
Численность населения Москвы по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,615 млн. человек – это 8,6% от общей численности населения РФ и 32,0% населения ЦФО. По данным Мосгорстата, в Москве среднемесячная начисленная заработная плата, по оценке, составила: в январе 79680 руб., (1183,42 долл.), в феврале 2019г. – 85370 руб. (1296,23 долл.), что на 98% выше средней по России в феврале (43062 [1] руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в Москве в натуральном выражении снизился на 1% и составил 115,619 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка увеличился на 6% в рублевом эквиваленте и сократился на 8% - в долларовом, и его объем достиг 29,534 млрд. рублей (447,255 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю города приходилось 14,5% российских аптечных розничных продаж. Средняя розничная стоимость упаковки снизилась в сравнении с предыдущим годом: 4,91 долл. против 5,29 долл. По итогам I квартала 2019г. москвичи потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 44,97 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Производитель* |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 6,3 | 6,2 |
2 | 2 | SANOFI | 4,6 | 4,9 |
3 | 3 | TEVA | 3,7 | 4,1 |
4 | 5 | ABBOTT | 3,7 | 3,5 |
5 | 4 |
SERVIER |
3,5 | 3,7 |
6 | 7 | GLAXOSMITHKLINE | 3,3 | 3,3 |
7 | 6 |
SANDOZ |
3,1 | 3,4 |
8 | 8 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,9 | 2,7 |
9 | 12 | PFIZER | 2,6 | 2,5 |
10 | 9 |
JOHNSON & JOHNSON |
2,6 | 2,7 |
Итого | 37,4 | 37,0 |
Наиболее продаваемым на региональном рынке и одним из самых динамичных продолжает оставаться бренд XARELTO (+43%) (табл. 2). На вторую позицию с девятой поднялся NUROFEN (+36%), а на третью и четвертую - DETRALEX (+1%) и CIALIS (+30%). Пятую строчку сохранил за собой MIRAMISTIN (+11%). Повысили свои рейтинги также KAGOCEL (+20%) и впервые вошедшие в Топ-10 KREON (+47%) и HEPTRAL (+13%), которые поднялись на шестое, девятое и десятое места соответственно. Сокративший продажи INGAVIRIN (-23%) и показавший невысокую динамику CONCOR (+1%), напротив, опустились на 7 и 8 строчки. На долю десяти ведущих брендов приходилось 8,5%, тогда как годом ранее – 7,7%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XARELTO | 1,8 | 1,4 |
2 | 9 | NUROFEN | 0,8 | 0,7 |
3 | 4 | DETRALEX | 0,8 | 0,9 |
4 | 7 | CIALIS | 0,7 | 0,7 |
5 | 5 | MIRAMISTIN | 0,7 |
0,7 |
6 | 8 |
KAGOCEL |
0,7 |
0,7 |
7 | 3 | INGAVIRIN | 0,7 |
1,0 |
8 | 6 |
CONCOR |
0,7 | 0,7 |
9 | 20 |
KREON |
0,6 | 0,5 |
10 | 11 | HEPTRAL | 0,6 | 0,6 |
Итого | 8,5 | 7,7 |
На первую позицию в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований поднялся RIVAROXABAN (+43%) (табл.3). Рейтинговый прогресс продемонстрировали также комбинация DIOSMIN* HESPERIDIN (+9%) и МНН PANCREATIN (+17%), HYALURONIC ACID (+39%), MIRAMISTIN (+13%) и единственный новый представитель TADALAFIL (+33%), поднявшиеся на места с третьего по пятое включительно, а также девятую и восьмую строчки соответственно. Из-за снижения продаж возглавлявшие рейтинг ранее XYLOMETAZOLINE (-1%) и ROSUVASTATIN (-26%) опустились на вторую и шестую позиции. На последнюю строчку сместился потеснённый более динамичными представителями BISOPROLOL (+6%). И только IBUPROFEN (+19%) остался на занятой ранее седьмой строчке. Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,6 п.п., до 11,3%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продажМесто в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 3 | RIVAROXABAN | 1,8 | 1,4 |
2 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,7 |
3 | 4 |
DIOSMIN*HESPERIDIN |
1,1 | 1,1 |
4 | 5 |
PANCREATIN |
1,1 |
1,0 |
5 | 8 |
HYALURONIC ACID |
1,1 |
0,8 |
6 | 2 | ROSUVASTATIN |
1,1 |
1,5 |
7 | 7 |
IBUPROFEN |
1,1 |
1,0 |
8 | 15 |
TADALAFIL |
0,8 | 0,7 |
9 | 10 | MIRAMISTIN | 0,8 | 0,8 |
10 | 9 |
BISOPROLOL |
0,8 | 0,8 |
Итого | 11,3 | 10,7 |
В Топ-10 ведущих АТС-групп произошли многочисленные перестановки и ни один его представитель не сохранил занятые ранее позиции (табл.4). Сменился его лидер: на первое место с четвертого благодаря росту продаж на 15% поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему. Более высокие позиции заняли ещё шесть участников рейтинга. На одну ступень вверх переместились B01 Антикоагулянты и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (по +12% у обеих), A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+7%) и G03 Половые гормоны (+12%), которые заняли второе, четвертое, шестое и седьмое места соответственно. На двух последних строчках «десятки» расположились впервые в нее вошедшие N06 Психоаналептики (+10%) и G04 Препараты, применяемые в урологии (+15%). В то же время возглавлявшие рейтинг ранее, но менее динамичные R01 Назальные препараты (+6%) и снизившие продажи J05 Противовирусные препараты системного действия (-5%) опустились на третье и пятое места. Два пункта рейтинга потеряли и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-3%). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,7% регионального рынка против 36,1% - годом ранее.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продажМесто в рейтинге |
АТС код |
АТС группа |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. |
2019г. |
2018г. | ||
1 | 4 |
C09 |
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM |
4,4 | 4,0 |
2 | 3 |
B01 |
ANTITHROMBOTIC AGENTS |
4,3 | 4,1 |
3 | 1 |
R01 |
NASAL PREPARATIONS |
4,3 | 4,3 |
4 | 5 |
M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS |
4,0 | 3,8 |
5 | 2 |
J05 |
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE |
3,8 | 4,3 |
6 | 7 |
A07 |
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS |
3,3 | 3,3 |
7 | 8 |
G03 |
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM |
3,3 | 3,2 |
8 | 6 |
J01 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
3,2 | 3,5 |
9 | 12 |
N06 |
PSYCHOANALEPTICS |
3,0 | 2,9 |
10 | 13 |
G04 |
UROLOGICALS |
2,9 | 2,7 |
Итого | 36,7 | 36,1 |
Заключение. По итогам I квартала 2019г. объем аптечного рынка Москвы достиг 37,456 млрд. руб. (567,268 млн. долл.). Это на 7% в рублях больше и на 8% - в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 1% и был равен 115,619 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам января-марта 2019г. составила 4,91 долл. - это ниже, чем годом ранее (5,29 долл.), однако выше, чем в среднем по стране (3,21 долл.). Выше среднероссийских были и расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках (44,97 долл. против 26,55 долл.).
[1]Данные на сайте Росстата изменены по сравнению с ранее опубликованными в связи с получением итогов за отчетный период (www.gks.ru)
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум