Е.Г. БИРЮКОВА, к.м.н., Е.Ю. ВАРФОЛОМЕЕВА, ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, Москва
Введение
Модернизация системы здравоохранения в РФ преимущественно направлена на укрепление материально-технической базы, информатизацию и профессиональное развитие медицинских работников, работающих в педиатрии, число которых, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, составляет более 60 тыс. педиатров и 130 тыс. медицинских сестер. По мнению ВОЗ, существует необходимость в обучении медицинских сестер аналитическому мышлению, их подготовке к исследовательской деятельности с целью совершенствования научных основ и профессиональной практики сестринской деятельности [2]. Высокого качества сестринской работы невозможно достигнуть без четкой системы повышения квалификации и обучения медицинских сестер [3, 4]. В соответствии с этими рекомендациями, неотъемлемой частью модернизации системы здравоохранения в России становится обучение и мотивация медицинских сестер быть готовыми к качественной работе, что требует выработки новых навыков не только выполнения медицинских процедур, но и обработки данных, исследовательской деятельности медицинских сестер, а также совершенствования профессиональных знаний медицинских сестер.
Хотя в настоящее время отсутствует специальное законодательство, регулирующее последипломное образование и совершенствование знаний медицинских сестер в России, система их обучения недавно была изменена. В России распространена подготовка медицинских сестер в колледжах, хотя организована и новая возможность обучения по программе бакалавриата. Программы обучения сестринскому делу в магистратуре пока отсутствуют, однако в данный момент эти программы находятся на этапе внедрения.
В различных регионах России существуют различные профессиональные сестринские организации, но ни одна из них не специализируется в области педиатрии. В 2012 г. специалисты Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук начали осуществление образовательного проекта в области сестринского дела и провели образовательный цикл для медицинских сестер (лекции и практические занятия).
Наиболее эффективной формой обучения считается отраженная в Мюнхенской декларации 2002 г., когда проводится обучение в группе «врач – медицинская сестра» с применением мультидисциплинарного подхода (ВОЗ). В этом контексте Союз педиатров России принял решение о проведении форумов детских медицинских сестер в рамках ежегодно проводимого конгресса педиатров. Первый форум детских медицинских сестер России состоялся в рамках XV конгресса педиатров России в феврале 2011 г. в Москве. Во время проведения первого форума было принято предложение педиатров России об организации ежегодных форумов для детских медицинских сестер в рамках ежегодного Конгресса педиатров России. В 2012–2013 гг. было проведено еще два форума, направленных на повышение профессиональной квалификации и включавшие в себя мастер-классы, лекции, симпозиумы, круглые столы, стендовые доклады.
Материалы и методы. В данной статье проанализированы результаты опроса 250 медицинских сестер из педиатрических лечебных и образовательных учреждений четырех регионов РФ.
Для проведения этого опроса в ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН был разработан опросник для выявления проблем среднего медицинского персонала — медицинских сестер. В опросник были включены вопросы с несколькими вариантами ответа об удовлетворенности медицинских сестер заработной платой, о стрессе на рабочем месте, информационной поддержке и перспективах карьеры [5].
Во время регистрации на первом форуме медицинских сестер-участниц форума заполняли анонимный опросник.
Респонденты. Наибольшая часть респондентов принадлежала к возрастной группе 40–49 лет (32,8 %). Самая молодая группа медицинских сестер (35,7 % в возрастной группе 20–29 лет) из Краснодарского края, а наиболее старшая по возрасту группа прибыла из Архангельской области (83,3 % в возрастной группе 40–49 лет). В составе делегации из Ханты-Мансийского автономного округа преобладали участники в возрасте 30–39 лет, из Москвы — в возрасте 30–39 лет.
Большинство медицинских сестер (96%) имели среднее специальное образование, 4% — высшее образование. По занимаемой должности 83,6 % относились к сестринскому персоналу, 16,4% — к административному среднему медперсоналу. Более половины административных сестринских работников представляли Краснодар (56%) и Москву (41,5%).
Содержание программы форумов
В программу первого форума (2012 г.) были включены пять крупных мастер-классов или интенсивных курсов суммарной длительностью 34 академических часа (3 дня работы форума). В программу второго форума были включены 3 основные темы: модернизация педиатрической помощи: сестринское образование в России и в зарубежных странах; новые технологии снижения детской смертности. На этот форум впервые приехали зарубежные специалисты. Д-р Ayse Ferda Ocakcy (Турция) представила лекцию «Здоровье турецких детей и образование в Турции», положив начало последующим международным мероприятиям по обмену опытом. Участники форума сделали устные доклады. Научный комитет получил 150 заявок на устные доклады от детских медицинских сестер. Ввиду большого количества заявлений организационный комитет принял решение впервые в истории таких сестринских мероприятий организовать сессию стендовых докладов для детских медицинских сестер. На форуме было представлено 26 стендовых докладов (в т. ч. 11 были сделаны медицинскими сестрами НЦЗД РАМН).
Программа третьего форума (2013 г.) была разработана в форме школы обучения (29 академических часов) и включала шесть больших секций в виде мастер-классов. Третий форум несколько отличался от двух предыдущих, поскольку он было открыт пленарной лекцией Веры Балабановой — доцента кафедры психиатрии и медицинской психологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, посвященной эмоциональному выгоранию среди детских медицинских сестер.
Результаты
Опрос перед проведением форума был выполнен для получения информации об исходном уровне удовлетворенности детских медицинских сестер своей работой. Результаты показали, что основными профессиональными проблемами для детских медицинских сестер были: неудовлетворенность заработной платой и стресс на рабочем месте.
По данным опроса низкая зарплата и стресс на рабочем месте представлены как основные недостатки работы.
Результаты показывают, что респонденты из различных регионов РФ предлагают следующие пути оптимизации их работы: повышение зарплаты, управление и нивелирование стресса на рабочем месте и профессиональное совершенствование путем повышения квалификации формального и неформального характера (конференции, курсы) (табл. 3).
Обсуждение
Повышение образования и участие в конференциях стимулирует собственную активность медицинских сестер и дает им возможность для публикации статей.
В последующем инициатива Москвы была принята в некоторых регионах (Екатеринбург, Красноярск с участием медицинских сестер ФГБУ «НЦЗД» РАМН.
Результатом данного исследования явилось также усовершенствование инструмента опроса. В первой версии не была включена возможность ответа «Я полностью удовлетворена своей работой?», этот вариант был добавлен в новую версию опросника, поскольку было приложено много усилий и действий к повышению удовлетворенности детских медицинских сестер своей работой.
Большинство детских медицинских сестер (54%) отмечают в качестве недостатка профессиональный стресс. Детские медицинские сестры должны находить подход ко всем детям-пациентам и их родителям, поскольку медицинские сестры проводят большую часть своего времени в работе с маленькими пациентами (в программу форумов включены тренинги по общению и консультированию. Они позволяют выявить ожидания медсестры и ее понимание проблем общения с родителями пациента).
Медицинские сестры также хотели бы улучшить свое взаимодействие с коллегами, чтобы повысить как свой образовательный уровень так и для участия в конференциях. Форумы детских медицинских сестер России дают для этого возможности.
Итоговые результаты опроса (n = 1 265) показали, что 73% респондентов мало удовлетворены своей работой из-за частых стрессовых ситуаций в рабочих группах, недостатка новой и современной информации. Современные информационные технологии на рабочем месте не используют 83% медицинских сестер. Большинство медицинских сестер (86%) ощущают потребность в повышении уровня своего профессионального образования. Несмотря на тот факт, что участники исследования работали в академическом исследовательском учреждении, 98% из них не имели научных публикаций и не участвовали в конференциях. Половина респондентов (54,3%) говорят о важности постоянного профессионального развития для работы медицинских сестер [5].
