Top.Mail.Ru

Аптечный рынок СФО: итоги первых девяти месяцев 2019г.

 3610

Аптечный рынок СФО: итоги первых девяти месяцев 2019г.

Численность населения Сибирского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 17,173 млн. человек – это 11,7% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СФО за 9 месяцев 2019г. составил 39699 руб. (610,00 долл.), что на 14% ниже среднего показателя по России (46057 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка СФО в январе-сентябре 2019г. в натуральных показателях увеличился на 1% и составил 407,588 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок также продемонстрировал позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+12%), и в долларовом (+5%), и достиг 68,361 млрд. руб. (1,050 млрд. долл.). В структуре аптечного рынка России доля округа составляла 11,4% от общего объёма аптечных продаж. Средняя стоимость ГЛС в аптеках СФО по итогам 9 месяцев 2019г. была равна 3,03 долл., тогда как годом ранее – 3,05 долл. Средние расходы жителей СФО на покупку ГЛС в аптеках в этот период были равны 72,02 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок СФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Аптечный рынок СФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

По итогам первых девяти месяцев 2019 года половина представителей Топ-10 ведущих производителей на аптечном рынке Сибирского федерального округа сохранила свои позиции без изменений (табл.1). Это возглавляющие его BAYER (+12%), SANOFI (+9%), TEVA (-2%) и SERVIER (+10%), а также занимающий девятую строчку ABBOTT (+12%). Благодаря росту продаж на 25% компания KRKA поднялась на пятую позицию. При этом на один пункт вниз сместились OTCPHARM (+7%), SANDOZ (+1%) и GEDEON RICHTER (+10%). Последнюю позицию Топ-10 занял единственный новый его представитель GLAXOSMITHKLINE (+11%). Общая доля десяти ведущих компаний сократилась почти на 1 п.п. и была равна 33,1%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме
аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,6 4,6
2 2 SANOFI 4,2 4,3
3 3 TEVA 3,6 4,1
4 4 SERVIER 3,6 3,6
5 8 KRKA 3,2 2,8
6 5 OTCPHARM 3,2 3,3
7 6 SANDOZ 2,9 3,2
8 7 GEDEON RICHTER 2,8 2,9
9 9 ABBOTT 2,7 2,7
10 12 GLAXOSMITHKLINE 2,5 2,5
Итого 33,1 34,0

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Один новый представитель появился и в рейтинге ведущих брендов (табл.2). Им стал возглавивший его XARELTO (+61%). На более высокие места благодаря опережающей динамике поднялись также DETRALEX (+13%) и LORISTA (+16%), которые расположились на второй и четвертой строчках. Одновременно с этим лидировавшие ранее LOZAP (+7%) и CARDIOMAGNYL (-0,4%) опустились с первых двух позиций на третью и седьмую. По два рейтинговых пункта потеряли CONCOR и ACTOVEGIN (по +5% у обоих), на один вниз сместился и PENTALGIN (+15%). Занятые в прошлом места, пятое и девятое, сохранили за собой NUROFEN (+12%), и MEXIDOL (+14%). В сумме десять ведущих брендов аккумулировали 6,4% продаж.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме
аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 12 XARELTO 0,7 0,5
2 3 DETRALEX 0,7 0,7
3 1 LOZAP 0,7 0,7
4 6 LORISTA 0,6 0,6
5 5 NUROFEN 0,6 0,6
6 4 CONCOR 0,6 0,7
7 2 CARDIOMAGNYL 0,6 0,7
8 7 PENTALGIN 0,6 0,6
9 9 MEXIDOL 0,6 0,6
10 8 ACTOVEGIN 0,5 0,6
Итого 6,4 6,3

Несмотря на практически нулевую динамику, лидирующие позиции в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований удерживает XYLOMETAZOLINE (+0,2%) (табл. 3). Оставшиеся представители продемонстрировали позитивную динамику, большинство из них – опережающую. Наиболее высокими темпами развивались рынки новых представителей ATORVASTATIN (+31%) и RIVAROXABAN (+61%), которые расположились на двух последних строчках. На более высокие места, второе и седьмое, поднялись также BISOPROLOL и LOSARTAN (по +16% у обоих). При этом они потеснили на строчку вниз IBUPROFEN (+9%) и ROSUVASTATIN (+13%). Места с четвертого по шестое включительно продолжают занимать комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+10%), а также МНН NIMESULIDE (+12%) и PANCREATIN (+14%). Суммарная доля Топ-10 увеличилась на 0,2 п.п. и составила 9,4%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме
аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,4 1,6
2 3 BISOPROLOL 1,1 1,1
3 2 IBUPROFEN 1,1 1,1
4 4 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,0 1,0
5 5 NIMESULIDE 0,8 0,9
6 6 PANCREATIN 0,8 0,8
7 8 LOSARTAN 0,8 0,8
8 7 ROSUVASTATIN 0,8 0,8
9 15 ATORVASTATIN 0,8 0,6
10 26 RIVAROXABAN 0,7 0,5
Итого 9,4 9,2

Рейтинг ведущих АТС-групп продемонстрировал высокую стабильность – шесть представителей не изменили свои позиции (табл. 4). Это возглавляющие его C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+21%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+15%) и G03 Половые гормоны (+13%), а также замыкающие «десятку» R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля и G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (по +7% у обеих), C05 Вазопротекторы (+8%). В средней части Топ-10 произошла перестановка. Самая динамичная среди лидеров группа B01 Антикоагулянты (+23%) поднялась с седьмой строчки на четвертую, потеснив на один пункт вниз N02 Анальгетики (+5%), R01 Назальные препараты (+4%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+9%). На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 36,7%, годом ранее - 36,8%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме
аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 C09 AGENTS ACTING ON THE
RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM
5,4 5,0
2 2 M01 ANTIINFLAMMATORY AND
ANTIRHEUMATIC PRODUCTS
5,1 4,9
3 3 G03 SEX HORMONES AND
MODULATORS OF
THE GENITAL SYSTEM
4,5 4,5
4 7 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,4 3,1
5 4 N02 ANALGESICS 3,4 3,6
6 5 R01 NASAL PREPARATIONS 3,3 3,6
7 6 J01 ANTIBACTERIALS FOR
SYSTEMIC USE
3,3 3,4
8 8 R05 COUGH AND COLD
PREPARATIONS
2,9 3,0
9 9 G04 UROLOGICALS 2,8 2,9
10 10 C05 VASOPROTECTIVES 2,8 2,9
Итого 36,7 36,8

Заключение. По итогам первых девяти месяцев 2019г. аптечный рынок Сибирского федерального округа оценивался в 80,492 млрд. руб. (1,237 млрд. долл.) в ценах конечного потребления. При этом динамика рынка была позитивной в рублевом выражении (+7%), и практически нулевой (+0,4%) - в долларовом. В натуральных показателях объемы продаж увеличились на 1% и составили 407,588 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС незначительно сократилась относительно предыдущего года (3,03 долл. против 3,05 долл.), и продолжает оставаться ниже, чем средняя по России цена ГЛС (3,39 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (72,02 долл. против 73,61 долл.).


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.




Последние статьи