
Елена ВОЛЬСКАЯ
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ, который регулирует модульную рекламу – печатную в периодических изданиях, постеры в наружной рекламе и рекламе на транспорте, радио- и ТВ-ролики и т. п., с года принятия по настоящее время претерпел 25 изменений. Однако они лишь в малой степени коснулись ЛС.
Сохранилась основная особенность нашего закона, которая заключается в отсутствии специальных требований к рекламе лекарственных препаратов, направленной на специалистов здравоохранения. Такая реклама подпадает лишь под общие требования, относящиеся к любой рекламе [1].
Неизменными остались и специальные положения ст. 24 «Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения» (нововведения касаются рекламы искусственного прерывания беременности).
В то же время некоторые из общих требований претерпели изменения, которые могут относиться и к рекламе производителей лекарственных препаратов. Так, ст. 10 о социальной рекламе (согласно Федеральному закону от 03.06.2011 №115-ФЗ) дополнена ч. 6, устанавливающей максимальное время упоминания о спонсоре в рекламе на радио, телевидении и в кинопрокате, а также площадь при размещении модульной рекламы (до 5%).
В отличие от законов, устанавливающих непреложные рамки рекламной деятельности, в области добровольного саморегулирования произошли значительные изменения норм надлежащей практики рекламы. Как сказано выше, в декабре 2013 г. Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) приняла новую редакцию Кодекса надлежащей практики [2]. Нормы нового кодекса вступили в силу с 01 января 2014 г.
В части общих положений о необходимости соответствия рекламы требованиям объективности, достоверности, регистрационному статусу, а также о запретах кодекс базируется на соответствующих требованиях закона. Однако в нем содержится и ряд разделов, точно отвечающих актуальным вызовам, которых пока в законодательных актах нет. Так, раздел «Общие положения» содержит подраздел 2.5 «Продвижение в сети Интернет». Положения подраздела нацелены на содействие выполнению требований законодательства:
- четкая идентификация источника и адресата информации о лекарственном препарате,
- соответствие содержания информации специфике целевой аудитории,
- запрет на рекламу рецептурных препаратов,
- ответственность рекламодателя за соответствие рекламы нормативным требованиям.
Реклама лекарственных препаратов регулируется в кодексе нормами в ряде разделов. Необходимо отметить, что в настоящее время кодекс -- единственный нормативный документ, пусть и рекомендательного характера, который определяет основные содержательные составляющие печатной рекламы лекарственных препаратов как для специалистов здравоохранения (п. 3.2.1), так и для населения (п. 4.2.1).
Таким же новшеством по сравнению с российским законом «О рекламе» является введение понятия «напоминающая реклама». С этим средством продвижения брендов мы встречаемся повсеместно и давно, определение термина хорошо известно в нормативных актах многих стран. Напоминающая реклама лекарственных препаратов в силу специфики рекламируемых объектов подлежит регулированию, что и нашло отражение в кодексе. Так, напоминающая реклама для специалистов здравоохранения может включать только торговое наименование препарата и его терапевтическую группу (п. 3.2.2), в то время как такая реклама для населения наряду с названием должна включать обязательный текст о наличии противопоказаний, необходимости прочесть инструкцию и получить консультацию специалиста (п. 4.2.2).
Минимальные изменения по сравнению с редакцией 2009 г. претерпел раздел IV «Особенности рекламы и иных методов продвижения для населения», содержащий общие требования, ограничения и рекомендации для публичной рекламы.
Он включает почти все запреты, содержащиеся в ст. 24 закона «О рекламе», а также дополнительные запретительные положения:
Вышеназванные рекомендации и ограничения полностью соответствуют международной практике рекламного регулирования. На фармацевтическом рынке нашей страны они служат верным ориентиром для компаний, придерживающихся высоких стандартов надлежащей практики продвижения лекарственных препаратов.
Литература
1. Шашкова Г.В., Вольская Е.А. Развитие правового регулирования информации о лекарственных средствах. Часть 2. Актуальное положение в России. Ремедиум, 2005: 17-19.
2. Кодекс надлежащей практики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM). Ресурс: http://www.aipm.org/netcat_files/364/353/h_a472295bf6c0ecb14b05aea49d583c63.
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ, который регулирует модульную рекламу – печатную в периодических изданиях, постеры в наружной рекламе и рекламе на транспорте, радио- и ТВ-ролики и т. п., с года принятия по настоящее время претерпел 25 изменений. Однако они лишь в малой степени коснулись ЛС.
Сохранилась основная особенность нашего закона, которая заключается в отсутствии специальных требований к рекламе лекарственных препаратов, направленной на специалистов здравоохранения. Такая реклама подпадает лишь под общие требования, относящиеся к любой рекламе [1].
Неизменными остались и специальные положения ст. 24 «Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения» (нововведения касаются рекламы искусственного прерывания беременности).
В то же время некоторые из общих требований претерпели изменения, которые могут относиться и к рекламе производителей лекарственных препаратов. Так, ст. 10 о социальной рекламе (согласно Федеральному закону от 03.06.2011 №115-ФЗ) дополнена ч. 6, устанавливающей максимальное время упоминания о спонсоре в рекламе на радио, телевидении и в кинопрокате, а также площадь при размещении модульной рекламы (до 5%).
В отличие от законов, устанавливающих непреложные рамки рекламной деятельности, в области добровольного саморегулирования произошли значительные изменения норм надлежащей практики рекламы. Как сказано выше, в декабре 2013 г. Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) приняла новую редакцию Кодекса надлежащей практики [2]. Нормы нового кодекса вступили в силу с 01 января 2014 г.
В части общих положений о необходимости соответствия рекламы требованиям объективности, достоверности, регистрационному статусу, а также о запретах кодекс базируется на соответствующих требованиях закона. Однако в нем содержится и ряд разделов, точно отвечающих актуальным вызовам, которых пока в законодательных актах нет. Так, раздел «Общие положения» содержит подраздел 2.5 «Продвижение в сети Интернет». Положения подраздела нацелены на содействие выполнению требований законодательства:
- четкая идентификация источника и адресата информации о лекарственном препарате,
- соответствие содержания информации специфике целевой аудитории,
- запрет на рекламу рецептурных препаратов,
- ответственность рекламодателя за соответствие рекламы нормативным требованиям.
Реклама лекарственных препаратов регулируется в кодексе нормами в ряде разделов. Необходимо отметить, что в настоящее время кодекс -- единственный нормативный документ, пусть и рекомендательного характера, который определяет основные содержательные составляющие печатной рекламы лекарственных препаратов как для специалистов здравоохранения (п. 3.2.1), так и для населения (п. 4.2.1).
Таким же новшеством по сравнению с российским законом «О рекламе» является введение понятия «напоминающая реклама». С этим средством продвижения брендов мы встречаемся повсеместно и давно, определение термина хорошо известно в нормативных актах многих стран. Напоминающая реклама лекарственных препаратов в силу специфики рекламируемых объектов подлежит регулированию, что и нашло отражение в кодексе. Так, напоминающая реклама для специалистов здравоохранения может включать только торговое наименование препарата и его терапевтическую группу (п. 3.2.2), в то время как такая реклама для населения наряду с названием должна включать обязательный текст о наличии противопоказаний, необходимости прочесть инструкцию и получить консультацию специалиста (п. 4.2.2).
Минимальные изменения по сравнению с редакцией 2009 г. претерпел раздел IV «Особенности рекламы и иных методов продвижения для населения», содержащий общие требования, ограничения и рекомендации для публичной рекламы.
Он включает почти все запреты, содержащиеся в ст. 24 закона «О рекламе», а также дополнительные запретительные положения:
- не допускается продвижение лекарственных препаратов через телемагазины;
- запрещается упоминание о факте включения рекламируемого препарата в списки ЛС для категорий граждан, расходы на которые возмещаются или дотируются государством;
- не допускаются описания, изображения картины болезни, которые могут спровоцировать самостоятельно поставленный ошибочный диагноз;
- не допускаются рекомендации ученых, медицинских работников или лиц, которые в связи с их известностью могут поощрить применение лекарственного препарата;
- запрещаются вызывающие тревогу или вводящие в заблуждение термины, живописные изображения изменений в человеческом организме, вызванные заболеванием, травмой или действием препарата.
Вышеназванные рекомендации и ограничения полностью соответствуют международной практике рекламного регулирования. На фармацевтическом рынке нашей страны они служат верным ориентиром для компаний, придерживающихся высоких стандартов надлежащей практики продвижения лекарственных препаратов.
Литература
1. Шашкова Г.В., Вольская Е.А. Развитие правового регулирования информации о лекарственных средствах. Часть 2. Актуальное положение в России. Ремедиум, 2005: 17-19.
2. Кодекс надлежащей практики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM). Ресурс: http://www.aipm.org/netcat_files/364/353/h_a472295bf6c0ecb14b05aea49d583c63.