйте с неформальным лидером, если это не вы. Включайте его в процесс принятия важных для коллектива решений. Особенно если эти решения – кадровые.
- Подчеркивайте важность команды и командной работы. Это позволит вам пользоваться установленными неформальными отношениями для улучшения показателей.
- Не заводите «любимчиков». Старайтесь поощрять или наказывать весь коллектив, при этом четко объясняя свою позицию.
- Поощряйте общение внутри коллектива не только в рабочее время. Если первостольники стали близкими друзьями на работе, почему бы им не начать дружить семьями?