
Впервые случаи ототоксичности ЛС были описаны в 40-х годах прошлого века, когда для лечения бактериальных инфекций начали активно использовать антибиотики из группы аминогликозидов (стрептомицин, канамицин, неомицин, гентамицин и другие). Довольно быстро было установлено, что эти лекарства могут накапливаться в эндолимфе внутреннего уха, достигая опасных концентраций, превышающих их уровень в крови.
Что происходит?
Попадая во внутреннее ухо, аминогликозиды нарушают важнейшие процессы жизнедеятельности волосковых клеток органа слуха и равновесия. Поражение, как правило, бывает избирательным: наибольший ущерб наносится либо преддверию и полукружным каналам, либо улитке. В первом случае наблюдаются головокружение, тошнота, потеря равновесия. Во втором – шум в ушах, необратимая (полная или частичная) потеря слуха.
Факторы риска
Подверженность ототоксическому действию антибиотиков носит наследственный характер. Описаны семьи, в которых случаи утраты слуха в результате терапии аминогликозидами фиксировались в нескольких поколениях подряд. В конце XX века генетики установили, что предрасположенность к таким реакциям обусловлена мутациями в генах митохондрий – «энергетических станций» клетки, обладающих собственным геномом. Риск поражения слуха при приеме лекарств повышается при нарушении функции почек: аминогликозиды выводятся из организма с мочой и к тому же сами обладают нефротоксическим действием.
Помимо аминогликозидов к постоянной или временной потере слуха может привести прием ряда других ЛС:
- антибиотиков – гликопептидов и макролидов
- цитостатических препаратов – цисплатина, карбоплатина и др.
- НПВС – салицилатов, производных пиразолона (фенилбутазон), производных уксусной кислоты (индометацин)
- петлевых диуретиков (фуросемид)
- антималярийных лекарственных средств (хинин, хлорохин).
Применение ототоксичных ЛС допускается, лишь когда польза от лечения превышает возможный вред. Аминогликозиды рекомендуется использовать в условиях стационара, позволяющих тщательно контролировать уровень лекарства в крови, состояние почек, а также слух пациента, и только при отсутствии более безопасной альтернативы. В развитых странах для выявления больных, подверженных ототоксическому действию ЛС, все чаще применяются генетические исследования.