Новому начальнику не всегда легко добиться авторитета у подчиненных, особенно если они работают вместе давно, считают себя более опытными и поддерживают друг друга. Чтобы адаптация в должности прошла легче, прочтите небольшую инструкцию. Этот алгоритм был предложен известным психологом М.Е. Литваком и опробован многими начинающими руководителями.
Постарайтесь узнать заранее, сколько сотрудников в вашем подчинении и какие у них функции (провизоры, фармацевты, консультанты и т.д.). Если есть возможность, изучите их личные дела. А в идеале, пока вас не знают в лицо, зайдите в аптеку как покупатель и понаблюдайте за персоналом.
В первый день
Как бы вы ни одевались обычно, в этот раз выберите деловой стиль. Когда зайдете в аптеку, поздоровайтесь, представьтесь и предложите работникам собраться на несколько минут. Немного расскажите о предыдущей должности и о себе, чтобы не было сплетен и выдумок. Например, можно начать так: «Меня зовут Марина Юрьевна, я новая заведующая. Рада с вами познакомиться. Немного расскажу о себе. Я живу в Москве, окончила Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, работала провизором более 7 лет, замужем, есть ребенок».
Сразу определите для подчиненных, как следует к вам обращаться и как будете обращаться к ним вы (лучше по имени и отчеству, если они сами не попросят называть их только по имени). Попросите каждого из работников представиться, а сами изучите их манеры – дружественные они или агрессивные. Такую же беседу проведите с другой сменой, если не удалось собрать всех вместе сразу.
Главные шаги
Если после предшественника остались неразобранные документы, другие дела, исправьте это в первые же дни. Попросите подчиненных помочь и добейтесь идеального порядка (как вы себе его представляете). Поначалу наблюдайте за происходящим, вникайте в особенности рабочего процесса. Определите слабые места аптеки и наметьте приблизительные способы оптимизации. Также постарайтесь поговорить с каждым из подчиненных, узнайте их взгляд на ситуацию, готовы ли они работать с вами, есть ли у них желание что-то улучшить. Проследите за их поведением, чтобы разобраться в групповой динамике коллектива. Нет ли в нем антилидеров, которые будут угрожать вашему авторитету. Воздержитесь от посторонних, тем более личных разговоров.Тщательно продумайте необходимые нововведения. Их можно обсудить с лояльными работниками, но решение все равно остается за вами.
Скорее всего, большинство работников будут стараться вам понравиться, но некоторые могут проявлять агрессию и неповиновение. Если подчиненный спрашивает, почему это поручение дается именно ему, а не кому-то другому, спокойно и твердо ответьте, что вам виднее, как распределять задания. В течение первого месяца соберите совещание, огласите свои предварительные наблюдения, расскажите, как вы видите работу аптеки, какие хотели бы ввести правила, что необходимо согласовывать с вами, когда можно действовать самостоятельно. После совещания поговорите с каждым сотрудником отдельно. Лояльных похвалите. А для тех, кто отказывается сотрудничать, еще раз твердо обозначьте свою позицию.
Необходимая страховка
На всякий случай узнайте, со всеми ли работниками заключены трудовые договоры и договоры о материальной ответственности. Если нет, срочно исправьте это.
Перепроверьте, как часто проводятся в аптеке инвентаризации. Их нужно повторять каждый раз, когда принимается или увольняется, уходит в отпуск или возвращается материально ответственное лицо. Поинтересуйтесь, ознакомлены ли сотрудники с правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями.
Старайтесь все явные нарушения (прогулы, опоздания, отказ выполнения обязанностей) фиксировать актами. Это кажется жестким, но устанавливает правила и дисциплину, в которых легче существовать и вам, и коллективу. Такие действия будут для вас своеобразной опорой в сложных конфликтных ситуациях.
Юлия Жижерина