Top.Mail.Ru

Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга): итоги первых трёх месяцев 2019г.

 2530

Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга): итоги первых трёх месяцев 2019г.

Численность населения Северо-Западного федерального округа (без С.-Петербурга) по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 8,588 млн. человек – это 5,9% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СЗФО (с С.-Петербургом) в январе-марте 2019г. составил 49628 руб. (750,69 долл.), что на 14% выше среднего показателя по России (43944 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам I квартала 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в СЗФО (без Санкт-Петербурга) в натуральном выражении снизился на 5%, до 55,762 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 4% в рублевом эквиваленте, однако сократился на 11% - в долларовом. Его объем достиг 9,453 млрд. рублей (143,092 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля региона составила 4,8%от российских розничных аптечных продаж. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках снизилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (3,37 долл.) и была равна 3,18 долл. в розничных ценах. В январе-марте 2019 г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 20,63 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

По итогам первых трех месяцев 2019г. лидирующая тройка рейтинга ведущих производителей аптечного рынка СЗФО (без учета Санкт-Петербурга) осталась неизменной (табл.1). Его первые строчки продолжают занимать BAYER (-3%), SANOFI (+3%) и OTCPHARM (-1%) несмотря на сокращение их долевого присутствия. Сохранить свою позицию неизменной удалось и GLAXOSMITHKLINE (+5%). Три представителя «десятки» продемонстрировали рейтинговый прогресс. Компания TEVA (+0,2%) поднялась с пятого места на четвертое, KRKA (+21%) – с восьмого на шестое, а на последней строчке расположился единственный новый ее представитель BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+8%). Одновременно с этим сократившие продажи SERVIER (-8%), GEDEON RICHTER (-4%) и SANDOZ (-1%) опустились на пятую, седьмую и восьмую позиции соответственно. Суммарная доля десяти ведущих производителей сократилась почти на 1 п.п., до 36,4%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,7 4,9
2 2 SANOFI 4,4 4,5
3 3 OTCPHARM 4 4,2
4 5 TEVA 3,8 3,9
5 4 SERVIER 3,8 4,2
6 8 KRKA 3,4 3
7 6 GEDEON RICHTER 3,4 3,6
8 7 SANDOZ 3,4 3,5
9 9 GLAXOSMITHKLINE 2,8 2,8
10 11 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,7 2,6
Итого 36,4 37,3

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Топ-10 ведущих брендов оказался менее стабилен – ни один его представитель не сохранил свои позиции (табл. 2). При этом половине его участников удалось повысить свои рейтинги. Так, с третьей строчки на первую поднялся KAGOCEL (+41%), с шестой и седьмой на четвертую и пятую – XARELTO (+36%) и CARDIOMAGNYL (+25%). На восьмом и девятом местах расположились впервые вошедшие в «десятку» ESSENTIALE (+17%) и ERGOFERON (+47%). Одновременно с этим пять участников рейтинга понизили свои позиции. На один пункт вниз опустились лидеры прошлого года NUROFEN (+7%) и INGAVIRIN (-6%), тогда как бренды CONCOR и DETRALEX (по -6% у обоих), а также LORISTA (+12%) потеряли по два рейтинговых пункта и заняли шестое, седьмое и последнее места соответственно. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась на 0,8 п.п. и была равна 7,9%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 3 KAGOCEL 1,2 0,9
2 1 NUROFEN 1 0,9
3 2 INGAVIRIN 0,8 0,9
4 6 XARELTO 0,8 0,6
5 7 CARDIOMAGNYL 0,7 0,6
6 4 CONCOR 0,7 0,8
7 5 DETRALEX 0,7 0,7
8 12 ESSENTIALE 0,6 0,6
9 24 ERGOFERON 0,6 0,5
10 8 LORISTA 0,6 0,6
Итого 7,9 7,1

Несмотря на многочисленные перестановки в предыдущем рейтинге, в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований лидеры не изменились (табл.3). Ими остаются наименования XYLOMETAZOLINE (-8%) и IBUPROFEN (+12%). Также занятые ранее места, четвертое и седьмое, сохранили за собой комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN и наименование NIMESULIDE (по +6% у обоих). Показавшие опережающую динамику KAGOCEL (+41%), PANCREATIN (+18%) и LOSARTAN (+11%) поднялись на третью, шестую и девятую позиции соответственно. Напротив, снижение рейтинговых позиций продемонстрировали BISOPROLOL (+3%), IMIDAZOLYLETHANAMIDEPENTANDIOICACID (-6%) и AMOXICILLIN*CLAVULANICACID (+5%), которые опустились на пятую, восьмую и последнюю строчки. В сумме десять ведущих МНН и группировочных наименований аккумулировали 10,7% продаж против 10,3% - годом ранее.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,6 1,8
2 2 IBUPROFEN 1,4 1,3
3 6 KAGOCEL 1,2 0,9
4 4 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,1 1
5 3 BISOPROLOL 1,1 1,1
6 8 PANCREATIN 1 0,9
7 7 NIMESULIDE 0,9 0,9
8 5 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID 0,8 0,9
9 10 LOSARTAN 0,8 0,8
10 9 AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID 0,8 0,8
Итого  10,7 10,3

Наиболее востребованными группами на рынке региона продолжают оставаться C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+12%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+4%) (табл.4). Шестое место продолжают занимать N02 Анальгетики (+3%). Показавшие опережающую динамику J05 Противовирусные препараты системного назначения (+22%), G03 Половые гормоны (+5%) и B01 Антикоагулянты (+15%) поднялись на третью, седьмую и девятую строчки соответственно. Отметим, что последняя стала единственным новым представителем Топ-10. На позицию вниз сместились R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-4%), R01 Назальные препараты (-1%), J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+1%) и A11 Витамины (-7%). На десять ведущих АТС групп приходилось 40,5% рынка, тогда как годом ранее – 39,9%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5,5 5,1
2 2 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,9 4,9
3 5 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 4,6 3,9
4 3 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 4,2 4,5
5 4 R01  NASAL PREPARATIONS 4 4,1
6 6 N02  ANALGESICS 3,8 3,8
7 8 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,8 3,7
8 7 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,6 3,7
9 11 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,2 2,8
10 9 A11  VITAMINS 3,1 3,4
Итого 40,5 39,9

Заключение. По итогам I квартала 2019г. объем аптечного рынка СЗФО (без Санкт-Петербурга) достиг 11,622 млрд. руб. (177,155 млн. долл.). Это на 4% в рублях больше и на 11% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 5% и был равен 55,762 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам января-марта 2019 года составила 3,18 долл. – это ниже показателя 2018г. (3,37 долл.) и среднего по стране (3,26 долл.). Расходы жителей округа на приобретение ГЛС в аптеках также оказались ниже средних по России (20,63 долл. против 24,94 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи