
Численность населения Сибирского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 17,173 млн. человек – это 11,7% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СФО в 2019г. составил 40880 руб. (631,45 долл.), что на 14% ниже среднего показателя по России (47468 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка СФО в 2019г. в натуральных показателях увеличился на 1% и составил 542,979 млн. упаковок (рис. 1). В оптовых ценах рынок также продемонстрировал позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+11%), и в долларовом (+7%), и достиг 91,870 млрд. руб. (1,419 млрд. долл.). В структуре аптечного рынка России доля округа составляла 11,4% от общего объёма аптечных продаж. Средняя стоимость ГЛС в аптеках СФО по итогам 2019г. была равна 3,07 долл., тогда как годом ранее – 3,02 долл. Средние расходы жителей СФО на покупку ГЛС в аптеках в этот период были равны 97,16 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок СФО в 2018 – 2019гг.
По итогам 2019 года большинство представителей Топ-10 ведущих производителей на аптечном рынке Сибирского федерального округа сохранили свои позиции без изменений (табл.1). В их числе – возглавляющие «десятку» BAYER (+12%), SANOFI (+6%), TEVA (-2%), SERVIER (+8%) и OTCPHARM (+7%). Также на занятых ранее восьмой и девятой строчках остались GEDEON RICHTER (+8%) и ABBOTT (+9%). Самая динамичная среди лидеров компания KRKA (+23%) поднялась на шестое место, потеснив на позицию вниз SANDOZ (+2%). На последней позиции расположился единственный новый представитель рейтинга, компания GLAXOSMITHKLINE (+9%). Общая доля десяти ведущих компаний сократилась почти на 1 п.п. и была равна 33,0%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,5 | 4,5 |
2 | 2 | SANOFI | 4,1 | 4,3 |
3 | 3 | TEVA | 3,5 | 4,0 |
4 | 4 |
SERVIER |
3,5 | 3,6 |
5 | 5 |
OTCPHARM |
3,4 | 3,5 |
6 | 7 | KRKA | 3,2 | 2,9 |
7 | 6 |
SANDOZ |
2,9 | 3,2 |
8 | 8 | GEDEON RICHTER | 2,8 | 2,8 |
9 | 9 |
ABBOTT |
2,7 | 2,7 |
10 | 11 | GLAXOSMITHKLINE | 2,5 | 2,5 |
Итого | 33,0 | 33,9 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Рейтинг ведущих брендов остался неизменным по составу, однако в нем произошли перестановки (табл. 2). Сменился его лидер: на первую строчку с десятой благодаря росту продаж на 52% переместился XARELTO. Помимо него, рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё три представителя. Это поднявшиеся на один пункт вверх, на вторую, четвертую и пятую строчки DETRALEX (+11%), LORISTA (+16%) и NUROFEN (+13%). Одновременно с этим менее динамичные LOZAP и CONCOR (по +6% у обоих), ACTOVEGIN (+5%), а также снизивший продажи CARDIOMAGNYL (-1%) опустились на третье, шестое, десятое и седьмое места соответственно. Бренды PENTALGIN (+14%) и MEXIDOL (+15%) по-прежнему занимают восьмую и девятую позиции. В сумме десять ведущих брендов аккумулировали 6,3% продаж.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | |||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | ||
1 | 10 | XARELTO | 0,8 | 0,5 | |
2 | 3 |
DETRALEX |
0,6 | 0,7 | |
3 | 1 | LOZAP | 0,5 | 0,7 | |
4 | 5 | LORISTA | 0,5 | 0,6 | |
5 | 6 | NUROFEN | 0,5 | 0,6 | |
6 | 4 |
CONCOR |
0,5 | 0,6 | |
7 | 2 |
CARDIOMAGNYL |
0,5 | 0,7 | |
8 | 8 | PENTALGIN | 0,5 | 0,6 | |
9 | 9 | MEXIDOL | 0,4 | 0,6 | |
10 | 7 |
ACTOVEGIN |
0,4 | 0,6 | |
Итого | 6,3 | 6,2 |
Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований оказался более стабилен: занятые ранее места сохранили шесть его представителей (табл. 3). Среди них – лидер рейтинга XYLOMETAZOLINE (+2%). Места с чет-вертого по восьмое включительно продолжают занимать комбинация DI-OSMIN*HESPERIDIN (+9%), а также МНН NIMESULIDE (+10%), PANCREATIN (+12%), LOSARTAN (+18%) и ROSUVASTATIN (+12%). Три из четырех оставшихся представителей продемонстрировали опережающую динамику и рейтинговый прогресс. Так, на вторую позицию с третьей поднялся BI-SOPROLOL (+16%), а две последние строчки заняли впервые вошедшие в «десятку» ATORVASTATIN (+28%) и RIVAROXABAN (+52%). И лишь один представитель, IBUPROFEN (+7%), опустился на более низкое третье место. Суммарная доля Топ-10 увеличилась на 0,2 п.п. и составила 9,3%
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,5 | 1,6 |
2 | 3 | BISOPROLOL | 1,1 | 1,0 |
3 | 2 |
IBUPROFEN |
1,1 | 1,1 |
4 | 4 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,0 | 1,0 |
5 | 5 |
NIMESULIDE |
0,8 | 0,9 |
6 | 6 |
PANCREATIN |
0,8 | 0,8 |
7 | 7 | LOSARTAN | 0,8 | 0,8 |
8 | 8 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,8 |
9 | 13 |
ATORVASTATIN |
0,8 | 0,7 |
10 | 23 |
RIVAROXABAN |
0,7 | 0,5 |
Итого | 9,3 | 9,1 |
Высокую стабильность показал и рейтинг ведущих АТС-групп, половина представителей которого не изменила свои позиции (табл. 4). Это возглавляющие его C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+21%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+14%) и G03 Половые гормоны (+10%). Восьмую и девятую строчки удерживают R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля и G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (по+7% у обеих). Три группы заняли более высокие места. На один пункт вверх, на четвертую и шестую строчки, поднялись N02 Анальгетики (+5%) и B01 Антикоагулянты (+21%), потеснив на позицию вниз R01 Назальные препараты (+5%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+8%). Впервые вошедшие в Топ-10 S01 Офтальмологические препараты (+15%) расположились на последней строчке. На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 36,9%, годом ранее - 36,7%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | |||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |||
1 | 1 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,1 | 4,7 | |
2 | 2 |
M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS |
5,0 | 4,3 | |
3 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,9 | 4,2 | |
4 | 5 |
N02 |
ANALGESICS |
3,6 | 3,8 | |
5 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,6 | 3,5 | |
6 | 7 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,4 | 3,5 | |
7 | 6 |
J01 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
3,2 | 3,2 | |
8 | 8 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,2 | 3,8 | |
9 | 9 |
G04 |
UROLOGICALS | 2,8 | 2,8 | |
10 | 12 | S01 |
OPHTHALMOLOGICALS |
2,8 | 3,1 | |
Итого | 36,4 | 36,7 |
Заключение. По итогам 2019г. аптечный рынок Сибирского федерального округа оценивался в 107,992 млрд. руб. (1,668 млрд. долл.) в ценах конечного потребления. При этом динамика рынка была позитивной и в рублевом выражении (+6%), и в долларовом (+2%). В натуральных показателях объемы продаж увеличились на 1% и составили 542,979 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС немного увеличилась относительно предыдущего года (3,07 долл. против 3,02 долл.), и продолжает оставаться ниже, чем средняя по России цена ГЛС (3,47 долл.). Ниже средне-российских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (97,16 долл. против 100,62 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.