Способы профилактики вирусных гепатитов определяются особенностями передачи этих инфекций. Наиболее надежна профилактическая иммунизация, но она существует не для всех их видов.
Наибольшее значение имеет вакцинация против гепатита В, включенная в Национальный календарь прививок и в России, и обязательная для всех детей в отсутствии противопоказаний.
Широко доступна и вакцина против гепатита А. Она рекомендована жителям местностей, эндемичных по этой инфекции, а также людям, выезжающим в такие регионы. Применять препарат можно, начиная с годовалого возраста.
Единственная на данный момент прививка от гепатита Е разработана, испытана и одобрена к применению в Китае в 2012 году. Там же ведутся ее масштабные постмаркетинговые исследования. Ожидается, что вскоре препарат появится на рынках других стран.
Наиболее важная и сложная задача – разработка вакцины против гепатита С. Этому препятствует крайне высокая изменчивость вируса. Тем не менее, вакцины-кандидаты уже подготовлены сразу несколькими лабораториями и в сейчас проходят ранние стадии клинических испытаний. Окажутся ли они эффективными и безопасными, покажет время.
Помимо профилактических прививок для гепатитов А и В существует вторичная пассивная иммунизация специфическими иммуноглобулинами. В отличие от вакцин, вызывающих наработку собственного иммунитета против конкретного вида вируса, эти средства представляют собой готовые противовирусные антитела.
Они применяются только в случае предполагаемого контакта с патогеном, чтобы инактивировать его, не дав вызвать заболевание. Причем если иммуноглобулин против гепатита А эффективен в течение двух недель с момента заражения, то против гепатита В – только в первые сутки. Такой искусственный иммунитет нестоек – «чужие» антитела остаются в крови не более трех месяцев.
28 июля – Всемирный день гепатита
Всемирный день гепатита отмечается в день рождения выдающегося американского ученого Баруха Самуэля Блумберга – первооткрывателя вируса гепатита B и создателя первой эффективной вакцины для предотвращения этой инфекции. Блумберг отказался от патентной защиты своего препарата, чтобы облегчить борьбу с гепатитом B в бедных и развивающихся странах.
Остановить вторжение
Специфического лечения любого острого вирусного гепатита (продолжительностью до 6 месяцев), вне зависимости от вида возбудителя, не существует. Однако в подавляющем большинстве случаев для выздоровления необходимо соблюдать строгий постельный режим, придерживаться определенной диеты (часто и понемногу употреблять калорийную, но легкоусвояемую пищу с ограничением количества жиров, соли и специй) и пить достаточно жидкости.
Иногда может понадобиться симптоматическое лечение обезболивающими, спазмолитиками или противорвотными. Однако в целом количество лекарств стараются свести к минимуму, чтобы не увеличивать нагрузку на пораженную печень. В восстановительном периоде пользу могут принести препараты эссенциальных фосфолипидов.
При хронических гепатитах противовирусная терапия назначается тоже не всегда. Решение об этом принимается с учетом таких факторов, как активность воспаления и репликации вируса, степень поражения печени, общее состояние пациента, наличие сопутствующих заболеваний и др.
Наибольшее значение имеет специфическая терапия при гепатите С, который обычно развивается как первично хроническое заболевание без выраженных острых проявлений и спустя годы приводит к развитию цирроза или рака печени . Противовирусные ЛС в случае этой инфекции используются длительно.
Современный стандарт противовирусной терапии при гепатите С – совместное применение пегилированного (реже – обычного) человеческого интерферона альфа-2 и аналога азотистого основания гуанозина – рибавирина5. Первый из этих препаратов представляет пролонгированный с добавлением полиэтиленгликоля интерферон, который запускает в непораженных клетках печени механизмы защиты от инфекции. Второй – встраивается вместо гуанозина в вирусную РНК, делая ее дефектной и нефункциональной.
Результативность такого лечения (полный его курс занимает около года) сильно зависит от генотипа вируса. При 1-м типе, самом распространенном, сочетание пегинтерферона с рибавирином эффективна максимум в половине случаев, при 2 и 3 она может помочь до 80% пациентов. Нередко подобная комбинированная терапия оказывается невозможной из-за большого числа побочных эффектов и высокой токсичности лекарственных средств5.
Для лечения хронического гепатита В используют то же сочетание пэгинтерферона альфа-2 и рибавирина. Кроме того, с переменным успехом применяют ингибиторы обратной транскриптазы (эти лекарства используются также в терапии ВИЧ-инфекции): ламивудин, адефовир, тенофовир, телбивудин и энтекавир . Препараты этой группы лишь подавляют активность вируса, не удаляя его из организма.
Новые возможности
В 2011 году на рынке появились два ЛС для лечения гепатита С, являющихся ингибиторами протеазы: боцепревир и телапревир . Они нарушают процесс «созревания» белков вирусной оболочки и, как следствие, сборку новых вирусных частиц. Пока они одобрены лишь в качестве дополнения дополнение к существующей комбинированной терапии; возможности монотерапии исследуются.
Также проходят клинические испытания новые схемы терапии гепатита С, которые включают ингибиторы протеазы нового поколения (симепревир, асунапревир, данопревир, ванипревир и др.), ингибиторы полимеразы NS5B (софосбувир, мерицитабин) и ингибиторы полимеразы NS5A (ледипасвир, даклатасвир) при отсутствии высокотоксичного пэгинтерферона. Предварительные данные этих испытаний выглядят весьма оптимистично.
Разрабатываются и альтернативные фармакологические подходы, действующие не на вирус, а на организм человека. Так, экспериментальный препарат алиспоривир подавляет активность человеческого белка циклофилина А, взаимодействующего с вирусной полимеразой NS5A. Другая подопытная молекула – мирвирсен – ингибирует печеночную миРНК-122, участвующую в репликации вируса гепатита С. Эффективность этих средств еще предстоит выяснить.
Михаил Алексеев, Олег Лищук