Аптечный рынок ЮФО: итоги 2019г.

 1522

Аптечный рынок ЮФО: итоги 2019г.

Численность населения Южного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 16,455 млн. человек – это 11,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЮФО в 2019г. составил 34268 руб. (529,32 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (47468 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЮФО в натуральном выражении сократился на 8% и был равен 396,893 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику и в рублевом (+5%), и в долларовом (+2%) эквиваленте, и был равен 63,638 млрд. рублей (983,518 млн. долл.) в оптовых ценах (рис. 1). На долю округа приходилось 8,1% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС повысилась в сравнении с предыдущим годом (2,74 долл.) и была равна 3,02 долл. в розничных ценах. В 2019г. жители ЮФО потратили на приобретение лекарств в среднем 72,95 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО в 2018 – 2019гг. 

Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО в 2018 – 2019гг.  

Лидерство в Топ-10 ведущих производителей на рынке Южного федерального округа по итогам 2019г. сохранил BAYER несмотря на снижение объемов продаж на 1% (табл. 1). Неизменными остались позиции ещё у трёх производителей: SANOFI и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (по +3% у обоих), а также SANDOZ (+1%) продолжают занимать вторую, шестую и седьмую строчки соответственно. 

Три представителя «десятки» продемонстрировали рейтинговый прогресс. Компания SERVIER (+7%) переместилась на третье место с пятого, тогда как ABBOTT (+12%) и GEDEON RICHTER (+4%) поднялись на один пункт вверх, на восьмое и десятое места соответственно. При этом последний стал единственным новым представителем. В то же время снизившие продажи компании TEVA (-10%), OTCPHARM (-4%) и GLAXOSMITHKLINE (-2%) опустились на более низкие места, пятое, шестое и девятое. В сумме десять ведущих производителей занимали 32,2% рынка, тогда как годом ранее – 33,6%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 BAYER 4,7 4,9
2 2 SANOFI 3,9 3,9
3 5 SERVIER 3,3 3,2
4 3 TEVA 3,2 3,8
5 4 OTCPHARM 3,1 3,4
6 6 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 3,0 3,1
7 7 SANDOZ 2,9 3,1
8 9 ABBOTT 2,9 2,7
9 8 GLAXOSMITHKLINE 2,6 2,8
10 11 GEDEON RICHTER 2,6 2,6
Итого 32,2 33,6

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов на рынке региона появилось два новых представителя, CONCOR (+14%) и PENTALGIN (+8%), которые расположились на шестой и девятой строчках (табл.2). Помимо «новичков», более высокие позиции заняли ещё три бренда. Самый динамичный из них, XARELTO (+60%), возглавил Топ-10, потеснив на позицию вниз NUROFEN (+%) и ACTOVEGIN (+7%). На четвертое место с десятого поднялся MEXIDOL (+24%), на седьмое с восьмого - INGAVIRIN (+5%). Снизившие продажи на 10% бренды THERAFLEX и THERAFLU, напротив, опустились на восьмую и последнюю строчки. И только DETRALEX (+12%) сохранил за собой занятую ранее пятую позицию. Суммарная доля десяти ведущих брендов расширилась на 0,3 п.п., до 6,4%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 9 XARELTO 0,8 0,6
2 1 NUROFEN 0,8 0,8
3 2 ACTOVEGIN 0,7 0,7
4 10 MEXIDOL 0,7 0,6
5 5 DETRALEX 0,6 0,6
6 11 CONCOR 0,6 0,5
7 8 INGAVIRIN 0,6 0,6
8 3 THERAFLEX 0,5 0,6
9 13 PENTALGIN 0,5 0,5
10 4 THERAFLU 0,5 0,6
Итого 6,4 6,1

Первую строчку в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований сохранил за собой XYLOMETAZOLINE хотя объемы его продаж сократились на 9% (табл. 3). Отрицательную динамику продемонстрировал также IBUPROFEN (-4%), однако он потерял одну рейтинговую позицию и опустился на третье место. У оставшихся восьми представителей «десятки» продажи увеличились. Наиболее выраженный рост отмечен у впервые в нее вошедшего МНН RIVAROXABAN (+60%), которое поднялось с 20 места на седьмое. При этом оно сместило на один пункт вниз BLOOD (+6%) и ROSUVASTATIN (+17%). Напротив, на одну позицию вверх, на второе место, переместился PANCREATIN (+8%). Места с четвертого по шестое включительно, а также последнюю строчку, продолжают занимать NIMESULIDE (+2%), DIOSMIN*HESPERIDIN (+20%), BISOPROLOL (+21%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+20%). Итоговая доля «десятки» была равна 10,1%, тогда как в 2018 году – 9,7%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,7 1,9
2 3 PANCREATIN 1,1 1,1
3 2 IBUPROFEN 1,0 1,1
4 4 NIMESULIDE 1,0 1,1
5 5 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,0 0,9
6 6 BISOPROLOL 1,0 0,9
7 20 RIVAROXABAN 0,8 0,6
8 7 BLOOD 0,8 0,8
9 8 ROSUVASTATIN 0,8 0,7
10 10 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE
0,8 0,7
Итого 10,1 9,7

Не изменился лидер и в Топ-10 ведущих АТС групп: первое место удерживают M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+4%) (табл. 4). Кроме того, на занятой ранее восьмой строчке продолжают оставаться J05 Противовирусные препараты системного действия (+2%). Позиции оставшихся представителей ведущей «десятки» изменились, у четырёх из них они повысились. Так, на второе место с третьего поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+28%), потеснив R01 Назальные препараты (-3%). На четвертую позицию с шестой переместились G03 Половые гормоны (+9%), на шестую с десятой - B01 Антикоагулянты (+31%). На последнем месте рейтинга расположились впервые в него вошедшие N06 Психоаналептики (+12%). Менее динамичные J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+1%), а также снизившие продажи N02 Анальгетики (-7%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (-8%), напротив, опустились на более низкие места, пятое, седьмое и девятое соответственно. Суммарная доля десяти ведущих АТС групп увеличилась с 35,8% до 36,2%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 5,2 5,3
2 3 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 4,6 3,7
3 2 R01 NASAL PREPARATIONS 3,7 4,0
4 6 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,6 3,5
5 4 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,6 3,7
6 10 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,5 2,9
7 5 N02 ANALGESICS 3,2 3,6
8 8 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,1 3,2
9 7 A07 ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS 2,9 3,4
10 12 N06 PSYCHOANALEPTICS 2,8 2,7
Итого 36,2 35,8

ЗаключениеПо итогам 2019г. объем аптечного рынка ЮФО составил 77,666 млрд. руб. (1.200 млрд. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи увеличились на 6%, в долларах - на 2%. В натуральных показателях рынок сократился на 8% и был равен 396,893 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона составила 3,02 долл. – это выше показателя предшествовавшего года (2,74 долл.), но ниже среднего по стране (3,47 долл.). Средние расходы жителей ЮФО на приобретение ГЛС аптеках по итогам 2019г. также оказались ниже средних по стране (72,95 долл. против 100,62 долл.)


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи