
Безусловно, один из важнейших механизмов привлечения и удержания сотрудников – материальная мотивация (табл.1). Уровень заработной платы и компенсационного пакета – те условия, которые кандидат оценивает прежде всего. Однако есть у «денежных» способов стимулирования существенный недостаток – их эффективность со временем неизменно ослабевает. Известно, например, что удовлетворенность специалиста повышением зарплаты сохраняется всего 2–3 месяца, после чего требуются новые стимулы для поддержания интереса к выполняемым обязанностям. Если они отсутствуют – снижается качество труда, и со временем работник может начать поиск более подходящего места.
Таблица 1. Виды материальной мотивации
Прямая |
Косвенная |
|
|
Удержать ценного сотрудника и выгодно подчеркнуть отличия своей организации от конкурентов помогут инструменты нематериальной мотивации. Сейчас она становится все более популярной, поскольку дает возможность сократить затраты на персонал и повысить рентабельность бизнеса. В то же время, не денежные «бонусы» должны рассматриваться руководством лишь как дополнение к достойной оплате труда, а не замена ей. Ведь, как правило, кандидат обратит внимание на специальные условия в конкретной компании лишь при наличии адекватного уровня зарплаты.
Существуют разные виды нематериальных стимулов, которые значительно влияют на лояльность сотрудников. Оправдано ли их предоставление, зависит от конкретной компании, ее целей и возможностей (табл. 2).
Таблица 2. Основные факторы нематериальной мотивации в аптечных организациях.
№ п/п |
Фактор |
Достоинства |
Недостатки |
Выводы |
1 |
Возможности для карьерного и профессионального роста |
Обеспечивает компании кадровый резерв |
Возможности не всегда реализуются, что может демотивировать сотрудников |
Подходит для амбициозных людей, стремящихся к лидерству |
2. |
Хорошие отношения в коллективе |
Особенно значимы для женщин: теплая атмосфера в аптеке может оказаться для них даже важнее уровня заработной платы1 |
Требуют временных и финансовых затрат: адаптация новых сотрудников, подбор коллектива с учетом психологической совместимости его членов, оперативное выявление конфликтов, тренинги по их преодолению |
Значим практически для всех сотрудников, поэтому стоит прилагать максимальные усилия для того, чтобы климат в коллективе был благоприятным |
3 |
Возможность планирования и предоставление дополнительного отпуска, гибкий график |
Мотивирует главным образом молодых людей: с маленькими детьми, учащихся |
Возможно неравномерное распределение нагрузки между сотрудниками. Повышается вероятность дезорганизации рабочего процесса |
Подходит только для специалистов, заинтересованных в дополнительном свободном времени |
4 |
Признание заслуг и статуса, публичная похвала: почетные грамоты, объявления благодарности, доска почета и т.д. |
Не требуют или практически не требуют финансовых затрат |
При субъективизме руководителя может вызвать раздражение и зависть коллег |
Эффективен только при честных, партнерских отношениях в коллективе |
5 |
Проведение корпоративных праздников (юбилей компании, открытие новой аптечной сети и т. д.) |
Позволяет почувствовать себя частью единой команды, осознать значимость своей работы для достижения общих целей |
— |
Отличный метод нематериальной мотивации для всего коллектива |
6 |
Подарки к значимым датам |
Повышают лояльность сотрудников, в особенности, если подарки приурочены к значимым событиям личной жизни (свадьба, рождение ребенка, юбилей), а не к календарным праздничным датам |
Требуют финансовых затрат |
Хороший способ продемонстрировать внимание к тому или иному конкретному работнику. |
Индивидуальный подход
Если материальная мотивация универсальна (деньги нужны всем), то, предлагая нематериальные стимулы, стоит задуматься, представляют ли они ценность для того или иного конкретного сотрудника.
В противном случае ситуация может выглядеть так:
• «В нашей сети есть все возможности для карьерного роста и обучения» – «Скоро пенсия, и мне бы хотелось отработать оставшиеся несколько лет в качестве первостольника».
• «Работники имеют право бесплатно посещать бассейн» – «Спасибо, я не умею плавать/у меня аллергия на хлорированную воду».
• «Мы можем предоставить вам возможность уходить на час раньше, чтобы вы могли забрать ребенка из детского сада» – «Спасибо, в нашей семье это с удовольствием делает бабушка».
Поэтому очень важно понимать, что актуально для каждого члена коллектива и предлагать именно эти возможности.
Разработка способов нематериальной мотивации требует от руководителя немалых временных и финансовых затрат и, конечно, творческого подхода. Результатом усилий станет удовлетворенность и эффективная работа персонала, без которой невозможно успешное развитие бизнеса.
Мыслим нестандартно
• Исландская компания OZ предлагает работникам дружить семьями. Время от времени они приглашают в офис своих родителей на корпоративные мероприятия. Руководство уверено, что это способствует сплочению коллектива, что положительно влияет на производительность труда.
• Английская компания Softwire оплачивает сотрудникам уроки пения, что помогает справляться с негативными эмоциями и снижать уровень стресса.
• В фирме Commerce Sciences принято преподносить подарок-приветствие каждому новичку. Подготовка сюрприза – задача того, кто пришел чуть раньше. Согласитесь, приятно, когда карьера на новом месте начинается именно так.
• Аудиторская компания Ernst&Young всеми силами старается подчеркнуть тот факт, что семья вовсе не мешает карьере. Так, например, руководство продлило «мужской» декрет с двух до шести недель, чтобы молодые отцы не разрывались между домом и работой и могли помогать своим женам. О нововведении Ernst&Young оповестили весьма креативно, установив 2,7-метровый постер, видимый с тротуаров Тайм-сквер. На нем был изображен мужчина, получивший повышение после отпуска по уходу за ребенком.
• В компании Walt Disney принято посвящать самым ценным сотрудникам окна кафе в парке Disneyland – на стеклах пишутся их имена.
• Российское представительство «Гедеон-Рихтер» спонсирует выезды на международные конкурсы творческих коллективов, в которых занимаются дети сотрудников.
• Фармкомпания АстраЗенека периодически предоставляет сотрудникам возможность неформального обеда с главой представительства, что позволяет специалистам почувствовать свою значимость и важность выполняемой работы.