Top.Mail.Ru

Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых трех месяцев 2020г.

 5002

Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых трех месяцев 2020г.

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам I квартала 2020г. объем реализации лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении увеличился относительно аналогичного периода 2019г. на 5% и составил 1,261 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 15% в рублевом эквиваленте и на 13% - в долларовом. Его объем был равен 245,753 млрд. рублей (3,678 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис. 1). Средняя стоимость упаковки оказалась выше, чем в предшествовавшем году (3,27 долл.) и была равна 3,57 долл. в розничных ценах. По итогам первых трех месяцев 2020г. россияне потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 30,65 долл., тогда как годом ранее – 26,83 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок России за 3 месяца 2019 – 3 месяца 2020гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок России за 3 месяца 2019 – 3 месяца 2020гг.

По итогам января-марта 2020г. на российском аптечном рынке лидерами по объемам продаж среди производителей продолжают оставаться BAYER (+10%2) и SANOFI (+9%) (табл. 1). На третью позицию поднялся самый динамичный в Топ-10 OTCPHARM (+26%). Рейтинговый прогресс продемонстрировали поднявшиеся на пятое и восьмое места компании SERVIER (+14%) и ABBOTT (+17%), а также впервые вошедшая в «десятку» GLAXOSMITHKLINE (+20%). Одновременно с этим менее динамичные STADA (+8%), TEVA (+5%) и KRKA (+13%), напротив, опустились на более низкие четвертую, шестую и последнюю строчки. Седьмую позицию продолжает занимать SANDOZ (+15%). В сумме десять ведущих компаний аккумулировали 33,9% российского рынка, тогда как годом ранее – 34,3%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж,%
3 мес. 2020 3 мес. 2019   3 мес. 2020 3 мес. 2019 
1 1 BAYER 4,4 4,5
2 2 SANOFI 4,0 4,2
3 5 OTCPHARM 3,7 3,4
4 3 STADA 3,6 3,8
5 6 SERVIER 3,3 3,3
6 4 TEVA 3,2 3,5
7 7 SANDOZ 3,1 3,1
8 9 ABBOTT 2,9 2,9
9 11 GLAXOSMITHKLINE 2,9 2,8
10 8 KRKA 2,9 2,9
Итого 33,9 34,3

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

На первую позицию рейтинга ведущих брендов с третьей поднялся INGAVIRIN (+39%), потеснив на один пункт вниз лидера прошлого года XARELTO (+14%) (табл. 2). Третье место занял впервые вошедший в Топ-10 MIRAMISTIN (+63%). Еще один новый его представитель, ARBIDOL, благодаря росту продаж 2,1 раза поднялся из третьего десятка на пятое место.

Помимо вышеперечисленных, повысить свой рейтинг удалось ещё одному бренду: THERAFLU (+25%) поднялся на два пункта вверх, на седьмую строчку. При этом менее динамичные DETRALEX (+20%), CONCOR (+15%) и MEXIDOL (+11%), а также снизивший продажи KAGOCEL (-21%), напротив, заняли более низкие места, шестую и три нижние строчки. И только NUROFEN (+11%) сохранил свою четвертую позицию неизменной. Итоговая доля «десятки» увеличилась на 0,5 п.п. и составила 7,1%. 

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2020 3 мес. 2019 3 мес. 2020 3 мес. 2019
1 3 INGAVIRIN 1,0 0,8
2 1 XARELTO 0,9 1,0
3 11 MIRAMISTIN 0,8 0,5
4 4 NUROFEN 0,8 0,7
5 27 ARBIDOL 0,7 0,4
6 5 DETRALEX 0,7 0,6
7 9 THERAFLU 0,6 0,6
8 6 CONCOR 0,6 0,6
9 7 MEXIDOL 0,6 0,6
10 2 KAGOCEL 0,6 0,8
Итого 7,1 6,6

Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.

Большинство представителей Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований остались на занятых в прошлом местах (табл.3). В их числе – возглавляющие «десятку» XYLOMETAZOLINE (+13%), IBUPROFEN (+5%) и PANCREATIN (+12%). Кроме того, шестую, восьмую и десятую позиции по- прежнему занимают BISOPROLOL (+17%), NIMESULIDE (+23%) и ROSUVASTATIN (+19%). Показавшие высокую динамику наименования IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+39%) и MIRAMISTIN (+62%) поднялись на четвертое и девятое места. Отметим, что последнее стало единственным представителем Топ-10. В то же время на позицию вниз сместилось МНН RIVAROXABAN (+14%), а комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+15%) потеряла два рейтинговых пункта. Суммарная доля десяти ведущих МНН и группировочных наименований увеличилась с 9,4% до 9,8%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2020 3 мес. 2019 3 мес. 2020 3 мес. 2019
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,6 1,6
2 2 IBUPROFEN 1,0 1,1
3 3 PANCREATIN 1,0 1,0
4 9 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID 1,0 0,8
5 4 RIVAROXABAN 0,9 1,0
6 6 BISOPROLOL 0,9 0,9
7 5 DIOSMIN*HESPERIDIN 0,9 0,9
8 8 NIMESULIDE 0,9 0,8
9 20 MIRAMISTIN 0,8 0,6
10 10 ROSUVASTATIN 0,8 0,8
Итого 9,8 9,4

В Топ-10 ведущих АТС-групп лидирующая тройка осталась неизменной (табл. 4). Группы C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (+24%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+15%) и J05 Противовирусные препараты системного назначения (32%) сохранили и укрепили свои ведущие позиции на российском рынке. На занятом ранее седьмом месте остались и R05 Противокашлевые препараты и средства для лечения простудных заболеваний (+13%). Рейтинговый прогресс отмечен у четырех представителей «десятки». На один пункт вверх, на четвертое и восьмое места, поднялись R01 Назальные препараты (+18%) и N02 Анальгетики (+17%). Группа В1 Антикоагулянты (+16%) переместилась с восьмой строчки на шестую, а на последней позиции Топ-10 расположился единственный новый его представитель L03 Иммуностимуляторы (+22%). Напротив, более низкие места из-за отставания динамики заняли J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+13%) и G03 Половые гормоны (+7%). В сумме на долю десяти ведущих АТС групп приходилось 38,4%, годом ранее - 37,4%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес 2020г. 3 мес 2019г. 3 мес 2020г. 3 мес 2019г.
1 1 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5,3 4,9
2 2 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,7 4,7
3 3 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE
4,7 4,0
4 5 R01 NASAL PREPARATIONS 3,8 3,7
5 4 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE  
3,7 3,8
6 8 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 
3,5 3,5
7 7 R05
COUGH AND COLD PREPARATIONS
3,5 3,5
8 9 N02 ANALGESICS
3,3 3,2
9 6 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,3 3,5
10 14 L03 IMMUNOSTIMULANTS
2,7 2,5
Итого 38,4 37,4

Заключение. По итогам I квартала 2020г. объем розничного аптечного рынка страны достиг 300,584 млрд. руб. (4,497 млрд. долл.). Это больше показателей аналогичного периода 2019г., на 16% в рублях и на 14% в дол ларах. В натуральном выражении рынок увеличился на 5% относительно предыдущего года и был равен 1,261 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках страны в январе-марте 2020г. составила 3,57 долл., тогда как годом ранее она была равна 3,27 долл. Средние расходы россиян на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в сравнении с предыдущим годом тоже увеличились (30,65 долл. против 26,83 долл.).


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум.  Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.




Последние статьи