
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2019г. объем реализации безрецептурных лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился на 6% и составил 1,423 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем ОТС-рынка сократился на 0,3% в рублевом эквиваленте и на 10% - в долларовом, и был равен 184,012 млрд. рублей (2,815 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля безрецептурных препаратов составляла: 66,1% продаж в натуральном выражении и 48,5% - в розничных рублевых ценах. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата по итогам января-июня 2019г. составила 2,46 долл. в розничных ценах, годом ранее – 2,58 долл. В анализируемом периоде на приобретение безрецептурных лекарственных препаратов в аптеках россияне потратили в среднем 23,87 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.
По итогам первого полугодия 2019г. лидерами Топ-10 ведущих производителей на рынке безрецептурных препаратов продолжают оставаться OTCPHARM (-6%[1]), BAYER (-8%) и SANOFI (+3%) несмотря на отрицательную динамку у двух первых (табл. 1). Снижение объемов продаж продемонстрировали также SANDOZ (-3%), JOHNSON&JOHNSON (-10%) и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (-2%), занимающие места с седьмого по девятое. При этом первый и последний сохранили их, тогда как JOHNSON&JOHNSON опустился на эту позицию с четвертой. Три производителя с одинаковой динамикой: GLAXOSMITHKLINE, STADA и TEVA (по +4%), поднялись на места с четвертого по шестое включительно. Последнюю строчку продолжает занимать компания SERVIER (+7%). Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась с 39,3% до 38,8%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | OTCPHARM | 5,8 | 6,2 |
2 | 2 | BAYER | 5 | 5,4 |
3 | 3 | SANOFI | 4,4 | 4,2 |
4 | 5 | GLAXOSMITHKLINE | 3,9 | 3,7 |
5 | 6 | STADA | 3,8 | 3,6 |
6 | 8 | TEVA | 3,7 | 3,5 |
7 | 7 | SANDOZ | 3,5 | 3,6 |
8 | 4 | JOHNSON & JOHNSON | 3,3 | 3,7 |
9 | 9 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,8 | 2,9 |
10 | 10 | SERVIER | 2,7 | 2,5 |
Итого | 38,8 | 39,3 |
Не изменились лидеры и в рейтинге ведущих брендов: DETRALEX (+4%) и NUROFEN (+6%) сохранили и укрепили свои позиции (табл. 2). Также на занятых ранее местах, четвертом, восьмом и десятом, остались CARDIOMAGNYL (-2%), ESSENTIALE (-3%) и THERAFLU (-0,4%). Три бренда из оставшихся пяти поднялись на более высокие позиции. Это показавшие позитивную динамику KAGOCEL (+4%), MIRAMISTIN (+7%) и впервые вошедший в Топ-10 KREON (+29%), которые заняли третье, пятое и девятое места соответственно. В то же время снизившие продажи INGAVIRIN (-16%) и PENTALGIN (-1%), напротив, опустились на более низкие шестую и седьмую строчки. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 11,2% до 11,4%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | DETRALEX | 1,6 | 1,5 |
2 | 2 | NUROFEN | 1,5 | 1,4 |
3 | 5 | KAGOCEL | 1,2 | 1,1 |
4 | 4 | CARDIOMAGNYL | 1,1 | 1,2 |
5 | 7 | MIRAMISTIN | 1,1 | 1 |
6 | 3 | INGAVIRIN | 1,1 | 1,3 |
7 | 6 | PENTALGIN | 1,1 | 1,1 |
8 | 8 | ESSENTIALE | 1 | 1 |
9 | 14 | KREON | 0,9 | 0,7 |
10 | 10 | THERAFLU | 0,9 | 0,9 |
Итого | 11,4 | 11,2 |
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований лидер также остался неизменным: XYLOMETAZOLINE продолжает занимать первое место несмотря на 2%-е снижение продаж (табл.3). На вторую строчку с третьей поднялась комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+5%), сместив на один пункт вниз IBUPROFEN (+4%). Улучшить свои позиции удалось ещё четырем представителям Топ-10. Это поднявшиеся на места с пятого по седьмое включительно ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+2%), KAGOCEL (+4%) и DEXPANTHENOL (+8%), а также впервые вошедший в рейтинг и занявший девятую строчку MIRAMISTIN (+10%). Наименования PHOSPHOLIPIDS (-3%) и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (-16%) из-за отрицательной динамики опустились на восьмую и последнюю позиции. Четвертое место продолжает занимать PANCREATIN (+10%). Общая доля рейтинга увеличилась на 0,3 п.п., до 16,8%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 3,2 | 3,2 |
2 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 2,3 | 2,2 |
3 | 2 | IBUPROFEN | 2,3 | 2,2 |
4 | 4 | PANCREATIN | 2,1 | 1,9 |
5 | 6 | ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM | 1,2 | 1,2 |
6 | 8 | KAGOCEL | 1,2 | 1,1 |
7 | 9 | DEXPANTHENOL | 1,2 | 1,1 |
8 | 7 | PHOSPHOLIPIDS | 1,1 | 1,2 |
9 | 11 | MIRAMISTIN | 1,1 | 1 |
10 | 5 | IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID | 1,1 | 1,3 |
Итого | 16,8 | 16,5 |
Рейтинг ведущих АТС групп продемонстрировал высокую стабильность – семь его участников сохранили свои позиции без изменений (табл.4). Это занимающие места с третьего по девятое включительно R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-3%), N02 Анальгетики и A07 Противодиарейные препараты (по -2% у обоих), а также J05 Противовирусные препараты для системного назначения (-10%), A11 Витамины (-12%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+1%) и L03 Иммуностимуляторы (-6%). Наиболее продаваемой группой на рынке безрецептурных препаратов по итогам первого полугодия 2019г. стали C05 Вазопротекторы (+4%), потеснившие с этой позиции R01 Назальные препараты (-2%). Последнюю строчку «десятки» занял единственный новый ее представитель - группа M02 Препараты для местного применения при суставной и мышечной боли (+7%). На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 46,7% рынка, тогда как годом ранее – 47,9%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | ||
1 | 2 | C05 | VASOPROTECTIVES | 6 | 5,7 |
2 | 1 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 5,7 | 5,9 |
3 | 3 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 5,4 | 5,6 |
4 | 4 | N02 | ANALGESICS | 5,4 | 5,5 |
5 | 5 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS | 5,2 | 5,3 |
6 | 6 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 4,2 | 4,7 |
7 | 7 | A11 | VITAMINS | 4 | 4,5 |
8 | 8 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 3,9 | 3,8 |
9 | 9 | L03 | IMMUNOSTIMULANTS | 3,5 | 3,7 |
10 | 11 | M02 | TOPICAL PRODUCTS FOR JOINT AND MUSCULAR PAIN | 3,3 | 3,1 |
Итого | 46,7 | 47,9 |
Заключение. По итогам I полугодия 2019г. объем безрецептурного розничного рынка страны составил 228,984 млрд. руб. (3,503 млрд. долл.). Это на 1% в рублях и на 10% в долларах – меньше, чем в январе - июне 2018 г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал отрицательную динамику (-6%) и составил 1,423 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата в аптеках страны по итогам 6 месяцев 2019г. составила 2,46 долл., что ниже показателя прошлого года (2,58 долл.). Средние расходы россиян на приобретение безрецептурных ГЛС в аптеках в анализируемом периоде сократились (23,87 долл. против 26,63 долл.).
[1] Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум