
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФTM, по итогам 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в ЦФО (без Москвы) в натуральном выражении сократился на 1% и составил 935,718 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 7% в рублевом эквиваленте и практически не изменился (-0,4%) - в долларовом. При этом объем рынка достиг 150,998 млрд. рублей (2,418 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 20,1% российских аптечных розничных продаж. Средняя стоимость упаковки немного снизилась в сравнении с 2017 г.: 3,09 долл. против 3,11 долл. в розничных ценах. По итогам 2018г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 107,93 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) в 2017-2018гг.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,8 | 4,9 |
2 | 2 | SANOFI | 4,3 | 4,6 |
3 | 3 | TEVA | 4,0 | 4,2 |
4 | 4 | SERVIER | 3,7 | 3,7 |
5 | 6 | BERLIN-CHEMIE/MENARIN | 3,2 | 3,2 |
6 | 5 | OTCPHARM | 3,1 | 3,2 |
7 | 7 | KRKA | 3,1 | 2,9 |
8 | 9 | SANDOZ | 2,8 | 2,8 |
9 | 8 | GLAXOSMITHKLINE | 2,8 | 2,8 |
10 | 10 | GEDEON RICHTER | 2,6 | 2,7 |
Итого | 34,5 | 35,0 |
В Топ-10 ведущих брендов появился новый представитель: на восьмую строчку с 11 поднялся INGAVIRIN (+22%) (табл. 2). Более высокие позиции заняли ещё два представителя. Самый динамичный из них, XARELTO (+46%), поднялся с шестого места и возглавил Топ-10. Бренд KAGOCEL (+17%) повысил свой рейтинг на один пункт и занял девятую строчку. Лидировавший ранее CONCOR (+4%) опустился на третье место. При этом на позицию вниз сместились DETRALEX (+8%), ACTOVEGIN (+4%) и NUROFEN (+0,4%). На последнюю строчку с девятой опустился PENTALGIN (+7%). Бренды MEXIDOL (+8%) и CARDIOMAGNYL (+6%) по-прежнему занимают второе и седьмое места. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 7,1% до 7,4%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 6 | XARELTO | 1 | 0,7 |
2 | 2 |
MEXIDOL |
0,8 | 0,8 |
3 | 1 | CONCOR | 0,8 | 0,8 |
4 | 3 |
DETRALEX |
0,8 | 0,8 |
5 | 4 |
ACTOVEGIN |
0,7 | 0,8 |
6 | 5 |
NUROFEN |
0,7 | 0,8 |
7 | 7 | CARDIOMAGNYL | 0,7 | 0,7 |
8 | 11 |
INGAVIRIN |
0,6 | 0,5 |
9 | 10 |
KAGOCEL |
0,6 | 0,6 |
10 | 9 |
PENTALGIN |
0,6 | 0,6 |
Итого | 7,4 | 7,1 |
Лидером Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжает оставаться XYLOMETAZOLINE (+1%) (табл.3). На второе место с четвертого поднялась комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+15%), тогда как занимавший эту строчку IBUPROFEN (+8%) опустился на четвертую позицию. Третье и пятое места продолжают занимать BISOPROLOL (+9%) и NIMESULIDE (+8%). Единственный новый представитель рейтинга, RIVAROXABAN (+46%), расположился на шестом месте. При этом он потеснил на один пункт вниз наименования PANCREATIN (+8%), ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE и BLOOD (по +3% у обоих), а также ROSUVASTATIN (+4%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась с 10,4% до 10,7%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,7 | 1,8 |
2 | 4 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,2 | 1,1 |
3 | 3 | BISOPROLOL | 1,1 | 1,1 |
4 | 2 |
IBUPROFEN |
1,1 | 1,1 |
5 | 5 | NIMESULIDE | 1,0 | 1,0 |
6 | 12 | RIVAROXABAN | 1,0 |
0,7 |
7 | 6 |
PANCREATIN |
1,0 |
1,0 |
8 | 7 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,9 | 0,9 |
9 | 8 | BLOOD | 0,8 | 0,8 |
10 | 9 |
ROSUVASTATIN |
0,8 | 0,8 |
Итого | 10,7 | 10,4 |
Наиболее продаваемой АТС-групп на рынке региона по итогам года стали C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+11%) (табл.4). Группа поднялась со второй строчки на первую, потеснив лидировавших ранее M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+3%) на второе место. Благодаря опережающей динамике более высокие позиции заняли группы B01 Антикоагулянты (+23%), G03 Половые гормоны (+8%), A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+11%) и C05 Ангиопротекторы (+10%), которые поднялись на четвертое, пятое, восьмое и девятое места соответственно. При этом на шестое и десятое места сместились J01
Антибактериальные препараты для системного использования и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (по +4%), а снизившие продажи на 0,5% N02 Анальгетики опустились с четвертой строчки на седьмую. Единственной группой, не изменившей свою позицию, стала занимающая третье место R01 Назальные препараты (+2%). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 37% регионального рынка, тогда как годом ранее – 36,8%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | ||
1 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,1 | 4,9 |
2 | 1 |
M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,1 | 5,3 |
3 | 3 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,8 | 3,9 |
4 | 7 |
B01 |
ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,8 | 3,3 |
5 | 6 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,5 | 3,4 |
6 | 5 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,4 | 3,5 |
7 | 4 | N02 | ANALGESICS | 3,4 | 3,6 |
8 | 9 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS | 3,1 | 2,9 |
9 | 10 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,0 | 2,9 |
10 | 8 | J05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 2,9 | 3,0 |
Итого | 37,0 | 36,8 |
Заключение. По итогам 2018г. объем аптечного рынка ЦФО (без Москвы) достиг 180,698 млрд. руб. (2,893 млрд. долл.). Это на 5% в рублях больше и на 2% в долларах меньше, чем в 2017г. В натуральных показателях рынок сократился на 1% и был равен 935,718 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам 2018г. составила 3,09 долл. - это ниже, чем годом ранее (3,11 долл.) и меньше среднего по стране показателя (3,31 долл.). Однако расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках оказались выше среднероссийских (107,93 долл. против 97,98 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум