
Численность населения Северо-Западного федерального округа (без С.-Петербурга) по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 8,588 млн. человек – это 5,9% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СЗФО (с С.-Петербургом) в январе-марте 2019г. составил 49628 руб. (750,69 долл.), что на 14% выше среднего показателя по России (43944 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам I квартала 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в СЗФО (без Санкт-Петербурга) в натуральном выражении снизился на 5%, до 55,762 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 4% в рублевом эквиваленте, однако сократился на 11% - в долларовом. Его объем достиг 9,453 млрд. рублей (143,092 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля региона составила 4,8%от российских розничных аптечных продаж. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках снизилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (3,37 долл.) и была равна 3,18 долл. в розничных ценах. В январе-марте 2019 г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 20,63 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.
По итогам первых трех месяцев 2019г. лидирующая тройка рейтинга ведущих производителей аптечного рынка СЗФО (без учета Санкт-Петербурга) осталась неизменной (табл.1). Его первые строчки продолжают занимать BAYER (-3%), SANOFI (+3%) и OTCPHARM (-1%) несмотря на сокращение их долевого присутствия. Сохранить свою позицию неизменной удалось и GLAXOSMITHKLINE (+5%). Три представителя «десятки» продемонстрировали рейтинговый прогресс. Компания TEVA (+0,2%) поднялась с пятого места на четвертое, KRKA (+21%) – с восьмого на шестое, а на последней строчке расположился единственный новый ее представитель BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+8%). Одновременно с этим сократившие продажи SERVIER (-8%), GEDEON RICHTER (-4%) и SANDOZ (-1%) опустились на пятую, седьмую и восьмую позиции соответственно. Суммарная доля десяти ведущих производителей сократилась почти на 1 п.п., до 36,4%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,7 | 4,9 |
2 | 2 | SANOFI | 4,4 | 4,5 |
3 | 3 | OTCPHARM | 4 | 4,2 |
4 | 5 | TEVA | 3,8 | 3,9 |
5 | 4 | SERVIER | 3,8 | 4,2 |
6 | 8 | KRKA | 3,4 | 3 |
7 | 6 | GEDEON RICHTER | 3,4 | 3,6 |
8 | 7 | SANDOZ | 3,4 | 3,5 |
9 | 9 | GLAXOSMITHKLINE | 2,8 | 2,8 |
10 | 11 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,7 | 2,6 |
Итого | 36,4 | 37,3 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Топ-10 ведущих брендов оказался менее стабилен – ни один его представитель не сохранил свои позиции (табл. 2). При этом половине его участников удалось повысить свои рейтинги. Так, с третьей строчки на первую поднялся KAGOCEL (+41%), с шестой и седьмой на четвертую и пятую – XARELTO (+36%) и CARDIOMAGNYL (+25%). На восьмом и девятом местах расположились впервые вошедшие в «десятку» ESSENTIALE (+17%) и ERGOFERON (+47%). Одновременно с этим пять участников рейтинга понизили свои позиции. На один пункт вниз опустились лидеры прошлого года NUROFEN (+7%) и INGAVIRIN (-6%), тогда как бренды CONCOR и DETRALEX (по -6% у обоих), а также LORISTA (+12%) потеряли по два рейтинговых пункта и заняли шестое, седьмое и последнее места соответственно. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась на 0,8 п.п. и была равна 7,9%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 3 | KAGOCEL | 1,2 | 0,9 |
2 | 1 | NUROFEN | 1 | 0,9 |
3 | 2 | INGAVIRIN | 0,8 | 0,9 |
4 | 6 | XARELTO | 0,8 | 0,6 |
5 | 7 | CARDIOMAGNYL | 0,7 | 0,6 |
6 | 4 | CONCOR | 0,7 | 0,8 |
7 | 5 | DETRALEX | 0,7 | 0,7 |
8 | 12 | ESSENTIALE | 0,6 | 0,6 |
9 | 24 | ERGOFERON | 0,6 | 0,5 |
10 | 8 | LORISTA | 0,6 | 0,6 |
Итого | 7,9 | 7,1 |
Несмотря на многочисленные перестановки в предыдущем рейтинге, в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований лидеры не изменились (табл.3). Ими остаются наименования XYLOMETAZOLINE (-8%) и IBUPROFEN (+12%). Также занятые ранее места, четвертое и седьмое, сохранили за собой комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN и наименование NIMESULIDE (по +6% у обоих). Показавшие опережающую динамику KAGOCEL (+41%), PANCREATIN (+18%) и LOSARTAN (+11%) поднялись на третью, шестую и девятую позиции соответственно. Напротив, снижение рейтинговых позиций продемонстрировали BISOPROLOL (+3%), IMIDAZOLYLETHANAMIDEPENTANDIOICACID (-6%) и AMOXICILLIN*CLAVULANICACID (+5%), которые опустились на пятую, восьмую и последнюю строчки. В сумме десять ведущих МНН и группировочных наименований аккумулировали 10,7% продаж против 10,3% - годом ранее.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,8 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,4 | 1,3 |
3 | 6 | KAGOCEL | 1,2 | 0,9 |
4 | 4 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,1 | 1 |
5 | 3 | BISOPROLOL | 1,1 | 1,1 |
6 | 8 | PANCREATIN | 1 | 0,9 |
7 | 7 | NIMESULIDE | 0,9 | 0,9 |
8 | 5 | IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID | 0,8 | 0,9 |
9 | 10 | LOSARTAN | 0,8 | 0,8 |
10 | 9 | AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID | 0,8 | 0,8 |
Итого | 10,7 | 10,3 |
Наиболее востребованными группами на рынке региона продолжают оставаться C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+12%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+4%) (табл.4). Шестое место продолжают занимать N02 Анальгетики (+3%). Показавшие опережающую динамику J05 Противовирусные препараты системного назначения (+22%), G03 Половые гормоны (+5%) и B01 Антикоагулянты (+15%) поднялись на третью, седьмую и девятую строчки соответственно. Отметим, что последняя стала единственным новым представителем Топ-10. На позицию вниз сместились R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-4%), R01 Назальные препараты (-1%), J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+1%) и A11 Витамины (-7%). На десять ведущих АТС групп приходилось 40,5% рынка, тогда как годом ранее – 39,9%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,5 | 5,1 |
2 | 2 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,9 | 4,9 |
3 | 5 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 4,6 | 3,9 |
4 | 3 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 4,2 | 4,5 |
5 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 4 | 4,1 |
6 | 6 | N02 | ANALGESICS | 3,8 | 3,8 |
7 | 8 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,8 | 3,7 |
8 | 7 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,6 | 3,7 |
9 | 11 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,2 | 2,8 |
10 | 9 | A11 | VITAMINS | 3,1 | 3,4 |
Итого | 40,5 | 39,9 |
Заключение. По итогам I квартала 2019г. объем аптечного рынка СЗФО (без Санкт-Петербурга) достиг 11,622 млрд. руб. (177,155 млн. долл.). Это на 4% в рублях больше и на 11% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 5% и был равен 55,762 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам января-марта 2019 года составила 3,18 долл. – это ниже показателя 2018г. (3,37 долл.) и среднего по стране (3,26 долл.). Расходы жителей округа на приобретение ГЛС в аптеках также оказались ниже средних по России (20,63 долл. против 24,94 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум