Top.Mail.Ru

Аптечный рынок УФО: итоги 2019г.


Аптечный рынок УФО: итоги 2019г.

Численность населения Уральского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,350 млн. человек – это 8,4% населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в УФО в 2019г. составил 50788 руб. (784,49 долл.), что на 7% выше среднего показателя по России (47468 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в УФО в натуральном выражении увеличился на 4% и составил 358,735 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+4%), почти нулевую - в долларовом (+0,2%), и составил 59,447 млрд. рублей (918,548 млн. долл.) в оптовых ценах (рис. 1). На долю региональных розничных продаж приходилось 7,5% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС в 2019г. в розничных ценах была равна 3,08 долл. против 3,36 долл. годом ранее. В анализируемом периоде жители УФО потратили на приобретение лекарственных препаратов в среднем 89,41 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО в 2018 – 2019гг. 

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО в 2018 – 2019гг.  

Верхние строчки в Топ-10 ведущих производителей на розничном рынке Уральского федерального округа по итогам 2019г. удерживают компании BAYER и SANOFI несмотря на 10%-е снижение продаж у обеих (табл. 1). Отметим, что отрицательную динамику продемонстрировали ещё четыре производителя, которые при этом заняли более низкие позиции. Это OTCPHARM (-3%), GEDEON RICHTER (-5%), SERVIER (-1%) и STADA (-5%), опустившиеся на четвертую, шестую, восьмую и последнюю позиции соответственно. Оставшиеся четыре представителя, напротив, продемонстрировали высокую динамику продаж и рейтинговый прогресс. На один пункт вверх, на третье место, поднялась TEVA (+16%), тогда как SANDOZ (+15%) переместилась на две строчки вверх, на пятую позицию. Впервые вошедшие в Топ-10 KRKA (+33%) и GLAXOSMITHKLINE (+18%) расположились на седьмом и девятом местах соответственно. Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих производителей, сократилась с 33,2% до 32,5%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 BAYER 4,1 4,8
2 2 SANOFI 4,1 4,7
3 4 TEVA  3,8 3,4
4 3 OTCPHARM
3,6 3,9
5 7 SANDOZ
3,1 2,9
6 5 GEDEON RICHTER 2,9 3,2
7 14 KRKA 2,9 2,3
8 6 SERVIER  2,7 2,9
9 13 GLAXOSMITHKLINE 2,7 2,4
10 8 STADA 2,6 2,8
Итого 32,5 33,2

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Наиболее продаваемыми брендами в 2019г. стали NUROFEN (+12%) и XARELTO (+6%), который благодаря опережающей динамике поднялись на первые две строчки (табл. 2). Помимо них, рост продаж продемонстрировал ещё один представитель, LORISTA (+16%), ставший единственным новым участником Топ-10. Оставшиеся семь участников рейтинга снизили продажи. Однако несмотря на это двум из них, DETRALEX (-7%) и LOZAP (-9%), удалось занять более высокие места, четвертое и шестое. Пять брендов с выраженной отрицательной динамикой, напротив, понизили свои рейтинговые позиции. Среди них – лидировавший ранее INGAVIRIN (-26%), который занял третью строчку, а также KAGOCEL (-21%), ESSENTIALE (-37%), ACTOVEGIN (-24%) и CARDIOMAGNYL (-2%), опустившиеся на пятую и три последние позиции соответственно. Итоговая доля Топ-10 сократилась на 1 п.п., до 5,2%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 3 NUROFEN  0,8 0,7
2 10 XARELTO
0,6 0,5
3 1 INGAVIRIN  0,5 0,8
4 7 DETRALEX  0,5 0,6
5 4 KAGOCEL 0,5 0,7
6 9 LOZAP  0,5 0,6
7 19 LORISTA 0,5 0,4
8 2 ESSENTIALE  0,5 0,7
9 6 ACTOVEGIN  0,4 0,6
10 8 CARDIOMAGNYL 0,4 0,6
Итого 5,2 6,2

Лидерами Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжают оставаться XYLOMETAZOLINE (-3%), IBUPROFEN (+10%), DIOS-MIN*HESPERIDIN (-0,1%) и PANCREATIN (+4%) (табл.3). На пятую позицию с десятой поднялся BISOPROLOL (+14%), потеснив при этом на строчку вниз ROSUVASTATIN (-1%). С восьмого места на седьмое несмотря на отрицательную динамику поднялся NIMESULIDE (-2%). Три последние строчки «десятки» заняли впервые в нее вошедшие DICLOFENAC (+31%), LOSARTAN (+13%) и ATORVASTATIN (+25%). Кумулятивная доля «десятки» увеличилась в 8,9% до 9,1%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,5 1,6
2 2 IBUPROFEN  1,1 1,1
3 3 DIOSMIN*HESPERIDIN
1,0 1,0
4 4 PANCREATIN  0,9 0,9
5 10 BISOPROLOL
0,8 0,8
6 5 ROSUVASTATIN
0,8 0,9
7 8 NIMESULIDE  0,8 0,8
8 18 DICLOFENAC  0,7 0,6
9 15 LOSARTAN
0,7 0,6
10 22 ATORVASTATIN
0,7 0,6
Итого 9,1 8,9

Неизменными остались лидеры и в рейтинге ведущих АТС групп: первые четыре строчки по-прежнему занимают M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+13%), C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+21%), G03 Половые гормоны (-4%) и R01 Назальные препараты (-1%) (табл. 4). Ниже в Топ-10 произошли перестановки. При этом из-за снижения продаж на 13% группа J05 Противовирусные препараты системного действия опустилась с пятой позиции на восьмую, показавшие ещё более выраженную отрицательную динамику Витамины (-23%) опустились за пределы «десятки». Это позволило группам J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+8%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля и N02 Анальгетики (по +3% у обеих) подняться на два пункта вверх, на места с пятого по седьмое включительно. На девятой строчке расположился единственный новый представитель G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (+4%). Последнюю строчку продолжают занимать B01 Антикоагулянты (-6%). В сумме десять ведущих АТС-групп аккумулировали 36,4% регионального рынка против 36,7% годом ранее.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 5,1 4,7
2 2 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5,0 4,3
3 3 G03   SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,9 4,2
4 4 R01
NASAL PREPARATIONS
3,6 3,8
5 7 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,6 3,5
6 8 R05   COUGH AND COLD PREPARATIONS  3,4 3,5
7 9 N02 ANALGESICS 3,2 3,2
8 5 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,2 3,8
9 11 G04
UROLOGICALS  2,8 2,8
10 10 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS
2,8 3,1
Итого 36,4 36,7

ЗаключениеВ 2019г. объем аптечного рынка Уральского федерального округа составил 71,460 млрд. руб. (1,104 млрд. долл.) в розничных ценах. Объемы продаж в регионе сократились и в рублях (-1%), и в долларах (-5%). В натуральных показателях рынок продемонстрировал позитивную динамику (+4%) и достиг 358,735 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках округа по итогам 2019г. составила 3,08 долл. – это ниже показателя прошлого года (3,36 долл.) и среднего по стране (3,47 долл.). Ниже оказались и средние расходы жителей УФО на приобретение препаратов в аптеках (89,41 долл. против 100,62 долл.).


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи