Top.Mail.Ru

Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых шести месяцев 2018г.


Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых шести месяцев 2018г.
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-июня 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился относительно аналогичного периода 2017г. на 0,4% и составил 2,224 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 7% в рублевом эквиваленте и на 5% - в долларовом. При этом он достиг 366,569 млрд. рублей (6,193 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с прошлым годом (3,31 долл.) и была равна 3,42 долл. в розничных ценах. По итогам первых шести месяцев 2018г. россияне потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 51,77 долл., тогда как годом ранее –50,32 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок России за 6 месяцев 2017 – 6 месяцев 2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок России за 6 месяцев 2017 – 6 месяцев 2018гг.

По итогам первого полугодия 2018г. Топ-10 ведущих производителей на российском аптечном рынке продемонстрировал высокую стабильность – шесть его представителей остались на занятых в прошлом местах (табл. 1). Места с первого по шестое включительно по-прежнему занимают BAYER (+11% ), SANOFI (+1%), TEVA (+5%), SERVIER (+8%), OTCPHARM (+7%) и SANDOZ (+10%). Компания STADA (-9%) по итогам полугодия опустилась с седьмой позиции на 12, что позволило подняться на позицию вверх четырем производителям в нижней его части. Это ABBOTT (+8%), BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+6%), GLAXOSMITHKLINE (+5%) и единственный новый представитель GEDEON RICHTER (+3%). В сумме десять ведущих компаний аккумулировали 34,3% российского рынка, годом ранее - 34,6%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 1 BAYER 5,1 5,0
2 2 SANOFI 4,5 4,8
3 3 TEVA 3,9 4,0
4 4 SERVIER 3,6 3,5
5 5 OTCPHARM 3,2 3,2
6 6 SANDOZ 3,2 3,1
7 8 ABBOTT 2,8 2,8
8 9 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,8 2,8
9 10 GLAXOSMITHKLINE 2,6 2,7
10 11 GEDEON RICHTER 2,6 2,7
Итого     34,3 34,6
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Лидерами по объемам продаж среди брендов на аптечном рынке страны стали XARELTO (+44%) и DETRALEX (+12%) (табл. 2). Занимавший ранее первое место NUROFEN (+2%) показал невысокую динамику и опустился на третью строчку. Помимо лидеров, на более высокие места поднялись ещё два участника Топ-10. С десятой строчки на пятую переместился INGAVIRIN (+25%), потеснив на один пункт вниз, на позиции с шестой по восьмую включительно, ACTOVEGIN (+3%), MEXIDOL (+10%) и CARDIOMAGNYL (+2%). Десятое место рейтинга занял единственный но-вый его представитель PENTALGIN (+16%). Бренды CONCOR (+5%) и KAGOCEL (+8%) сохранили свои позиции неизменными. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 6,3% до 6,6%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 8 XARELTO 0,8 0,6
2 3 DETRALEX 0,8 0,7
3 1 NUROFEN 0,7 0,8
4 4 CONCOR 0,7 0,7
5 10 INGAVIRIN 0,7 0,6
6 5 ACTOVEGIN 0,7 0,7
7 6 MEXIDOL 0,6 0,6
8 7 CARDIOMAGNYL 0,6 0,6
9 9 KAGOCEL 0,6 0,6
10 11 PENTALGIN 0,6 0,5
Итого     6,6 6,3

Несмотря на перестановки в верхней части предыдущего рейтинга, лидерами Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжают оставаться XYLOMETAZOLINE (+1%) и IBUPROFEN (+12%) (табл.3). Занятую ранее четвертую позицию удерживает и BISOPROLOL (+7%). На третье место с пятого поднялась комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+23%), тогда как занимавший эту позицию ранее PANCREATIN (+2%) опустился на пятую строчку. Также на два пункта вверх, на шестое место, переместился и ROSUVASTATIN (+17%), а МНН ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+8%) поднялось на строчку выше. На восьмой позиции расположился самый динамичный среди лидеров и впервые вошедший в Топ-10 RIVAROXABAN (+44%). Не столь динамичные наименования NIMESULIDE (+7%) и BLOOD (+4%) потеряли по одной рейтинговой позиции и опустились на седьмое и десятое места. Суммарная доля «десятки» увеличилась с 9,5% до 9,8%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,6 1,7
2 2 IBUPROFEN 1,1 1,1
3 5 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,1 1,0
4 4 BISOPROLOL 1,0 1,0
5 3 PANCREATIN 1,0 1,0
6 8 ROSUVASTATIN 0,9 0,8
7 6 NIMESULIDE 0,9 0,9
8 17 RIVAROXABAN 0,8 0,6
9 10 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE 0,7 0,7
10 9 BLOOD 0,7 0,8
Итого    9,8 9,5

Неизменной осталась и верхняя часть рейтинга ведущих АТС-групп на рынке страны (табл.4). Первые две строчки продолжают занимать группы M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+4%) и C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (+9%). Также на занятой ранее седьмой позиции остались J05 Противовирусные препараты системного назначения (+10%). Четыре представителя «десятки» продемонстрировали рейтинговый прогресс. Так, на третье место с пятого поднялись G03 Половые гормоны (+9%), на шестое с девятого - В1 Антикоагулянты (+23%) и на девятое с десятого - R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+9%). Последнюю строчку рейтинга заняли впервые в него вошедшие C05 Ангиопротекторы (+14%). Одновременно с этим три группы, напротив, опустились на более низкие места. На позицию вниз сместились R01 Назальные препараты (+2%) и J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+4%), тогда как N02 Анальгетики (+1%) опустились на две строчки вниз. В целом на долю десяти ведущих АТС групп приходилось 36,2% розничного рынка, тогда как годом ранее – 36,0%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2017г.
1 1 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,8 4,9
2 2 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 4,6 4,5
3 5 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,6 3,6
4 3 R01  NASAL PREPARATIONS 3,6 3,8
5 4 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,6 3,7
6 9 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,5 3,0
7 7 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,3 3,2
8 6 N02  ANALGESICS 3,2 3,4
9 10 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,1 3,0
10 12 C05  VASOPROTECTIVES 3,0 2,8
Итого     36,2 36,0

Заключение. По итогам января-июня 2018г. объем аптечного рынка страны достиг 450,137 млрд. руб. (7,605 млрд. долл.). Это на 5% в рублях и на 3% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2017г. В натуральных показателях рынок сократился на 0,4% относительно предыдущего года и был равен 2,224 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках страны по итогам первых шести месяцев 2018г. составила 3,42 долл., тогда как в 2017г. она была равна 3,31 долл. Увеличились и средние расходы россиян на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в сравнении с предыдущим годом (51,77 долл. против 50,32 долл.). 
Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи