Top.Mail.Ru

Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации

Информация только для специалистов в сфере медицины, фармации и здравоохранения!

 57595

Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации
Л.С. НАМАЗОВА-БАРАНОВА 1, д.м.н., профессор, В.Р. КУЧМА 1, д.м.н., профессор, А.Г. ИЛЬИН 1, д.м.н., профессор,  Л.М. СУХАРЕВА 1, д.м.н., профессор, И.К. РАПОПОРТ 1, д.м.н., профессор, ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, Москва

На протяжении более чем двух десятилетий наблюдаются стойкие тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков России, что подтверждается не только данными официальной статистической отчетности, но и результатами выборочных научных исследований [1, 2, 3, 4, 5 6, 7, 8]. Для выявления особенностей состояния здоровья различных детских контингентов необходимо использовать различные источники информации: результаты профилактических медицинских осмотров детей, проводимых детскими поликлиниками, а также материалы научных исследований педиатрических ВУЗов и кафедр, НИИ [4]. Ведущим учреждением в стране по проблеме изучения состояния здоровья (в том числе заболеваемости) детей разного возраста является ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН (ФГБУ «НЦЗД» РАМН).

 

Объект и методы исследования

Проведен анализ результатов профилактических медицинских осмотров 383 детей (200 мальчиков и 183 девочек), посещавших старшие и подготовительные группы 6 детских дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) г.Москвы. Все 6 ДОУ являлись экспериментальными площадками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «НЦЗД» РАМН (НИИ ГиОЗДиП «НЦЗД» РАМН). В осмотрах участвовали следующие специалисты: педиатр, невролог, отоларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед, выполнялись антропометрические измерения, исследовались общий анализ крови и мочи.

На протяжении 9 лет сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН совместно со специалистами консультативно-диагностического центра НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБУ «НЦЗД» РАМН проводится длительное клиническое наблюдение за учащимися нескольких московских школ, расположенных в различных административных округах г.Москвы. Под наблюдением с первого класса вплоть до окончания девятого находились 426 детей (216 мальчиков и 210 девочек).

Обследование детей проводилось ежегодно в одно и то же время (в апреле) непосредственно в школах и включало: педиатрический осмотр; осмотр ортопедом с проведением визуально-инструментального теста и плантографии; осмотр офтальмологом с определением остроты и функциональных параметров зрения; обследование неврологом с тестированием для выявление нервно-психических нарушений; обследование отоларингологом с использованием оториноскопии; обследование кардиологом. Кроме того, всем детям проводились соматоскопические и соматометрические исследования, динамометрия правой кисти, оценка физического развития и полового созревания ребенка.

Результаты осмотров анализировались по методике комплексной оценки состояния здоровья детей [9, 10].

Перед проведением медицинского обследования родители подписывали информированное согласие и заполняли анкету для сбора данных о жалобах ребенка и проведенных за прошедший год медицинских обследованиях и лечении.

Результаты исследования

По результатам выборочных углубленных обследований, проведенных НИИ ГиОЗДиП «НЦЗД» РАМН в течение последних 7 лет, было установлено, что в Москве к I-ой группе здоровья можно отнести не более 5-7% детей, ко II-ой группе 40-45%, к III-ей группе здоровья 50-55% дошкольников. Данные углубленных обследований детей позволяют утверждать, что при сравнении результатов научных исследований и данных осмотров, проведенных врачами поликлиник, очевидно, что в поликлиниках, зачастую, к I-й группе здоровья относятся дети, имеющие функциональные отклонения.

Исследования специалистов НИИ ГиОЗДиП показали, что более половины воспитанников ДОУ г. Москвы имели 3 и более нарушений здоровья, включая функциональные отклонения и хронические заболевания. По данным НИИ ГиОЗДиП распространенность функциональных отклонений среди дошкольников г.Москвы составляет 2430‰, а хронических заболеваний – 623‰, т.е. фактическая частота функциональных отклонений на 1000‰ выше той, которая выявляется при осмотрах, проводимых поликлиниками, но частота хронических заболеваний отличается меньше – на 100‰.

Общая патологическая пораженность среди мальчиков выше, чем среди девочек (2145,0‰ против 1743,2‰), причем как по распространенности функциональных нарушений (1545,0‰ против 1295,1‰), так и по частоте хронических болезней (600,0‰ против 448,1‰).

В структуре функциональных отклонений I ранговое место принадлежит нарушениям костно-мышечной системы, в том числе нарушениям осанки, деформациям грудной клетки, уплощению стоп. Распространенность указанных отклонений составляет 598‰, в т.ч. в группе мальчиков – 680,0‰, в группе девочек – 508‰.

На II ранговом месте находятся функциональные нарушения ротоносоглотки, выявленные отоларингологом. К числу указанных нарушений преимущественно относятся гипертрофия миндалин и аденоидов II степени, рецидивирующие носовые кровотечения, искривления носовой перегородки без нарушения дыхания. Указанные расстройства имеют частоту встречаемости равную 228‰. Нарушения ротоносоглотки встречаются вдвое чаще среди мальчиков по сравнению с девочками (300‰ против 153‰).

III ранговое место принадлежит функциональным психическим расстройствам и расстройствам поведения, в том числе астеническим и невротическим реакциям, минимальной мозговой дисфункции, нарушениям сна, гиперкинетическим реакциям, дислалии и др. Распространенность данных нарушений составляет у дошкольников 164,5‰ (180‰ у мальчиков и 148‰ у девочек).

Функциональные расстройства зрения (миопия и гиперметропия слабой степени, спазм аккомодации, астигматизм слабой степени, косоглазие), занимающие IV ранговое место, встречаются у детей с частотой, равной 149‰. Расстройства иммунитета, обуславливающие частые острые респираторные заболевания, находятся на V ранговом месте, распространенность этих нарушений составляет 99,2‰. К часто болеющим детям, т.е. болевшим в течение учебного года 4 и более раз, были отнесены 10% дошкольников.

Последующие ранговые места – VI, VII, VIII, IX соответственно занимают функциональные нарушения системы кровообращения (91,4‰), преимущественно представленные малыми аномалиями развития сердца; расстройства пищеварения (60,1‰) (дискинезия желчевыводящих путей, функциональные нарушения желудка и кишечника); расстройства функций почек и системы мочевыделения (18,3‰); аллергические нарушения (поллиноз, лекарственная аллергия, пищевая аллергия и др.) (7,8‰). Функциональные расстройства зрения, сердечно-сосудистой системы и системы мочевыделения несколько чаще встречаются среди девочек по сравнению с мальчиками, но различия не достоверны.

В структуре хронической патологии I ранговое место принадлежит болезням хирургической сферы, в основном, нарушениям костно-мышечной системы, в том числе плоскостопию, плосковальгусной деформации стоп, сколиозам. Указанная патология встречается с частотой, равной 112‰. На II ранговом месте находятся хронические болезни лор-органов, представленные преимущественно гипертрофией миндалин и аденоидов II-III и III степеней, хроническими ринитом, тонзиллитом, гайморитом, отитом. Распространенность всех указанных болезней – 104‰.

III ранговое место принадлежит болезням нервной системы (эписиндрому, гипертензионно-гидроцефалическому синдрому, последствиям детского церебрального паралича). Частота данных заболеваний составляет у дошкольников 62,6‰. Болезни кожных покровов, в основном атопический дерматит, занимает IV ранговое место. В структуре хронической патологии болезни желудочно-кишечного тракта находятся на V ранговом месте, распространенность среди дошкольников составляет 47‰. К числу указанных заболеваний относятся хронические гастродуоденит, гастрит и колит. Определена частота синдромально очерченных психических расстройств и расстройств поведения, равная 39‰. Эта патология занимает VI ранговое место; преимущественным нарушением является синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Значительную распространенность (31,3‰) среди детей имеют хронические болезни бронхо-легочной системы, в основном бронхиальная астма и хронический обструктивный бронхит. Указанные заболевания находятся на VII ранговом месте в структуре хронической патологии дошкольников. Хронический пиелонефрит (тубулоинтерстициальные болезни) и аномалии развития почек встречаются с частотой 28,7‰; эта патология занимает VIII ранговое место. Распространенность врожденных пороков сердца среди обследованных детей составляет 13,1‰ . Выраженная патология зрения, а также ожирение встречаются у дошкольников с равной частотой (5,2‰).

