
Численность населения Дальневосточного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 8,189 млн. человек – это 5,6% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ДФО в январе-марте 2019г. составил 51357 руб. (776,84 долл.), что на 17% выше среднего показателя по России (43944 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ДФО в натуральном выражении увеличился на 12%, до 72,667 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка расширился на четверть в рублевом эквиваленте и на 7% - в долларовом, и был равен 11,444 млрд. рублей (173,111 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля округа составила 6,1% от общероссийских продаж в розничных ценах. Средняя стоимость упаковки снизилась в сравнении с предшествующим годом и составила 3,07 долл. (против 3,26 долл.). По итогам января-марта 2019г. жители ДФО потратили на приобретение лекарств в аптеках в среднем 27,27 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.
Топ-10 ведущих производителей на розничном рынке ДФО по итогам I квартала 2019г. остался стабилен по составу, и четыре его представителя сохранили за собой занятые ранее позиции. (табл. 1). Это возглавляющие рейтинг BAYER (+11%) и SANOFI (+15%), а также замыкающие его GLAXOSMITHKLINE (+34%) и STADA (+16%). Компании SANDOZ (+32%) и KRKA (+36%) благодаря опережающей динамике поднялись на третье и шестое места. При этом на один пункт вниз, на четвертую, пятую и седьмую строчки, опустились TEVA (+21%), GEDEON RICHTER (+17%) и OTCPHARM (+16%), а SERVIER (+13%) потерял три рейтинговых позиции и занял восьмое место. Суммарная доля десяти ведущих компаний снизилась с 34,2% до 32,9%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,3 | 4,8 |
2 | 2 | SANOFI | 3,5 | 3,8 |
3 | 7 | SANDOZ | 3,5 | 3,3 |
4 | 3 | TEVA | 3,4 | 3,5 |
5 | 4 | GEDEON RICHTER | 3,2 | 3,5 |
6 | 8 | KRKA | 3,2 | 3 |
7 | 6 | OTCPHARM | 3,2 | 3,4 |
8 | 5 | SERVIER | 3,1 | 3,5 |
9 | 9 | GLAXOSMITHKLINE | 3 | 2,8 |
10 | 10 | STADA | 2,5 | 2,7 |
Итого | 32,9 | 34,2 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Лидером «десятки» ведущих брендов стал самый динамичный среди них KAGOCEL (+90%) (табл. 2). При этом на позицию вниз сместились INGAVIRIN (+38%) и NUROFEN (+18%). Четвертое и пятое места сохранили и закрепили за собой THERAFLU (+52%) и CARDIOMAGNYL (+46%), а последнюю строчку продолжает занимать бренд XARELTO (+25%). На места с шестого по девятое включительно поднялись MIRAMISTIN (+56%), LORISTA (+42%), AMOKSIKLAV (+47%) и CYCLOFERON (+57%). Отметим, что два последних впервые вошли в состав Топ-10. Итоговая его доля расширилась с 7,1% до 8,3%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 3 | KAGOCEL | 1,3 | 0,9 |
2 | 1 | INGAVIRIN | 1,2 | 1,1 |
3 | 2 | NUROFEN | 0,9 | 0,9 |
4 | 4 | THERAFLU | 0,8 | 0,7 |
5 | 5 | CARDIOMAGNYL | 0,8 | 0,7 |
6 | 8 | MIRAMISTIN | 0,8 | 0,6 |
7 | 9 | LORISTA | 0,7 | 0,6 |
8 | 13 | AMOKSIKLAV | 0,7 | 0,6 |
9 | 21 | CYCLOFERON | 0,6 | 0,5 |
10 | 10 | XARELTO | 0,6 | 0,6 |
Итого | 8,3 | 7,1 |
Два новых представителя появилось и в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований: комбинация ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+48%) и наименование MIRAMISTIN (+56%) расположились на двух последних его строчках (табл.3). Помимо них, рейтинговый прогресс продемонстрировали также KAGOCEL (+90%) и AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID (+42%), которые поднялись на третье и шестое места соответственно. Они потеснили на позицию вниз IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+38%), PANCREATIN (+25%) и NIMESULIDE (+25%), а МНН BISOPROLOL (+15%) потерял две рейтинговые позиции. Первые две строчки Топ-10 продолжают занимать XYLOMETAZOLINE (+25%) и IBUPROFEN (+22%). Кумулятивная доля «десятки» увеличилась с 10% до 10,8%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,9 | 1,9 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,4 | 1,4 |
3 | 6 | KAGOCEL | 1,3 | 0,9 |
4 | 3 | IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID | 1,2 | 1,1 |
5 | 4 | PANCREATIN | 0,9 | 0,9 |
6 | 8 | AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID | 0,9 | 0,8 |
7 | 5 | BISOPROLOL | 0,8 | 0,9 |
8 | 7 | NIMESULIDE | 0,8 | 0,8 |
9 | 11 | ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM | 0,8 | 0,7 |
10 | 14 | MIRAMISTIN | 0,8 | 0,6 |
Итого | 10,8 | 10 |
На первую позицию рейтинга ведущих АТС групп с третьей поднялись J05 Противовирусные препараты системного действия (+58%), потеснив на строчку вниз M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+22%) и R01 Назальные препараты (+27%) (табл.4). Перестановки произошли и в нижней части «десятки». На один пункт повысили свои рейтинги группы N02 Анальгетики (+25%) и L03 Иммуностимуляторы (+36%), которые заняли седьмое и девятое места. На десятую строчку с 13 поднялись B01 Антикоагулянты (+35%). В то же время менее динамичные G03 Половые гормоны (+16%) опустились на восьмую строчку. Места с четвертого по шестое включительно сохранили за собой C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+30%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+31%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+32%). Итоговая доля анализируемого рейтинга увеличилась почти на 2 п.п. и достигла 40,1%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 3 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 5,3 | 4,2 |
2 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,6 | 4,7 |
3 | 2 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 4,4 | 4,3 |
4 | 4 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 4,2 | 4,1 |
5 | 5 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 4,2 | 4 |
6 | 6 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 4,1 | 3,9 |
7 | 8 | N02 | ANALGESICS | 3,7 | 3,7 |
8 | 7 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,5 | 3,8 |
9 | 10 | L03 | IMMUNOSTIMULANTS | 3,3 | 3,1 |
10 | 13 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 2,8 | 2,6 |
Итого | 40,1 | 38,2 |
Заключение. По итогам I квартала 2019г. объем розничного рынка Дальневосточного федерального округа достиг 14,764 млрд. руб. (223,329 млн. долл.). Это на 22% в рублях и на 5% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал позитивную динамику (+12%) и был равен 72,667 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата в аптеках ДФО по итогам января-марта 2019г. составила 3,07 долл. (годом ранее – 3,26 долл.), что ниже среднего по стране показателя (3,26 долл.). Однако средние расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках оказались выше среднероссийских (27,27 долл. против 24,94 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум