Аптечный рынок ОТС России: итоги первых шести месяцев 2019г.

 723

Аптечный рынок ОТС России: итоги первых шести месяцев 2019г.

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2019г. объем реализации безрецептурных лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился на 6% и составил 1,423 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем ОТС-рынка сократился на 0,3% в рублевом эквиваленте и на 10% - в долларовом, и был равен 184,012 млрд. рублей (2,815 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля безрецептурных препаратов составляла: 66,1% продаж в натуральном выражении и 48,5% - в розничных рублевых ценах. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата по итогам января-июня 2019г. составила 2,46 долл. в розничных ценах, годом ранее – 2,58 долл. В анализируемом периоде на приобретение безрецептурных лекарственных препаратов в аптеках россияне потратили в среднем 23,87 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

По итогам первого полугодия 2019г. лидерами Топ-10 ведущих производителей на рынке безрецептурных препаратов продолжают оставаться OTCPHARM (-6%[1]), BAYER (-8%) и SANOFI (+3%) несмотря на отрицательную динамку у двух первых (табл. 1). Снижение объемов продаж продемонстрировали также SANDOZ (-3%), JOHNSON&JOHNSON (-10%) и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (-2%), занимающие места с седьмого по девятое. При этом первый и последний сохранили их, тогда как JOHNSON&JOHNSON опустился на эту позицию с четвертой. Три производителя с одинаковой динамикой: GLAXOSMITHKLINE, STADA и TEVA (по +4%), поднялись на места с четвертого по шестое включительно. Последнюю строчку продолжает занимать компания SERVIER (+7%). Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась с 39,3% до 38,8%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 OTCPHARM 5,8 6,2
2 2 BAYER  5 5,4
3 3 SANOFI 4,4 4,2
4 5 GLAXOSMITHKLINE 3,9 3,7
5 6 STADA 3,8 3,6
6 8 TEVA 3,7 3,5
7 7 SANDOZ 3,5 3,6
8 4 JOHNSON & JOHNSON 3,3 3,7
9 9 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,8 2,9
10 10 SERVIER 2,7 2,5
Итого 38,8 39,3

Не изменились лидеры и в рейтинге ведущих брендов: DETRALEX (+4%) и NUROFEN (+6%) сохранили и укрепили свои позиции (табл. 2). Также на занятых ранее местах, четвертом, восьмом и десятом, остались CARDIOMAGNYL (-2%), ESSENTIALE (-3%) и THERAFLU (-0,4%). Три бренда из оставшихся пяти поднялись на более высокие позиции. Это показавшие позитивную динамику KAGOCEL (+4%), MIRAMISTIN (+7%) и впервые вошедший в Топ-10 KREON (+29%), которые заняли третье, пятое и девятое места соответственно. В то же время снизившие продажи INGAVIRIN (-16%) и PENTALGIN (-1%), напротив, опустились на более низкие шестую и седьмую строчки. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 11,2% до 11,4%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 DETRALEX 1,6 1,5
2 2 NUROFEN 1,5 1,4
3 5 KAGOCEL 1,2 1,1
4 4 CARDIOMAGNYL 1,1 1,2
5 7 MIRAMISTIN 1,1 1
6 3 INGAVIRIN 1,1 1,3
7 6 PENTALGIN 1,1 1,1
8 8 ESSENTIALE 1 1
9 14 KREON 0,9 0,7
10 10 THERAFLU 0,9 0,9
Итого 11,4 11,2

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований лидер также остался неизменным:  XYLOMETAZOLINE продолжает занимать первое место несмотря на 2%-е снижение продаж (табл.3). На вторую строчку с третьей поднялась комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+5%), сместив на один пункт вниз IBUPROFEN (+4%). Улучшить свои позиции удалось ещё четырем представителям Топ-10. Это поднявшиеся на места с пятого по седьмое включительно ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+2%), KAGOCEL (+4%) и DEXPANTHENOL (+8%), а также впервые вошедший в рейтинг и занявший девятую строчку MIRAMISTIN (+10%). Наименования PHOSPHOLIPIDS (-3%) и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (-16%) из-за отрицательной динамики опустились на восьмую и последнюю позиции. Четвертое место продолжает занимать PANCREATIN (+10%). Общая доля рейтинга увеличилась на 0,3 п.п., до 16,8%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 3,2 3,2
2 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 2,3 2,2
3 2 IBUPROFEN 2,3 2,2
4 4 PANCREATIN 2,1 1,9
5 6 ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM 1,2 1,2
6 8 KAGOCEL 1,2 1,1
7 9 DEXPANTHENOL 1,2 1,1
8 7 PHOSPHOLIPIDS 1,1 1,2
9 11 MIRAMISTIN 1,1 1
10 5 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID 1,1 1,3
Итого  16,8 16,5

Рейтинг ведущих АТС групп продемонстрировал высокую стабильность – семь его участников сохранили свои позиции без изменений (табл.4). Это занимающие места с третьего по девятое включительно R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-3%), N02 Анальгетики и A07 Противодиарейные препараты (по -2% у обоих), а также J05 Противовирусные препараты для системного назначения (-10%), A11 Витамины (-12%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+1%) и L03 Иммуностимуляторы (-6%). Наиболее продаваемой группой на рынке безрецептурных препаратов по итогам первого полугодия 2019г. стали C05 Вазопротекторы (+4%), потеснившие с этой позиции R01 Назальные препараты (-2%). Последнюю строчку «десятки» занял единственный новый ее представитель - группа M02 Препараты для местного применения при суставной и мышечной боли (+7%). На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 46,7% рынка, тогда как годом ранее – 47,9%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа     Доля в общем объеме аптечных продаж, %  
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 2 C05  VASOPROTECTIVES 6 5,7
2 1 R01  NASAL PREPARATIONS 5,7 5,9
3 3 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 5,4 5,6
4 4 N02  ANALGESICS 5,4 5,5
5 5 A07  ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS 5,2 5,3
6 6 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 4,2 4,7
7 7 A11  VITAMINS 4 4,5
8 8 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 3,9 3,8
9 9 L03  IMMUNOSTIMULANTS 3,5 3,7
10 11 M02  TOPICAL PRODUCTS FOR JOINT AND MUSCULAR PAIN 3,3 3,1
Итого 46,7 47,9

Заключение. По итогам I полугодия 2019г. объем безрецептурного розничного рынка страны составил 228,984 млрд. руб. (3,503 млрд. долл.). Это на 1% в рублях и на 10% в долларах – меньше, чем в январе - июне 2018 г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал отрицательную динамику (-6%) и составил 1,423 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата в аптеках страны по итогам 6 месяцев 2019г. составила 2,46 долл., что ниже показателя прошлого года (2,58 долл.). Средние расходы россиян на приобретение безрецептурных ГЛС в аптеках в анализируемом периоде сократились (23,87 долл. против 26,63 долл.).


[1] Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум




Последние статьи