Хронические болезни ЛОР-органов диагностируются среди мальчиков в 4 раза чаще, чем среди девочек (160,0‰ против 43,7‰). Половые различия относятся к патологии легких и бронхов, а также к врожденным порокам развития системы кровообращения: частота встречаемости бронхиальной астмы и обструктивного бронхита среди мальчиков 50,0‰, среди девочек – 10,9‰, распространенность врожденных пороков сердца 20,0‰ против 5,5‰. Среди мальчиков, по сравнению с девочками, имеют большую распространенность болезни кожи и выраженные психические расстройства. В то же время частота встречаемости хронических болезней почек, а также сколиозов и плоскостопия выше среди девочек.

Отклонения физического развития, в среднем, диагностировались у 1517% дошкольников с преобладанием детей с дефицитом массой тела по сравнению с дошкольниками с избыточной массой (11% против 8%). Выявлены более низкие показатели жизненной емкости легких и динамометрии у современных детей, по сравнению с их сверстниками 90-х годов прошлого столетия.

ФГБУ «НЦЗД» РАМН проведено длительное наблюдение за формированием здоровья школьников в процессе обучения.

Лонгитудинальное наблюдение за значительной по численности группой школьников позволяет выявить особенности развития функциональных отклонений и хронических заболеваний в процессе обучения детей в общеобразовательном учреждении и определить необходимые профилактические и оздоровительные мероприятия, приоритетные для каждого этапа школьного онтогенеза [11].

Установлено, что в процессе обучения от первого класса до девятого класса, включительно, состояние здоровья школьников ухудшается, так как увеличивается наполняемость III-IV групп здоровья за счет уменьшения количества детей, отнесенных к II группе здоровья, и возрастает распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний. Анализ распределения детей на группы здоровья показал, что, если в 1 классе к I группе здоровья было отнесено 4,3% наблюдаемых школьников, то к концу 9 класса – всего 0,7%. За этот же период произошло уменьшение наполняемости II группы здоровья с 44,4% до 32,8% (t = 3,5 p ≤ 0,001) и возрастание числа детей, отнесенных к III группе здоровья (с 51,3% до 62,5%; t = 3,3 p ≤ 0,01) и к IV группе с 0 до 4%.

Выявлены определенные половые различия в темпах прироста распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний: в группе девочек за 9 лет обучения произошло увеличение распространенности функциональных отклонений на 33,1% (с 2802‰ до 3730‰), в группе мальчиков-девятиклассников, после некоторых колебаний показателя, частота функциональных отклонений находится практически на уровне 1-го класса (3693‰ и 3633‰, соответственно). В то же время темп прироста распространенности хронических заболеваний среди мальчиков увеличивается на 45,69% (с 852‰ до 1241‰), в группе девочек всего на 13,7% (с 767‰ до 872‰).

Полученные данные свидетельствуют о более неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья современных мальчиков по сравнению с девочками, что выражается в более быстром темпе прироста частоты хронической патологии. Негативные тенденции в показателях хронической заболеваемости мальчиков обусловлены увеличением распространенности хронических болезней органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический тонзиллит, синуситы), пищеварения (хронический гастродуоденит и язвенная болезнь), костно-мышечной системы (плоскостопие, сколиоз, остеохондропатии различной локализации) и нарушений обмена веществ (ожирение).

Изменение показателей заболеваемости не носит линейный характер, а отмечаются периоды некоторого снижения распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний и периоды быстрого их увеличения. Наиболее благоприятные тенденции, выражающиеся в уменьшении частоты хронических заболеваний, выявлены в период обучения школьников с 4 по 6 класс. В настоящее время переход к предметному обучению среди наблюдаемых детей не сопровождался ухудшением их состояния здоровья, как это отмечалось при предыдущих исследованиях института. Значительный рост распространенности функциональных расстройств среди школьников отмечен в 9 классе, что связано с появлением невротических и вегетативно-сосудистых расстройств у учащихся в период усиленной подготовки к экзаменам. Увеличение частоты хронической патологии начинается в 7 классе и особенно заметно возрастает в 8-9 классах за счет роста распространенности болезней органов пищеварения, заболеваний костно-мышечной системы и зрительного анализатора.

В структуре функциональных отклонений пять первых ранговых мест принадлежат функциональным нарушениям сердечно-сосудистой, костно-мышечной, пищеварительной систем, нервной системы и психической сферы (вместе), функциональным расстройствам зрения. Особенностями младшего подросткового возраста (1014 лет) является увеличение доли функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы (с 11% до 24%) и снижение удельного веса функциональных расстройств системы пищеварения с 18% до 6%.

В структуре хронической патологии ведущие ранговые места принадлежат болезням желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, ротоносоглотки, органа зрения. В динамике обучения в школе увеличивается удельный вес хронических болезней системы пищеварения (с 9% до 21%) и органа зрения (с 1% до 11%), уменьшается доля болезней ротоносоглотки (с 26% до 15%). Удельный вес болезней костно-мышечной системы колеблется в пределах (27%15%21%).

Рассмотрим более подробно, по системам организма, изменения распространенности наиболее часто встречающихся функциональных отклонений и хронических заболеваний.

Функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы (ФОССС) занимают I-II ранговые места в структуре функциональных отклонений. Среди всех школьников выявлена высокая распространенность ФОССС в период обучения в 29 классах. К числу указанных расстройств относятся функциональная гипер- и гипотензия, функциональная кардиопатия, малые аномалии развития сердца, пролапс митрального клапана. Отмечены некоторые половые различия в динамике частоты ФОССС. Так в группе мальчиков увеличение распространенности ФОССС начинается несколько раньше (2 класс), чем в группе девочек (3 класс). Наиболее высокие показатели распространенности ФОССС наблюдаются у детей обоего пола в 46 классах (10-13 лет), достигая 924-940‰ у девочек и 1000-1022‰ – у мальчиков. Начало снижения этого показателя у девочек выявлено в 7 классе и происходит более быстрыми темпами, чем у мальчиков. К концу 9 класса (в 1415 лет) среди девочек показатель достигает 432‰, а в группе мальчиков еще находится на уровне 797‰.

Наиболее часто встречающимися функциональными расстройствами костно-мышечной системы являются нарушения осанки, уплощение стоп, врожденные деформации грудной клетки, слабость мышц брюшного пресса. Частота нарушений колеблется в пределах 674-831‰, причем в 1-м и 9-м классах показатели находятся практически на одном уровне (674‰ и 693‰).

В то же время распространенность хронических болезней костно-мышечной системы снижалась с 1-го по 7-ой класс с 219‰ до 99‰ за счет детей, у которых происходило замедленное, но правильное формирование свода стоп, и был снят диагноз «плоскостопие». В 89 классах частота хронических болезней опорно-двигательного аппарата увеличилась почти на 100‰ в связи с тем, что у подростков со сколиотической осанкой после рентгенологического обследования в 1415 лет был установлен диагноз «сколиоз», который является хронической патологией.

Необходимо отметить, что распространенность функциональных расстройств системы пищеварения в течение девятилетнего периода обучения в школе имеет стойкую тенденцию к снижению с 599‰ до 163‰. Это обусловлено улучшением моторики желудочно-кишечного тракта у детей в процессе их роста и развития. В то же время увеличивается количество школьников, страдающих воспалительными заболеваниями органов пищеварения – хроническим гастродуоденитом, гастритом и даже язвенной болезнью. За период обучения детей с 1-го до конца 9-го класса распространенность болезней органов пищеварения увеличилась более чем втрое – с 70‰ до 229‰.

Заслуживают самого пристального внимания неблагоприятные тенденции в изменениях распространенности нарушений зрения среди школьников в динамике обучения. Так частота функциональных расстройств (в основном спазм аккомодации и миопия слабой степени) с 1-го по 9-й класс возрастает почти в 2 раза с 219‰ до 412‰, а хронической патологии зрения (в основном миопии средней и высокой степеней) более чем в 10 раз – с 11‰ до 118‰ . При этом у 7075% детей, страдающих миопией, зрение ухудшается на 0,5-1 диоптрию за учебный год. В группе девочек выше распространенность миопии слабой степени по сравнению с мальчиками в полтора раза: 459,8‰ против 303,8‰.

Распространенность функциональных расстройств нервной системы и психической сферы целесообразно рассматривать вместе. Указанные нарушения у школьников проявляются головными болями, невротическими и астеническими реакциями, вегетативно-сосудистой дисфункцией, гиперкинетическими расстройствами. Частота расстройств колеблется в пределах 508–680‰. Однако обращает на себя внимание резкое увеличение распространенности невротических и астенических реакций, вегетативных расстройств у девятиклассников, что, по-видимому, обусловлено эмоционально напряженным периодом подготовки к государственной итоговой аттестации. В 9-х классах выявлено и существенное возрастание частоты хронических болезней нервной системы и психической сферы, в основном неврозов, с 33‰ до78‰.

Функциональные нарушения и хронические заболеваний верхних дыхательных путей, в частности ротоносоглотки, – одни из самых распространенных нарушений здоровья у детей и подростков. Частота функциональных отклонений колеблется в пределах 320460‰. В то же время распространенность хронических заболеваний ротоносоглотки с 1-го по 9-й класс снижается более чем вдвое с 214‰ до 98‰. В средних классах самым распространенным хроническим заболеванием верхних дыхательных путей остается хронический тонзиллит, хотя у большинства школьников заболевание находится в стадии компенсации.

Вместе с тем следует отметить, что частота хронических болезней бронхолегочной системы, среди которых самым распространенным заболеванием является бронхиальная астма, за девять лет обучения у наблюдаемых учащихся увеличилась в 10 раз (с 11‰ до 112‰).

Определенные сведения о динамике частоты нарушений здоровья в школьном возрасте можно получить из данных официальной статистической отчетности (Ф. №31), в которой представлены некоторые результаты профилактических медицинских осмотров, проведенных поликлиниками. Очевидно, за период с 2001 по 2011 гг. среди школьников в возрасте 1011 и 15 лет произошло снижение частоты нарушений слуха (на 0,6‰ и 0,3‰ соответственно), дефектов речи (на2,3‰ и 0,6‰ соответственно). Среди 10-11-летнихснизилась частота нарушений осанки и сколиоза (на 7,8‰ и 2,4‰ соответственно). В группах детей в возрасте 1011 лет и 15 лет значительно возросла частота нарушений зрения (на 9,4‰ и 22,9‰ соответственно). Обращает на себя внимание увеличение среди детей в возрасте 15 лет распространенности нарушений осанки и сколиоза (на 29,8‰ и 10,4‰ соответственно). Приведенные данные, в основном, соответствуют результатам научных исследований и свидетельствуют о преимущественном нарастании частоты патологии костно-мышечной системы и нарушений зрения.

При изучении заболеваемости московских школьников рассмотрена распространенность отклонений в физическом развитии мальчиков и девочек. Выявлены существенные возрастно-половые различия в динамике показателей. В группе мальчиков отчетливо прослеживаются следующие тенденции. Распространенность избыточной массы тела (включая ожирение) увеличивается с 1 по 4 класс (с 109‰ до 213,8‰), а затем снижается, составляя в 9 классе 139‰. В то же время, частота встречаемости дефицита массы тела нарастает с 59‰ до 215‰. Таким образом, к моменту завершения основного общего образования 21,5% юношей-девятиклассников имеют дефицит массы.

В группе девочек столь отчетливо выраженных тенденций выявить не удалось. В начальных классах 17,4% девочек имели дефицит массы тела. Затем увеличивается число школьниц с избытком массы тела. Среди девятиклассниц равное число девочек имеет избыток и дефицит массы тела (15%). Следует отметить, что на протяжении периода наблюдения за детьми сформировалась группа учащихся, страдающих ожирением I-II и более высоких степеней. Школьники, с установленным диагнозом «ожирение», составляют в 89 классах 45% от числа наблюдаемых подростков.

Заключение

Таким образом, оценивая в целом динамику показателей состояния здоровья детей и подростков, по результатам научных исследований, можно утверждать, что подавляющее большинство дошкольников, поступая в школу, уже имеют функциональные отклонения и хронические заболевания. Абсолютно здоровые дошкольники составляют не более 7%; дети с функциональными отклонениями (II-ой группой здоровья) 4045%, с хроническими заболеваниями (III-й группой здоровья) 5055%.

Распространенность функциональных отклонений и хронических болезней среди мальчиков в возрасте 57 лет выше, чем среди девочек того же возраста.

Углубленные обследования позволили выявить значительно большую, чем при поликлинических осмотрах, распространенность функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, невротических и гиперкинетических расстройств, расстройств речи, нарушений сна, аллергопатологии, нарушений физического развития. Отклонения физического развития, в среднем, диагностировались у 15-17% дошкольников с преобладанием детей с дефицитом массой тела по сравнению с дошкольниками с избыточной массой (11% против 8%). Выявлены более низкие показатели жизненной емкости легких и динамометрии у современных детей, по сравнению с их сверстниками 90-х годов прошлого столетия.

Начиная с первого класса, состояние здоровья школьников прогрессивно ухудшается, т.к. возрастает распространенность хронических заболеваний и увеличивается наполняемость III-IV групп здоровья, за счет уменьшения числа детей, отнесенных к I и II группам здоровья. Неблагоприятные тенденции в динамике состоянии здоровья, проявляющиеся более высоким темпом прироста частоты хронических болезней, более выражены среди мальчиков по сравнению c девочками.

Выявлены определенные половые различия в структуре хронической патологии и в структуре функциональных отклонений. Среди мальчиков, по сравнению с девочками, имеет место более высокая распространенность болезней органов дыхания, в первую очередь, патология бронхо-легочной системы, а также заболевания пищеварительной и костно-мышечной систем. Распространенность функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы среди юношей-подростков значительно выше, чем среди сверстниц-школьниц, причем пограничный уровень артериального давления (высокое нормальное давление) и артериальная гипертензия встречаются среди юношей в 68 раз чаще, чем среди девушек. В тоже время у девушек выше частота нарушений зрения.

В процессе школьного онтогенеза относительно благоприятным периодом, характеризующимся снижением распространенности функциональных отклонений и, в основном, стабильными показателями частоты хронических заболеваний, является период обучения детей в 46 классах.

Ухудшение состояния здоровья учащихся – увеличение частоты хронических заболеваний наблюдается в 79 классах. В динамике обучения в этих классах среди школьников растет распространенность хронических болезней органов пищеварения и костно-мышечной системы, а также функциональных отклонений: вегетативно-сосудистых и астено-невротических расстройств, миопии слабой степени. Существенно ухудшается состояние здоровья девятиклассников при подготовке к экзаменам.

Полученные результаты научных исследований позволяют определить приоритеты в разработке профилактических и лечебно-оздоровительных технологий и программ при работе в образовательных учреждениях.

Литература
1.    Баранов А.А., Сухарева Л.М. Особенности состояния здоровья современных школьников. Вопросы современной педиатрии. 2006. 5. 5. 14-20.
2.    Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г. Медико-организационные проблемы педиатрии. Справочник педиатра. 2010. 5. 21-31.
3.    Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: НЦЗД РАМН. 2008. 195-209.
4.    Баранов А.А., Ильин А.Г. Основные тенденции состояния здоровья детей в Российской федерации. Пути решения проблем.  Вестник Российской академии медицинских наук. 2011. 6. 12-18.
5.     Звездина И.В., Сухарева Л.М., Жигарева Н.С. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения. Российский педиатрический журнал. 2009. 2. 8-11.
6.    Ильин А.Г., Конова С.Р. Состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблемы, пути решения. Справочник педиатра.  2011. 3. 5-10.
7.    Рапопорт И.К., Храмцов П.И., Звездина И.В., Сотникова Е.Н. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы. Российский педиатрический журнал. 2009.  2. 49-52.
8.    Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Бережков Л.Ф., Ямпольская Ю.А., Звездина И.В. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет. Гигиена и санитария. 2009. 2. 21-26.
9.    Баранов А.А., Ильин А.Г. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2011. 4. 7-12.
10.    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2003 №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
11.    Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс. Российский педиатрический журнал. 2013. 4. 48-53.





Последние статьи