
Дым без огня
На протяжении многих лет в своих книгах и статьях он утверждал и утверждает, что ГМ-кукуруза смертельно опасна. В частности, вызывает рак и сокращает продолжительность жизни. Правда, способ доказательства для этого был использован более чем странный: биолог брал официально опубликованные данные о безопасности 3 злополучных сортов и пересчитывал их по своей методике. И затем объявлял, что корпорация скрывает страшную правду и что на самом деле из результатов исследований должны следовать диаметрально противоположные выводы.
В истории с Сералини четко прослеживается аналогия с иконой другого протестного движения – антипрививочного. Доктор Эндрю Уэйкфилд также сфальсифицировал исследование о связи вакцины MMR и аутизма, результаты которого стали знаменем противников вакцинации. Оба исследователя получали финансирование из источников, на благо которых работали, но оба они старались не афишировать этот факт: в случае с Сералини это анти-ГМО фонд, а в случае с Уэйкфилдом – юридическая контора, специализировавшаяся на исках к производителям вакцин. Обоих поймали на подтасовке результатов и подгонке результатов под желаемые, но при этом среди «своих» их репутация ничуть не пострадала, наоборот, они обрели ореолы мучеников, пострадавших за правду.
А он не прав. И об этом неоднократно говорили не только представители корпорации, но и другие ученые, научные журналисты, представители различных регуляторных органов и комиссий. Сералини попросту занимался подтасовкой и передергиванием фактов, причем на этом его неоднократно ловили. Но популярности скандальному биологу это, как понимаете, только прибавляло. Раз против него все так дружно ополчились, значит, он действительно наступил на больную мозоль!
Эффект разорвавшейся бомбы
Активировались противники ГМО по всему миру, в том числе и в нашей стране – только в Москве было созвано несколько пресс-конференций и проведена большая публичная лекция, где демонстрировались все те же фото облысевших страдающих раком грызунов и выносились обвинительные вердикты не только конкретной кукурузе, но и всей технологии генетической модификации в целом.
Роспотребнадзор немедленно на всякий случай запретил ввоз опального сорта на территорию России, а также поручил НИИ питания РАМН разобраться в информации и вынести свое заключение.
Стартовый раунд определенно остался за Сералини. Но, как показали последующие события, это была первая и последняя его победа.
Мыльный пузырь
Но как только исследование появилось в электронной и печатной версиях журнала, научный мир начал консолидированную контратаку. Поначалу многие обвиняли редакцию Food and Chemical Toxicology и рецензентов, одобривших спорную статью, но позже стало понятно, что такой ход был на руку как раз критикам Сералини, ведь у них впервые появилась возможность высказаться на страницах авторитетного специализированного издания. И теперь все претензии к горе-ученому собраны в одном месте в виде 15 статей-комментариев. Среди них есть работа и нашего соотечественника Александра Панчина , сотрудника лаборатории молекулярной эволюции Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН.
Все доводы Сералини были разбиты в пух и прах. И теперь его статью можно изучать во всех вузах как образец того, как не надо проводить эксперименты, обсчитывать результаты и делать выводы.
Вот лишь несколько наиболее ярких моментов.
Крысы. В опытах использовалась порода Sprague-Dawley. Все бы ничего, но она была специально выведена для изучения процессов старения. Они живут дольше других крыс, до 2,5–3,5 года, стареют с полным набором болячек, включая спонтанные раковые опухоли. Причем, по экспериментальным данным, частота этих самых спонтанных, то есть ровным счетом ничем не обусловленных, опухолей достигает 46% при наблюдении в течение 18 месяцев . А опыты Сералини длились 24 месяца. Таким образом, все наблюдавшиеся гигантские опухоли и выпадение шерсти были не только естественным следствием старости, но и характерными особенностями породы.
В ходе эксперимента крыс рассаживали по парам в клетки с площадью пола 800 см2 (40х20 см) и держали там в течение 2 лет. Это чрезвычайно стесненные условия, если учесть, что взрослая самка весит до 300 г, а самец – до 500 г.
Выводы. Питавшиеся ГМО крысы-самцы в 2 раза чаще погибали досрочно, чем те их собратья, которые не ели ГМО, утверждает Сералини. Но объективно из 9 в 4 группах смертность самцов слегка превысила контроль (4–5) в 2 группах была равна контролю (3) и в 3 была меньше контроля втрое (1). При том, что в контроле погибли 3 особи. Вопрос: а почему в статье и выступлениях Сералини и его сторонников нет ни слова о том, что 33%, 66% ГМО в рационе, а также примеси гербицида «Раундап» втрое продлевают жизнь мужчин?! Ведь именно в этих экспериментальных группах погибло всего 1 животное мужеского полу против 3 контрольных. И таких ляпов в работе множество.
Здравый смысл победил. На этот раз.