
Численность населения Сибирского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 17,173 млн. человек – это 11,7% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СФО в январе-марте 2019г. составил 37925 руб. (573,67 долл.), что на 14% ниже среднего показателя по России (43944 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка СФО в I квартале 2019г. в натуральных показателях сократился на 1% и составил 143,140 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+12%), и отрицательную - в долларовом (-3%), и достиг 23,705 млрд. руб. (358,813 млн. долл.). В структуре аптечного рынка России доля округа составляла 11,5% от общего объёма аптечных продаж. Средняя стоимость ГЛС в аптеках СФО по итогам января-марта 2019г. была равна 2,94 долл., тогда как годом ранее – 3,20 долл. Средние расходы жителей СФО на покупку ГЛС в аптеках в этот период были равны 24,51 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок CФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.
Первые четыре позиции в Топ-10 ведущих производителей на аптечном рынке Сибирского федерального округа по итогам первых трех месяцев 2019 года сохранили компании BAYER (+2%), SANOFI (+12%), TEVA (-2%) и OTCPHARM (+14%) (табл.1). Также на занятом ранее девятом месте остался GEDEON RICHTER (+9%). Из оставшихся пяти представителей три продемонстрировали рейтинговый прогресс. Так, на один пункт вверх, на пятую и седьмую строчки, переместились SERVIER (+11%) и KRKA (+27%), тогда как компании ABBOTT (+15%) удалось подняться с последней строчки на восьмую. Два производителя, SANDOZ (+3%) и STADA (-0,2%), напротив, опустились на шестую и последнюю строчки. Общая доля десяти ведущих компаний сократилась более чем на 1 п.п. и была равна 33,0%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,4 | 4,9 |
2 | 2 | SANOFI | 4,2 | 4,2 |
3 | 3 | TEVA | 3,7 | 4,2 |
4 | 4 | OTCPHARM | 3,5 | 3,4 |
5 | 6 | SERVIER | 3,4 | 3,4 |
6 | 5 | SANDOZ | 3,2 | 3,4 |
7 | 8 | KRKA | 3 | 2,7 |
8 | 10 | ABBOTT | 2,7 | 2,6 |
9 | 9 | GEDEON RICHTER | 2,6 | 2,6 |
10 | 7 | STADA | 2,5 | 2,8 |
Итого | 33 | 34,2 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Лидером по объему продаж среди ведущих брендов продолжает оставаться KAGOCEL (+36%), который благодаря высокой динамике укрепился на первой позиции (табл.2). Отметим, что все представители данного рейтинга продемонстрировали опережающую динамику. Однако только четыре бренда повысили свои позиции. На второе место с четвертого поднялся INGAVIRIN (+22%), на четвертое с восьмого – NUROFEN (+26%), на восьмое с десятого - DETRALEX (+24%). Пятую позицию занял впервые вошедший в состав «десятки» XARELTO (+74%). Одновременно с этим показавшие меньшую динамику бренды LOZAP и THERAFLU (по +13% у обоих), LORISTA (+15%) и PENTALGIN (+19%) понизили свои рейтинговые позиции. Занятое ранее шестое место продолжает занимать CARDIOMAGNYL (+15%). В сумме десять ведущих брендов аккумулировали 6,5% продаж, тогда как годом ранее – 5,9%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | KAGOCEL | 0,8 | 0,7 |
2 | 4 | INGAVIRIN | 0,7 | 0,6 |
3 | 2 | LOZAP | 0,7 | 0,7 |
4 | 8 | NUROFEN | 0,7 | 0,6 |
5 | 22 | XARELTO | 0,6 | 0,4 |
6 | 6 | CARDIOMAGNYL | 0,6 | 0,6 |
7 | 5 | THERAFLU | 0,6 | 0,6 |
8 | 10 | DETRALEX | 0,6 | 0,6 |
9 | 7 | LORISTA | 0,6 | 0,6 |
10 | 9 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 |
Итого | 6,5 | 5,9 |
Первые три позиции в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований сохранили за собой XYLOMETAZOLINE (-5%), IBUPROFEN (+22%) и BISOPROLOL (+11%) (табл. 3). Ниже в Топ-10 произошли перестановки, в результате которых три участника повысили свои рейтинги. Это поднявшаяся на четвертую строчку комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+21%), а также впервые вошедшие в «десятку» KAGOCEL (+36%) и LOSARTAN*HYDROCHLOROTHIAZIDE (+19%), которые заняли шестое и девятое места. При этом они сместили на позицию вниз PANCREATIN (+16%), NIMESULIDE (+10%) и LOSARTAN (+13%), а наименование ROSUVASTATIN (+7%) опустилось с восьмой на последнюю строчку. Суммарная доля Топ-10 осталась практически неизменной и была равна 9,1%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,5 | 1,8 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,1 | 1 |
3 | 3 | BISOPROLOL | 1 | 1 |
4 | 5 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 0,9 | 0,8 |
5 | 4 | PANCREATIN | 0,9 | 0,8 |
6 | 12 | KAGOCEL | 0,8 | 0,7 |
7 | 6 | NIMESULIDE | 0,8 | 0,8 |
8 | 7 | LOSARTAN | 0,7 | 0,7 |
9 | 11 | LOSARTAN*HYDROCHLOROTHIAZIDE | 0,7 | 0,7 |
10 | 8 | ROSUVASTATIN | 0,7 | 0,7 |
Итого | 9,1 | 9 |
Неизменной осталась лидирующая тройка и в рейтинге ведущих АТС-групп (табл. 4). При этом группы C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+21%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+15%) и G03 Половые гормоны (+13%) не только сохранили, но и укрепили свои позиции благодаря опережающей динамике. Высокими темпами развивались также рынки групп J05 Противовирусные препараты системного назначения (+23%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+17%) и B01 Антикоагулянты (+25%), что позволило им подняться на четвертое, пятое и девятое места соответственно. При этом последний впервые вошел в состав «десятки». Менее динамичные N02 Анальгетики (+4%) и A11 Витамины (+0,4%), а также снизившие продажи R01 Назальные препараты (-2%) опустились на более низкие позиции. Седьмую строчку по-прежнему занимают J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+1%). На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 38,2% - это практически столько же, как и годом ранее (38,1%).
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5 | 4,6 |
2 | 2 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,7 | 4,6 |
3 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 4,1 | 4,1 |
4 | 8 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,9 | 3,6 |
5 | 6 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,8 | 3,7 |
6 | 5 | N02 | ANALGESICS | 3,7 | 4 |
7 | 7 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,6 | 3,7 |
8 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,5 | 4 |
9 | 11 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,1 | 2,7 |
10 | 9 | A11 | VITAMINS | 2,7 | 3,1 |
Итого | 38,2 | 38,1 |
Заключение. По итогам первых трех месяцев 2019г. аптечный рынок Сибирского федерального округа оценивался в 27,813 млн. руб. (420,974 млн. долл.) в ценах конечного потребления. При этом динамика рынка была позитивной (+6%) в рублевом выражении, и отрицательной (-9%) - в долларовом. В натуральных показателях продажи снизились на 1% и составили 143,140 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС сократилась относительно предыдущего года (2,94 долл. против 3,20 долл.), и продолжает оставаться ниже, чем средняя по России цена ГЛС (3,26 долл.). Немного ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (24,51 долл. против 24,94 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум