Top.Mail.Ru

Сохранить чистое лицо

 7359

Сохранить чистое лицо
Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»


Угревая болезнь, или акне, – проблема не только подростков, но и взрослых, особенно женщин. Факторами, способствующими обострению процесса и/или отягчающими его течение, являются стресс, повышенная влажность, жара, некоторые косметические и ЛС, генетическая предрасположенность и т. п. В косметической индустрии существует масса средств для борьбы с прыщами и их маскировки. Среди лекарственных препаратов существует свыше 20 наименований средств, призванных помочь справится с акне.

Общий объем рынка средств для лечения угревой болезни   за I полугодие 2013 г., по данным IMS Health, достиг 1,36 млрд руб., что на 13% больше аналогичного показателя прошлого года (рис. 1). В натуральном выражении рынок рос менее быстрыми темпами, за год прирост составил +2% до 3,3 млн упаковок (рис. 2). Основной канал реализации этих средств – аптеки, тем не менее в госпитальном сегменте за отчетный период было продано более 23 тыс. упаковок ЛС для лечения угрей на сумму более 6 млн руб.

Как уже отмечалось, в арсенале дерматологов и косметологов существует довольно много препаратов для борьбы с акне. В зависимости от степени тяжести заболевания специалисты назначают препараты для местного или/и системного лечения. Среди ЛС для местного применения повышенным спросом в натуральном выражении у потребителей пользуются мази (рис. 3). Вместе с тем если сравнивать аналогичные показатели прошлого года, то доля этой лекарственной формы снизилась до 42,4% (1,4 млн упаковок). В состав препаратов, выпускаемых в виде мазей, входят изотретиноин (Ретиноевая мазь), ретинол (Видестим), ихтамол (Ихтиоловая мазь), эритромицин (мазь Эритромицин). Доля препаратов, выпускаемых в форме геля, наоборот, выросла с 28,3 до 34,7%. В денежном выражении на ЛС в форме геля приходится 47,7% продаж всего рынка средств от угрей. При этом 16,9% из них составляют продажи средства на основе бензоила пероксида (ТН Базирон АС), еще 16,6% приходится на средства, в состав которых входит азелаиновая кислота (ТН Скинорен, Азелик), а на действующее вещество адапален в форме геля приходится 3,8%. На порошок для приготовления раствора (ТН Зинерит) приходится 23,6%, а доля крема составляет 6,7%.

Лекарственные препараты для лечения угрей применяются не только в виде лекарственных форм для наружного применения, но также и в виде пероральных лекарственных форм. Терапия препаратами для системного применения показана при тяжелых формах угревой болезни, особенно в случае образования рубцов, гиперпигментации на фоне психоэмоциональных нарушений. Доля средств для лечения акне в капсулах составляет 12,1% рынка в денежном выражении, в натуральном выражении их доля значительно меньше -- 2,45%, что обусловлено их высокой стоимостью. Сюда относятся лекарственные препараты изотретиноина -- Роаккутан, Акнекутан, Сотрет. Отметим, что два препарата из трех входят в топ-10 торговых наименований, лидирующих по объемам продаж на рынке средств для лечения акне, -- это Роаккутан (Roche), занимающий 4-е место, и Акнекутан, занимающий 9-е место (табл. 1).

В рейтинге торговых наименований на 1-м месте находится комбинированный препарат Зинерит (Astellas). В состав этого средства входит антибиотик эритромицин и ацетат цинка, которые оказывают противовоспалительное, противомикробное и комедонолитическое действие. По сравнению с I полугодием 2012 г. его продажи существенно снизились в стоимостном выражении (прирост составил -9%) и в натуральном выражении (-20%). В качестве альтернативы препаратам, содержащим антибиотики, могут выступать средства на основе азелаиновой кислоты, которая оказывает противоугревое, депигментирующее и противовоспалительное действие. Одним из таких средств является Скинорен (Bayer). Согласно данным IMS Health, Скинорен демонстрирует положительную динамику: его доля в стоимостном выражении выросла до 20,9%, в натуральном – до 12,8%. В ряду ЛС для борьбы с акне линейка продуктов Скинорен является самой большой (рис. 5). Потребитель с любым типом кожи может подобрать для себя подходящую форму препарата Скинорен: для комбинированной и склонной к жирности кожи подойдет гель (в тубах по 5, 15, 30 и 50 г), а для нормальной и склонной к сухости кожи – крем (по 30 г). Среди всех этих SKU максимальный прирост демонстрирует гель Скинорен в упаковке по 5 г – одна из самых удобных форм выпуска, которую можно носить с собой, например в косметичке. К очевидным преимуществам препарата относится то, что он может применяться длительно, вне зависимости от времени года, в т. ч. и в солнечную погоду, к тому же во время применения препарата разрешено использование декоративной косметики.

В тройку продуктов-лидеров вошел также препарат Базирон АС (бензоила пероксид, Galderma), его доля составила 16,9% в рублях и 10,8% в упаковках. Кроме Базирона АС, Galderma выпускает препарат с синтетическим аналогом ретиноевой кислоты адапаленом – препарат Дифферин. Доля Дифферина по итогам I полугодия 2013 г. составила 4,1% в денежном выражении. Спектр применения комбинированного дерматопротекторного средства Радевит широк: помимо угревой болезни, его применяют при дерматитах, дерматозах, экземах и других поражениях кожных покровов. Доля этого средства снизилась до 6,9% в рублях и до 8,2% в упаковках. В состав средства Клиндовит («АКРИХИН») входит антибиотик группы линкозамидов – клиндамицин, обладающий высокой активностью в отношении штаммов Propionibacterium acnes (возбудитель угревой сыпи). За отчетный период этот препарат демонстрирует существенный прирост продаж как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Доля оригинального препарата на основе клиндамицина – Далацин (Pfizer) – существенно ниже и равна около 1,8%. В составе препарата Клензит-С (Glenmark), занимающего 8-ю строчку рейтинга, также находится антибиотик клиндамицин, действие которого усиливает другой компонент – адапален. В целом на 10-ку этих брендов приходится почти 93% всех продаж в рублевом выражении.



Фармацевтический рынок