
Численность населения Уральского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,350 млн. человек – это 8,4% населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в УФО в 2019г. составил 50788 руб. (784,49 долл.), что на 7% выше среднего показателя по России (47468 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в УФО в натуральном выражении увеличился на 4% и составил 358,735 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+4%), почти нулевую - в долларовом (+0,2%), и составил 59,447 млрд. рублей (918,548 млн. долл.) в оптовых ценах (рис. 1). На долю региональных розничных продаж приходилось 7,5% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС в 2019г. в розничных ценах была равна 3,08 долл. против 3,36 долл. годом ранее. В анализируемом периоде жители УФО потратили на приобретение лекарственных препаратов в среднем 89,41 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок УФО в 2018 – 2019гг.
Верхние строчки в Топ-10 ведущих производителей на розничном рынке Уральского федерального округа по итогам 2019г. удерживают компании BAYER и SANOFI несмотря на 10%-е снижение продаж у обеих (табл. 1). Отметим, что отрицательную динамику продемонстрировали ещё четыре производителя, которые при этом заняли более низкие позиции. Это OTCPHARM (-3%), GEDEON RICHTER (-5%), SERVIER (-1%) и STADA (-5%), опустившиеся на четвертую, шестую, восьмую и последнюю позиции соответственно. Оставшиеся четыре представителя, напротив, продемонстрировали высокую динамику продаж и рейтинговый прогресс. На один пункт вверх, на третье место, поднялась TEVA (+16%), тогда как SANDOZ (+15%) переместилась на две строчки вверх, на пятую позицию. Впервые вошедшие в Топ-10 KRKA (+33%) и GLAXOSMITHKLINE (+18%) расположились на седьмом и девятом местах соответственно. Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих производителей, сократилась с 33,2% до 32,5%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,1 | 4,8 |
2 | 2 | SANOFI | 4,1 | 4,7 |
3 | 4 | TEVA | 3,8 | 3,4 |
4 | 3 |
OTCPHARM |
3,6 | 3,9 |
5 | 7 |
SANDOZ |
3,1 | 2,9 |
6 | 5 | GEDEON RICHTER | 2,9 | 3,2 |
7 | 14 | KRKA | 2,9 | 2,3 |
8 | 6 | SERVIER | 2,7 | 2,9 |
9 | 13 | GLAXOSMITHKLINE | 2,7 | 2,4 |
10 | 8 | STADA | 2,6 | 2,8 |
Итого | 32,5 | 33,2 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Наиболее продаваемыми брендами в 2019г. стали NUROFEN (+12%) и XARELTO (+6%), который благодаря опережающей динамике поднялись на первые две строчки (табл. 2). Помимо них, рост продаж продемонстрировал ещё один представитель, LORISTA (+16%), ставший единственным новым участником Топ-10. Оставшиеся семь участников рейтинга снизили продажи. Однако несмотря на это двум из них, DETRALEX (-7%) и LOZAP (-9%), удалось занять более высокие места, четвертое и шестое. Пять брендов с выраженной отрицательной динамикой, напротив, понизили свои рейтинговые позиции. Среди них – лидировавший ранее INGAVIRIN (-26%), который занял третью строчку, а также KAGOCEL (-21%), ESSENTIALE (-37%), ACTOVEGIN (-24%) и CARDIOMAGNYL (-2%), опустившиеся на пятую и три последние позиции соответственно. Итоговая доля Топ-10 сократилась на 1 п.п., до 5,2%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | |||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | ||
1 | 3 | NUROFEN | 0,8 | 0,7 | |
2 | 10 |
XARELTO |
0,6 | 0,5 | |
3 | 1 | INGAVIRIN | 0,5 | 0,8 | |
4 | 7 | DETRALEX | 0,5 | 0,6 | |
5 | 4 | KAGOCEL | 0,5 | 0,7 | |
6 | 9 | LOZAP | 0,5 | 0,6 | |
7 | 19 | LORISTA | 0,5 | 0,4 | |
8 | 2 | ESSENTIALE | 0,5 | 0,7 | |
9 | 6 | ACTOVEGIN | 0,4 | 0,6 | |
10 | 8 | CARDIOMAGNYL | 0,4 | 0,6 | |
Итого | 5,2 | 6,2 |
Лидерами Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжают оставаться XYLOMETAZOLINE (-3%), IBUPROFEN (+10%), DIOS-MIN*HESPERIDIN (-0,1%) и PANCREATIN (+4%) (табл.3). На пятую позицию с десятой поднялся BISOPROLOL (+14%), потеснив при этом на строчку вниз ROSUVASTATIN (-1%). С восьмого места на седьмое несмотря на отрицательную динамику поднялся NIMESULIDE (-2%). Три последние строчки «десятки» заняли впервые в нее вошедшие DICLOFENAC (+31%), LOSARTAN (+13%) и ATORVASTATIN (+25%). Кумулятивная доля «десятки» увеличилась в 8,9% до 9,1%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,5 | 1,6 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,1 |
3 | 3 |
DIOSMIN*HESPERIDIN |
1,0 | 1,0 |
4 | 4 | PANCREATIN | 0,9 | 0,9 |
5 | 10 |
BISOPROLOL |
0,8 | 0,8 |
6 | 5 |
ROSUVASTATIN |
0,8 | 0,9 |
7 | 8 | NIMESULIDE | 0,8 | 0,8 |
8 | 18 | DICLOFENAC | 0,7 | 0,6 |
9 | 15 |
LOSARTAN |
0,7 | 0,6 |
10 | 22 |
ATORVASTATIN |
0,7 | 0,6 |
Итого | 9,1 | 8,9 |
Неизменными остались лидеры и в рейтинге ведущих АТС групп: первые четыре строчки по-прежнему занимают M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+13%), C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+21%), G03 Половые гормоны (-4%) и R01 Назальные препараты (-1%) (табл. 4). Ниже в Топ-10 произошли перестановки. При этом из-за снижения продаж на 13% группа J05 Противовирусные препараты системного действия опустилась с пятой позиции на восьмую, показавшие ещё более выраженную отрицательную динамику Витамины (-23%) опустились за пределы «десятки». Это позволило группам J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+8%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля и N02 Анальгетики (по +3% у обеих) подняться на два пункта вверх, на места с пятого по седьмое включительно. На девятой строчке расположился единственный новый представитель G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (+4%). Последнюю строчку продолжают занимать B01 Антикоагулянты (-6%). В сумме десять ведущих АТС-групп аккумулировали 36,4% регионального рынка против 36,7% годом ранее.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | |||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |||
1 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,1 | 4,7 | |
2 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,0 | 4,3 | |
3 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,9 | 4,2 | |
4 | 4 |
R01 |
NASAL PREPARATIONS |
3,6 | 3,8 | |
5 | 7 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,6 | 3,5 | |
6 | 8 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,4 | 3,5 | |
7 | 9 | N02 | ANALGESICS | 3,2 | 3,2 | |
8 | 5 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,2 | 3,8 | |
9 | 11 |
G04 |
UROLOGICALS | 2,8 | 2,8 | |
10 | 10 | B01 |
ANTITHROMBOTIC AGENTS |
2,8 | 3,1 | |
Итого | 36,4 | 36,7 |
Заключение. В 2019г. объем аптечного рынка Уральского федерального округа составил 71,460 млрд. руб. (1,104 млрд. долл.) в розничных ценах. Объемы продаж в регионе сократились и в рублях (-1%), и в долларах (-5%). В натуральных показателях рынок продемонстрировал позитивную динамику (+4%) и достиг 358,735 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках округа по итогам 2019г. составила 3,08 долл. – это ниже показателя прошлого года (3,36 долл.) и среднего по стране (3,47 долл.). Ниже оказались и средние расходы жителей УФО на приобретение препаратов в аптеках (89,41 долл. против 100,62 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.