Программа первого форума (2011 г.) была составлена с учетом результатов опроса, которые определили не только содержание, но и формы образовательных мероприятий. Медицинские сестры НЦЗД РАМН, участвовавшие в форуме, провели мастер-классы в клинических отделениях научно-исследовательского института педиатрии и научно-исследовательского института профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН. В ходе лекций обсуждалась сестринская работа при эндоскопических обследованиях и лечении, а также при хирургических процедурах. Кроме того, обсуждались современные методики иммобилизации и ухода за раной в клинике травматологии и ортопедии. Затем были представлены инновационные методы обработки медицинского инструментария с применением контроля качества ультразвуковой мойки и очистки. Представлена лекция, посвященная нейрореабилитации в педиатрии, знания о медицинской помощи ребенку были дополнены в ходе лекции о роли медсестры в школе метода пренатальной профилактики «Сонатал». Другие научно-практические сообщения были посвящены проблемам здорового образа жизни в популяции детей, адаптации родителей к рождению ребенка с инвалидностью, технологии сестринского дела при организации детского летнего оздоровительного отдыха, качеству и безопасности питания, роли медицинской сестры в охране репродуктивного здоровья.
Основным событием второго дня была сессия стендовых докладов, на которой были представлены 34 презентации из Забайкальского региона, Барнаула, Архангельска и Владимира. Более половины презентаций были представлены детскими медицинскими сестрами из Научного центра здоровья детей (18 докладов). Их тематика включала в себя представление новых технологий сестринского ухода за детьми с экстремально низкой массой тела, проблему синдрома выгорания у медицинских сестер, проблему полноценного ухода за детьми с кистозным фиброзом в дневном стационаре и т. д.
Форум в Москве инициировал проведение форума детских медицинских сестер России в регионах, что позволило распространить знания о надлежащей практике и опыте (первый форум детских медицинских сестер Урала и детских медицинских сестер Сибири), что позволило определить типы работы в различных регионах. Было принято решение включить медицинских работников в работу конференций для разработки образовательных программ для детских медицинских сестер и более полного включения медицинских сестер в научные исследования (сбор и обработка данных).
Примеры этих форумов подтверждают важность профессионального сотрудничества для реализации идей, позволяющих объединить усилия педиатров и медицинских сестер в целях повышения эффективности помощи, оказываемой детям.
Во время лекции о модернизации системы здравоохранения детей была подчеркнута необходимость совершенствования профессионального образования медицинских сестер. Был проведен мастер-класс по проблеме профессионального выгорания и устойчивости к стрессу. У медицинских сестер была возможность представить свои собственные презентации и стендовые доклады, участвовать в тренингах. По мере того как предложенные инициативы были приняты в регионах, региональные организации медицинских сестер начали заниматься образованием медицинских сестер на местах, их обучением профессиональным навыкам.
Таким образом, Научный центр здоровья детей РАМН стал стартовой площадкой для инновационной работы с сестринским персоналом. Cледует отметить, что для достижения всеобщего публичного признания профессии необходимо поднять ее престиж, прежде всего — в глазах самого медицинского персонала [6], обучить персонал навыкам лидерства и менеджмента, стимулировать его участие в научных исследованиях, развивающих и расширяющих знания предмета, а также в исследованиях, соответствующих международным стандартам и организованным для содействия повышению престижа сестринского дела в Российской Федерации и других странах мира.
Литература:
1. Этический кодекс медицинской сестры России. Ст. 12: Медицинская сестра как участник научного исследования. С.-Петербург: Ассоциация медицинских сестер России, 2010; 11.
2. Хатамова Е.Ш. Академизация сестринской практики в Израиле. Устный доклад. Материалы I форума медицинских сестер России. M., 2011.
3. Волков С.Р., Волкова М.М. Роль медицинских сестер в профилактической медицинской практике. Медицинская сестра, 2001; 2:36.
4. Тинков А.Н. Специалист с высшим сестринским образованием — менеджеры сестринской практики. Доклады II конференции медицинских специалистов. M.: ГОУ ВУНМЦ, 2004; 254–260.
5. Бирюкова Е.Г. Роль медицинских сестер в модернизации педиатрической службы (результаты II форума медицинских сестер России). Педиатрическая фармакология. 2012; 9: 158.
6. Notzer N, Ribac J, Abramovitz R. et. al. The impact of Bachelor Degree Completion Programs on Career Development of Nurses in Israel. International journal of Nursing Studies. 2003; 41: 713–719.
Введение
Модернизация системы здравоохранения в РФ преимущественно направлена на укрепление материально-технической базы, информатизацию и профессиональное развитие медицинских работников, работающих в педиатрии, число которых, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, составляет более 60 тыс. педиатров и 130 тыс. медицинских сестер. По мнению ВОЗ, существует необходимость в обучении медицинских сестер аналитическому мышлению, их подготовке к исследовательской деятельности с целью совершенствования научных основ и профессиональной практики сестринской деятельности [2]. Высокого качества сестринской работы невозможно достигнуть без четкой системы повышения квалификации и обучения медицинских сестер [3, 4]. В соответствии с этими рекомендациями, неотъемлемой частью модернизации системы здравоохранения в России становится обучение и мотивация медицинских сестер быть готовыми к качественной работе, что требует выработки новых навыков не только выполнения медицинских процедур, но и обработки данных, исследовательской деятельности медицинских сестер, а также совершенствования профессиональных знаний медицинских сестер.
Хотя в настоящее время отсутствует специальное законодательство, регулирующее последипломное образование и совершенствование знаний медицинских сестер в России, система их обучения недавно была изменена. В России распространена подготовка медицинских сестер в колледжах, хотя организована и новая возможность обучения по программе бакалавриата. Программы обучения сестринскому делу в магистратуре пока отсутствуют, однако в данный момент эти программы находятся на этапе внедрения.
В различных регионах России существуют различные профессиональные сестринские организации, но ни одна из них не специализируется в области педиатрии. В 2012 г. специалисты Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук начали осуществление образовательного проекта в области сестринского дела и провели образовательный цикл для медицинских сестер (лекции и практические занятия).
Наиболее эффективной формой обучения считается отраженная в Мюнхенской декларации 2002 г., когда проводится обучение в группе «врач – медицинская сестра» с применением мультидисциплинарного подхода (ВОЗ). В этом контексте Союз педиатров России принял решение о проведении форумов детских медицинских сестер в рамках ежегодно проводимого конгресса педиатров. Первый форум детских медицинских сестер России состоялся в рамках XV конгресса педиатров России в феврале 2011 г. в Москве. Во время проведения первого форума было принято предложение педиатров России об организации ежегодных форумов для детских медицинских сестер в рамках ежегодного Конгресса педиатров России. В 2012–2013 гг. было проведено еще два форума, направленных на повышение профессиональной квалификации и включавшие в себя мастер-классы, лекции, симпозиумы, круглые столы, стендовые доклады.
Материалы и методы. В данной статье проанализированы результаты опроса 250 медицинских сестер из педиатрических лечебных и образовательных учреждений четырех регионов РФ.
Для проведения этого опроса в ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН был разработан опросник для выявления проблем среднего медицинского персонала — медицинских сестер. В опросник были включены вопросы с несколькими вариантами ответа об удовлетворенности медицинских сестер заработной платой, о стрессе на рабочем месте, информационной поддержке и перспективах карьеры [5].
Во время регистрации на первом форуме медицинских сестер-участниц форума заполняли анонимный опросник.
Респонденты. Наибольшая часть респондентов принадлежала к возрастной группе 40–49 лет (32,8 %). Самая молодая группа медицинских сестер (35,7 % в возрастной группе 20–29 лет) из Краснодарского края, а наиболее старшая по возрасту группа прибыла из Архангельской области (83,3 % в возрастной группе 40–49 лет). В составе делегации из Ханты-Мансийского автономного округа преобладали участники в возрасте 30–39 лет, из Москвы — в возрасте 30–39 лет.
Большинство медицинских сестер (96%) имели среднее специальное образование, 4% — высшее образование. По занимаемой должности 83,6 % относились к сестринскому персоналу, 16,4% — к административному среднему медперсоналу. Более половины административных сестринских работников представляли Краснодар (56%) и Москву (41,5%).
Содержание программы форумов
В программу первого форума (2012 г.) были включены пять крупных мастер-классов или интенсивных курсов суммарной длительностью 34 академических часа (3 дня работы форума). В программу второго форума были включены 3 основные темы: модернизация педиатрической помощи: сестринское образование в России и в зарубежных странах; новые технологии снижения детской смертности. На этот форум впервые приехали зарубежные специалисты. Д-р Ayse Ferda Ocakcy (Турция) представила лекцию «Здоровье турецких детей и образование в Турции», положив начало последующим международным мероприятиям по обмену опытом. Участники форума сделали устные доклады. Научный комитет получил 150 заявок на устные доклады от детских медицинских сестер. Ввиду большого количества заявлений организационный комитет принял решение впервые в истории таких сестринских мероприятий организовать сессию стендовых докладов для детских медицинских сестер. На форуме было представлено 26 стендовых докладов (в т. ч. 11 были сделаны медицинскими сестрами НЦЗД РАМН).
Программа третьего форума (2013 г.) была разработана в форме школы обучения (29 академических часов) и включала шесть больших секций в виде мастер-классов. Третий форум несколько отличался от двух предыдущих, поскольку он было открыт пленарной лекцией Веры Балабановой — доцента кафедры психиатрии и медицинской психологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, посвященной эмоциональному выгоранию среди детских медицинских сестер.
Результаты
Опрос перед проведением форума был выполнен для получения информации об исходном уровне удовлетворенности детских медицинских сестер своей работой. Результаты показали, что основными профессиональными проблемами для детских медицинских сестер были: неудовлетворенность заработной платой и стресс на рабочем месте.
По данным опроса низкая зарплата и стресс на рабочем месте представлены как основные недостатки работы.
Результаты показывают, что респонденты из различных регионов РФ предлагают следующие пути оптимизации их работы: повышение зарплаты, управление и нивелирование стресса на рабочем месте и профессиональное совершенствование путем повышения квалификации формального и неформального характера (конференции, курсы) (табл. 3).
Обсуждение
Повышение образования и участие в конференциях стимулирует собственную активность медицинских сестер и дает им возможность для публикации статей.
В последующем инициатива Москвы была принята в некоторых регионах (Екатеринбург, Красноярск с участием медицинских сестер ФГБУ «НЦЗД» РАМН.
Результатом данного исследования явилось также усовершенствование инструмента опроса. В первой версии не была включена возможность ответа «Я полностью удовлетворена своей работой?», этот вариант был добавлен в новую версию опросника, поскольку было приложено много усилий и действий к повышению удовлетворенности детских медицинских сестер своей работой.
Большинство детских медицинских сестер (54%) отмечают в качестве недостатка профессиональный стресс. Детские медицинские сестры должны находить подход ко всем детям-пациентам и их родителям, поскольку медицинские сестры проводят большую часть своего времени в работе с маленькими пациентами (в программу форумов включены тренинги по общению и консультированию. Они позволяют выявить ожидания медсестры и ее понимание проблем общения с родителями пациента).
Медицинские сестры также хотели бы улучшить свое взаимодействие с коллегами, чтобы повысить как свой образовательный уровень так и для участия в конференциях. Форумы детских медицинских сестер России дают для этого возможности.
Итоговые результаты опроса (n = 1 265) показали, что 73% респондентов мало удовлетворены своей работой из-за частых стрессовых ситуаций в рабочих группах, недостатка новой и современной информации. Современные информационные технологии на рабочем месте не используют 83% медицинских сестер. Большинство медицинских сестер (86%) ощущают потребность в повышении уровня своего профессионального образования. Несмотря на тот факт, что участники исследования работали в академическом исследовательском учреждении, 98% из них не имели научных публикаций и не участвовали в конференциях. Половина респондентов (54,3%) говорят о важности постоянного профессионального развития для работы медицинских сестер [5].
Программа первого форума (2011 г.) была составлена с учетом результатов опроса, которые определили не только содержание, но и формы образовательных мероприятий. Медицинские сестры НЦЗД РАМН, участвовавшие в форуме, провели мастер-классы в клинических отделениях научно-исследовательского института педиатрии и научно-исследовательского института профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН. В ходе лекций обсуждалась сестринская работа при эндоскопических обследованиях и лечении, а также при хирургических процедурах. Кроме того, обсуждались современные методики иммобилизации и ухода за раной в клинике травматологии и ортопедии. Затем были представлены инновационные методы обработки медицинского инструментария с применением контроля качества ультразвуковой мойки и очистки. Представлена лекция, посвященная нейрореабилитации в педиатрии, знания о медицинской помощи ребенку были дополнены в ходе лекции о роли медсестры в школе метода пренатальной профилактики «Сонатал». Другие научно-практические сообщения были посвящены проблемам здорового образа жизни в популяции детей, адаптации родителей к рождению ребенка с инвалидностью, технологии сестринского дела при организации детского летнего оздоровительного отдыха, качеству и безопасности питания, роли медицинской сестры в охране репродуктивного здоровья.
Основным событием второго дня была сессия стендовых докладов, на которой были представлены 34 презентации из Забайкальского региона, Барнаула, Архангельска и Владимира. Более половины презентаций были представлены детскими медицинскими сестрами из Научного центра здоровья детей (18 докладов). Их тематика включала в себя представление новых технологий сестринского ухода за детьми с экстремально низкой массой тела, проблему синдрома выгорания у медицинских сестер, проблему полноценного ухода за детьми с кистозным фиброзом в дневном стационаре и т. д.
Форум в Москве инициировал проведение форума детских медицинских сестер России в регионах, что позволило распространить знания о надлежащей практике и опыте (первый форум детских медицинских сестер Урала и детских медицинских сестер Сибири), что позволило определить типы работы в различных регионах. Было принято решение включить медицинских работников в работу конференций для разработки образовательных программ для детских медицинских сестер и более полного включения медицинских сестер в научные исследования (сбор и обработка данных).
Примеры этих форумов подтверждают важность профессионального сотрудничества для реализации идей, позволяющих объединить усилия педиатров и медицинских сестер в целях повышения эффективности помощи, оказываемой детям.
Во время лекции о модернизации системы здравоохранения детей была подчеркнута необходимость совершенствования профессионального образования медицинских сестер. Был проведен мастер-класс по проблеме профессионального выгорания и устойчивости к стрессу. У медицинских сестер была возможность представить свои собственные презентации и стендовые доклады, участвовать в тренингах. По мере того как предложенные инициативы были приняты в регионах, региональные организации медицинских сестер начали заниматься образованием медицинских сестер на местах, их обучением профессиональным навыкам.
Таким образом, Научный центр здоровья детей РАМН стал стартовой площадкой для инновационной работы с сестринским персоналом. Cледует отметить, что для достижения всеобщего публичного признания профессии необходимо поднять ее престиж, прежде всего — в глазах самого медицинского персонала [6], обучить персонал навыкам лидерства и менеджмента, стимулировать его участие в научных исследованиях, развивающих и расширяющих знания предмета, а также в исследованиях, соответствующих международным стандартам и организованным для содействия повышению престижа сестринского дела в Российской Федерации и других странах мира.
Литература:
1. Этический кодекс медицинской сестры России. Ст. 12: Медицинская сестра как участник научного исследования. С.-Петербург: Ассоциация медицинских сестер России, 2010; 11.
2. Хатамова Е.Ш. Академизация сестринской практики в Израиле. Устный доклад. Материалы I форума медицинских сестер России. M., 2011.
3. Волков С.Р., Волкова М.М. Роль медицинских сестер в профилактической медицинской практике. Медицинская сестра, 2001; 2:36.
4. Тинков А.Н. Специалист с высшим сестринским образованием — менеджеры сестринской практики. Доклады II конференции медицинских специалистов. M.: ГОУ ВУНМЦ, 2004; 254–260.
5. Бирюкова Е.Г. Роль медицинских сестер в модернизации педиатрической службы (результаты II форума медицинских сестер России). Педиатрическая фармакология. 2012; 9: 158.
6. Notzer N, Ribac J, Abramovitz R. et. al. The impact of Bachelor Degree Completion Programs on Career Development of Nurses in Israel. International journal of Nursing Studies. 2003; 41: 713–719.