
DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2019-1-2-16-18
Юлия Прожерина, к.б.н., «Ремедиум»
Аптечный сегмент традиционно является самым емким на российском фармацевтическом рынке. По итогам 2018 г. на его долю пришлось около 70% в стоимостном выражении и не менее 80% в натуральном. Учитывая высокую значимость розничного сектора и его влияние на рынок в целом, в настоящем обзоре рассмотрены ключевые тренды данного сегмента по итогам 2018 г.
Pharmacy drug market in Russia: 2018 results
Julia Prozherina, Cand. of Sci.(Med.), Remedium
The pharmacy segment is traditionally the most receptive in the Russian pharmaceutical market. As of year-end 2018, its share accounted for about 70% in value terms and not less than 80% in pack terms. Due to high importance of the retail sector and its impact on the market as a whole, this review covers the key trends in this segment following the results of 2018.
Из 2018-го в 2015-й?
По данным IQVIA, объем российского аптечного рынка ЛП в 2018 г. составил 899 млрд руб. в ценах конечного потребления, что на 3,2% выше показателей 2017 г. В то же время в натуральном выражении рынок продемонстрировал отрицательную динамику. По сравнению с 2017 г. в 2018-м его объем снизился на 3,1%, достигнув показателя кризисного 2015 г. – 4,3 млрд упаковок. Данная тенденция свидетельствует о том, что, как и в 2015 г., рост рынка в стоимостном выражении обеспечивался главным образом инфляцией на ЛП. По данным Росстата[1], цены на медикаменты по итогам 2018 г. выросли на 4,6% относительно 2017 г.
Рисунок 1. Динамика российского аптечного рынка ЛП за 5 лет
Источник: розничный аудит IQVIA
Вместе с тем по сравнению с 2015 г. существенно изменилось покупательское поведение россиян. Если в 2015 г. на рынке отмечалось сокращение объемов реализации как рецептурных, так и безрецептурных средств (т. е. россияне экономили буквально на всем), то в 2018 г. поведение посетителя аптек стало более избирательным. В качестве ключевого драйвера, позволяющего сохранять рынку рост в рублях, выступает увеличивающийся объем продаж рецептурных препаратов. Другими словами, население приобретает в аптеках преимущественно самые необходимые средства, по возможности отказываясь от препаратов выбора безрецептурного сегмента.
Отметим, что препараты, отпускаемые по рецепту, в среднем в два раза дороже безрецептурных (средняя розничная цена 307 и 156 руб. соответственно), но на продажи безрецептурных ЛП по-прежнему приходится наибольшая доля рынка (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика продаж рецептурных и безрецептурных ЛП в упаковках и динамика цен на них
Источник: розничный аудит IQVIA
Ведущие корпорации
Рейтинг корпораций на аптечном рынке по итогам 2018 г. изменился несущественно по сравнению с 2017 г. Как и годом ранее, тройка лидеров представлена компаниями Sanofi, Bayer и Teva. Самый высокий прирост продаж среди топ-10 лидеров сегмента продемонстрировала компания Abbott, что позволило ей подняться с 10-го места на 7-е в рейтинге продаж в стоимостном выражении. Вошла в первую десятку компания Gedeon Richter (табл. 1).
Таблица 1. Топ-10 производителей ЛП на аптечном рынке России в 2018 г.
Рейтинг | Корпорация | Доля продаж, розн. руб. | Прирост в 2018 г. к 2017 г., % руб. | ||
2017 | 2018 | 2017 | 2018 | ||
1 | 1 | Bayer Healthcare | 5,0% | 4,9% | 1,6% |
2 | 2 | Sanofi-Aventis | 4,6% | 4,3% | -2,2% |
3 | 3 | Teva | 4,0% | 3,8% | -1,5% |
4 | 4 | Servier | 3,4% | 3,4% | 4,5% |
5 | 5 | Otcpharm | 3,2% | 3,1% | 0,2% |
6 | 6 | Sandoz | 3,1% | 3,1% | 3,2% |
10 | 7 | Abbott | 2,7% | 2,7% | 5,7% |
9 | 8 | Menarini | 2,7% | 2,7% | 2,8% |
8 | 9 | GlaxoSmithKline | 2,8% | 2,7% | 2,1% |
11 | 10 | Gedeon Richter | 2,6% | 2,5% | 1,1% |
Источник: розничный аудит IQVIA
Ключевые МНН
Наибольший объем продаж в стоимостном выражении на аптечном рынке приходится на ЛП, содержащие в составе ксилометазолин. Существенный вклад по объему реализации в рублях также вносят нестероидные противовоспалительные средства на основе ибупрофена, комбинация диосмина с гесперидином, ферментные препараты панкреатина и бета-адреноблокатор бисопролол (рис. 3).
Рисунок 3. Топ-5 МНН аптечного рынка по итогам 2018 г., млрд руб.
Источник: розничный аудит IQVIA
В то же время рейтинг по торговым наименованиям возглавляют препараты преимущественно другого состава (за исключением комбинации «диосмин + гесперидин»), что свидетельствует о том, что наибольший оборот в стоимостном выражении составляют средства, имеющие множество аналогов (табл. 2, 3).
Препараты-лидеры
За анализируемый период максимального объема продаж в рублях как на рынке в целом, так и в сегменте рецептурных ЛП достиг препарат Ксарелто от компании Bayer. Прирост объемов его реализации по сравнению с 2017 г. составил +35,1% в рублях, что позволило ему переместиться с 6-го на 1-е место в общем рейтинге продаж аптечного сегмента.
Среди рецептурных ЛП аптечного сегмента Ксарелто не только занял первое место, но и оказался самым быстрорастущим в рейтинге топ-10 в стоимостном выражении (+35,1% в руб. к 2017 г.). К слову, вторым по величине прироста продаж розничного сегмента оказался другой препарат из группы антитромботических средств – Прадакса (+25,8% в руб. к 2017 г.). Сократились объемы реализации таких препаратов из первой десятки, как Крестор, Сиалис и Найз. Несколько снизились объемы продаж ЛП Конкор (табл. 2).
Таблица 2. Топ-10 рецептурных ЛП аптечного рынка по итогам 2018 г., млрд руб.
Рейтинг | Торговое наименование (корпорация) | 2017 г. | 2018 г. | Прирост, % руб. |
1 | Ксарелто (Bayer) | 5,3 | 7,1 | +35,1% |
2 | Актовегин (Nycomed/Takeda) | 5,5 | 5,6 | +2,1% |
3 | Мексидол («Фармасофт») | 5,1 | 5,4 | +5,3% |
4 | Конкор (Merck) | 3,8 | 3,7 | -1,2% |
5 | Гептрал (Abbott) | 3,5 | 3,5 | +1,4% |
6 | Крестор (AstraZeneca) | 4,2 | 3,4 | -18,4% |
7 | Прадакса (Boehringer I) | 2,7 | 3,4 | +25,8% |
8 | Мидокалм (Gedeon Richter) | 3,3 | 3,3 | +1,2% |
9 | Сиалис (Eli Lilly) | 3,3 | 3,2 | -2,4% |
10 | Найз (Dr. Reddys) | 3,2 | 3,1 | -1,6% |
Источник: розничный аудит IQVIA
Рейтинг безрецептурных ЛП по объему реализации в аптеках в стоимостном выражении по итогам 2018 г., как и годом ранее, возглавил препарат Детралекс (Servier). В тройку лидеров вошли Кагоцел и Кардиомагнил. Существенно вырос объем продаж в стоимостном выражении препарата Канефрон Н, который переместился с 10-го на 8-е место. Сократились объемы реализации брендов Эссенциале и Эргоферон (табл. 3).
Таблица 3. Топ-10 безрецептурных ЛП аптечного рынка по итогам 2018 г., млрд руб.
ТН (компания) | 2017 г. | 2018 г. | Прирост, % руб. |
Детралекс (Servier) | 5,9 | 6,3 | +7,6% |
Кагоцел («Ниармедик Плюс») | 5,3 | 5,4 | +2,3% |
Кардиомагнил (Nycomed/Takeda) | 5,5 | 5,4 | -1,2% |
Ингавирин («Валента») | 4,9 | 5,3 | +8,7% |
Мирамистин («Инфамед») | 4,9 | 5,1 | +4,6% |
Пенталгин («Отисифарм») | 4,4 | 4,3 | -0,8% |
Эссенциале (Sanofi) | 5,1 | 4,2 | -17,8% |
Канефрон Н (Bionorica) | 3,2 | 3,6 | +12,7% |
АЦЦ (Sandoz) | 2,8 | 3,0 | +8,0% |
Эргоферон («Материа Медика») | 3,2 | 2,9 | -10,2% |
Источник: розничный аудит IQVIA
[1] Данные Федеральной службы государственной статистики.