Top.Mail.Ru

Аптечный рынок ЮФО: итоги 2018г.

 2530

Аптечный рынок ЮФО: итоги 2018г.

Численность населения Южного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 16,442 млн. человек – это 11,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЮФО в 2018г. составил 31532 руб. (503,14 долл.), что на 27% ниже среднего показателя по России (43445 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФTM, по итогам 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в ЮФО в натуральном выражении сократился на 5% и был равен 429,070 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+2%), отрицательную - в долларовом (-5%), и достиг 60,380 млрд. рублей (965,813 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю округа приходилось 8,2% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС практически не изменилась в сравнении с предыдущим годом (2,73 долл.) и была равна 2,74 долл. в розничных ценах. В целом за 2018г. жители ЮФО потратили на приобретение лекарств в среднем 71,44 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО в 2017-2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО в 2017-2018гг.

Большинство представителей Топ-10 ведущих производителей на рынке Южного федерального округа по итогам 2018г. сохранили свои позиции неизменными (табл.1). Это занимающие первые восемь строчек компании BAYER (+2%), SANOFI и TEVA (по -5% у обеих), SERVIER, OTCPHARM и SANDOZ (по +4% у всех трех), а также BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+5%) и GLAXOSMITHKLINE (-1%). На девятое место с последнего поднялся ABBOTT (-1%), тогда как занимавшая эту позицию ранее STADA (-6%) из-за более выраженной отрицательной динамики опустилась на десятую строку. Общая доля десяти ведущих компаний сократилась с 34,4% до 33,7%.

Таблица 1. 

Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж


Место  в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных  продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 BAYER 5,1 5,1
2 2 SANOFI
3,9 4,2
3 3 TEVA 
3,8
4,1
4 4 SERVIER
3,2 3,2
5 5 OTCPHARM
3,2
3,1
6 6 SANDOZ
3,2
3,1
7 7 BERLIN-CHEMIE/MENARIN
3,1
3,0
8 8 GLAXOSMITHKLINE
2,8
2,9
9 10 ABBOTT 2,7
2,8
10 9 STADA
2,7
2,9
Итого     33,7 34,4
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов на рынке региона появилось три новых представителя: на пятую и две последние строчки поднялись DETRALEX (+9%), XARELTO (+35%) и MEXIDOL (+15%) (табл.2). Более высокие позиции удалось занять еще трем брендам. При этом THERAFLEX (+3%) переместился на строчку вверх, а THERAFLU (-0,3%) и MIRAMISTIN (+2%) поднялись на две позиции и заняли третье, четвертое и седьмое места соответственно. Бренды KAGOCEL и INGAVIRIN сократили продажи на 3% каждый и опустились на шестую и восьмую строчки. Отрицательную динамику продемонстрировал и сохранивший лидерство NUROFEN (-2%). Вторую позицию продолжает занимать ACTOVEGIN (+1%). Суммарная доля десяти ведущих брендов практически не изменилась: 6,2% против 6,1% годом ранее.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место  в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 NUROFEN
0,8
0,8
2 2 ACTOVEGIN
0,7
0,7
3 4 THERAFLEX
0,6
0,6
4 6 THERAFLU 
0,6
0,6
5 11 DETRALEX 
0,6 0,6
6 5 KAGOCEL 
0,6
0,6
7 9 MIRAMISTIN
0,6 0,6
8 7 INGAVIRIN
0,6 0,6
9 20 XARELTO
0,6 0,4
10 13 MEXIDOL
0,6 0,5
Итого     6,2 6,1

Первое место в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований сохранил за собой XYLOMETAZOLINE (+2%) (табл.3). Кроме него, на занятых ранее позициях остались NIMESULIDE (+6%) и DICLOFENAC (-2%). Четыре представителя с опережающей динамикой продаж повысили свои рейтинги. На строчку вверх, на второе место, поднялось наименование IBUPROFEN (+9%), тогда как комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+17%) переместилась с седьмой позиции на пятую. Впервые вошедшие в Топ-10 ROSUVASTATIN (+14%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+12%) расположились на восьмой и последней строчках. Оставшиеся представители, напротив, потеряли по одному пункту: наименования PANCREATIN (+1%), BISOPROLOL (+3%) и BLOOD (-0,5%) опустились на третье, шестое и седьмое места соответственно. Итоговая доля «десятки» была равна 9,8%, тогда как в 2017 г. – 9,5%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE
1,9 1,9
2 3 IBUPROFEN
1,1 1,1
3 2 PANCREATIN
1,1 1,1
4 4 NIMESULIDE
1,1 1,0
5 7 DIOSMIN*HESPERIDIN
0,9
0,8
6 5 BISOPROLOL
0,9
0,9
7 6 BLOOD 
0,8
0,8
8 11 ROSUVASTATIN
0,7 0,6
9 9 DICLOFENA
0,7
0,7
10 16 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE
0,7
0,6
Итого    9,8 9,5

Как и в предыдущих рейтингах, лидер Топ-10 ведущих АТС групп остался неизменным: первую позицию сохранили и укрепили M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+4%) (табл.4). На занятых в прошлом позициях, второй, шестой и девятой, остались также R01 Назальные препараты (-0,3%), G03 Половые гормоны (+1%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-4%). Среди оставшихся три группы с позитивной динамикой повысили свои позиции. На третье место с пятого поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+8%), на седьмое с восьмого - A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+1%), а на последней строчке «десятки» расположился единственный новый ее представитель B01 Антикоагулянты (+18%). Три группы с отрицательной динамикой, напротив, потеряли по одному рейтинговому пункту. Это J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-4%), N02 Анальгетики (-5%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (-6%), которые опустились на четвертое, пятое и восьмое места соответственно. Суммарная доля десяти ведущих АТС групп сократилась на 0,4 п.п., до 36,1%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 M01
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS
5,3 5,2
2 2 R01
NASAL PREPARATIONS    
3,9 4,0
3 5 C09
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM
3,7
3,5
4 3 J01
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE
3,7 4,0
5 4 N02
ANALGESICS
3,6
3,8
6 6 G03
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM
3,5 3,5
7 8 A07
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS
3,4
3,4
8 7
J05
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE  
3,2
3,4
9 9 R05
COUGH AND COLD PREPARATIONS
3,0
3,2
10 15 B01
ANTITHROMBOTIC AGENTS
2,9 2,5
Итого              36,1 36,5

Заключение. По итогам 2018г. объем аптечного рынка ЮФО составил 73,445 млрд. руб. (1,175 млрд. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи увеличились на 2%, тогда как в долларах динамика была отрицательной (-5%). В натуральных показателях рынок сократился на 5% и был равен 429,070 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона составила 2,74 долл. – это практически столько же, как и годом ранее (2,73 долл.), но ниже средней по стране (3,31 долл.). Средние расходы жителей ЮФО на приобретение ГЛС в аптеках по итогам 2018г. также оказались ниже средних по стране (71,44 долл. против 97,98 долл.).

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи