
Численность населения Южного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 16,442 млн. человек – это 11,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЮФО в 2018г. составил 31532 руб. (503,14 долл.), что на 27% ниже среднего показателя по России (43445 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФTM, по итогам 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в ЮФО в натуральном выражении сократился на 5% и был равен 429,070 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+2%), отрицательную - в долларовом (-5%), и достиг 60,380 млрд. рублей (965,813 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю округа приходилось 8,2% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС практически не изменилась в сравнении с предыдущим годом (2,73 долл.) и была равна 2,74 долл. в розничных ценах. В целом за 2018г. жители ЮФО потратили на приобретение лекарств в среднем 71,44 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО в 2017-2018гг.
Большинство представителей Топ-10 ведущих производителей на рынке Южного федерального округа по итогам 2018г. сохранили свои позиции неизменными (табл.1). Это занимающие первые восемь строчек компании BAYER (+2%), SANOFI и TEVA (по -5% у обеих), SERVIER, OTCPHARM и SANDOZ (по +4% у всех трех), а также BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+5%) и GLAXOSMITHKLINE (-1%). На девятое место с последнего поднялся ABBOTT (-1%), тогда как занимавшая эту позицию ранее STADA (-6%) из-за более выраженной отрицательной динамики опустилась на десятую строку. Общая доля десяти ведущих компаний сократилась с 34,4% до 33,7%.
Таблица 1.Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 | BAYER | 5,1 |
5,1 |
2 | 2 |
SANOFI |
3,9 | 4,2 |
3 | 3 |
TEVA |
3,8 |
4,1 |
4 | 4 |
SERVIER |
3,2 |
3,2 |
5 | 5 |
OTCPHARM |
3,2 |
3,1 |
6 | 6 |
SANDOZ |
3,2 |
3,1 |
7 | 7 |
BERLIN-CHEMIE/MENARIN |
3,1 |
3,0 |
8 | 8 |
GLAXOSMITHKLINE |
2,8 |
2,9 |
9 | 10 | ABBOTT |
2,7 |
2,8 |
10 | 9 |
STADA |
2,7 |
2,9 |
Итого | 33,7 | 34,4 |
В рейтинге ведущих брендов на рынке региона появилось три новых представителя: на пятую и две последние строчки поднялись DETRALEX (+9%), XARELTO (+35%) и MEXIDOL (+15%) (табл.2). Более высокие позиции удалось занять еще трем брендам. При этом THERAFLEX (+3%) переместился на строчку вверх, а THERAFLU (-0,3%) и MIRAMISTIN (+2%) поднялись на две позиции и заняли третье, четвертое и седьмое места соответственно. Бренды KAGOCEL и INGAVIRIN сократили продажи на 3% каждый и опустились на шестую и восьмую строчки. Отрицательную динамику продемонстрировал и сохранивший лидерство NUROFEN (-2%). Вторую позицию продолжает занимать ACTOVEGIN (+1%). Суммарная доля десяти ведущих брендов практически не изменилась: 6,2% против 6,1% годом ранее.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продажМесто в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 |
NUROFEN |
0,8 |
0,8 |
2 | 2 |
ACTOVEGIN |
0,7 |
0,7 |
3 | 4 |
THERAFLEX |
0,6 |
0,6 |
4 | 6 |
THERAFLU |
0,6 |
0,6 |
5 | 11 |
DETRALEX |
0,6 | 0,6 |
6 | 5 |
KAGOCEL |
0,6 |
0,6 |
7 | 9 |
MIRAMISTIN |
0,6 | 0,6 |
8 | 7 |
INGAVIRIN |
0,6 | 0,6 |
9 | 20 |
XARELTO |
0,6 | 0,4 |
10 | 13 |
MEXIDOL |
0,6 | 0,5 |
Итого | 6,2 | 6,1 |
Первое место в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований сохранил за собой XYLOMETAZOLINE (+2%) (табл.3). Кроме него, на занятых ранее позициях остались NIMESULIDE (+6%) и DICLOFENAC (-2%). Четыре представителя с опережающей динамикой продаж повысили свои рейтинги. На строчку вверх, на второе место, поднялось наименование IBUPROFEN (+9%), тогда как комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+17%) переместилась с седьмой позиции на пятую. Впервые вошедшие в Топ-10 ROSUVASTATIN (+14%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+12%) расположились на восьмой и последней строчках. Оставшиеся представители, напротив, потеряли по одному пункту: наименования PANCREATIN (+1%), BISOPROLOL (+3%) и BLOOD (-0,5%) опустились на третье, шестое и седьмое места соответственно. Итоговая доля «десятки» была равна 9,8%, тогда как в 2017 г. – 9,5%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продажМесто в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 |
XYLOMETAZOLINE |
1,9 | 1,9 |
2 | 3 |
IBUPROFEN |
1,1 | 1,1 |
3 | 2 |
PANCREATIN |
1,1 | 1,1 |
4 | 4 |
NIMESULIDE |
1,1 | 1,0 |
5 | 7 |
DIOSMIN*HESPERIDIN |
0,9 |
0,8 |
6 | 5 |
BISOPROLOL |
0,9 |
0,9 |
7 | 6 |
BLOOD |
0,8 |
0,8 |
8 | 11 |
ROSUVASTATIN |
0,7 | 0,6 |
9 | 9 |
DICLOFENA |
0,7 |
0,7 |
10 | 16 |
ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE |
0,7 |
0,6 |
Итого | 9,8 | 9,5 |
Как и в предыдущих рейтингах, лидер Топ-10 ведущих АТС групп остался неизменным: первую позицию сохранили и укрепили M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+4%) (табл.4). На занятых в прошлом позициях, второй, шестой и девятой, остались также R01 Назальные препараты (-0,3%), G03 Половые гормоны (+1%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-4%). Среди оставшихся три группы с позитивной динамикой повысили свои позиции. На третье место с пятого поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+8%), на седьмое с восьмого - A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+1%), а на последней строчке «десятки» расположился единственный новый ее представитель B01 Антикоагулянты (+18%). Три группы с отрицательной динамикой, напротив, потеряли по одному рейтинговому пункту. Это J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-4%), N02 Анальгетики (-5%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (-6%), которые опустились на четвертое, пятое и восьмое места соответственно. Суммарная доля десяти ведущих АТС групп сократилась на 0,4 п.п., до 36,1%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продажМесто в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | ||
1 | 1 |
M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS |
5,3 | 5,2 |
2 | 2 |
R01 |
NASAL PREPARATIONS |
3,9 |
4,0 |
3 | 5 |
C09 |
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM |
3,7 |
3,5 |
4 | 3 |
J01 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
3,7 | 4,0 |
5 | 4 |
N02 |
ANALGESICS |
3,6 |
3,8 |
6 | 6 |
G03 |
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM |
3,5 | 3,5 |
7 | 8 |
A07 |
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS |
3,4 |
3,4 |
8 |
7 |
J05 |
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE |
3,2 |
3,4 |
9 | 9 |
R05 |
COUGH AND COLD PREPARATIONS |
3,0 |
3,2 |
10 | 15 |
B01 |
ANTITHROMBOTIC AGENTS |
2,9 | 2,5 |
Итого | 36,1 | 36,5 |
Заключение. По итогам 2018г. объем аптечного рынка ЮФО составил 73,445 млрд. руб. (1,175 млрд. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи увеличились на 2%, тогда как в долларах динамика была отрицательной (-5%). В натуральных показателях рынок сократился на 5% и был равен 429,070 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона составила 2,74 долл. – это практически столько же, как и годом ранее (2,73 долл.), но ниже средней по стране (3,31 долл.). Средние расходы жителей ЮФО на приобретение ГЛС в аптеках по итогам 2018г. также оказались ниже средних по стране (71,44 долл. против 97,98 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум