Top.Mail.Ru

Фестиваль надежд

 4910

Фестиваль надежд
Можно ли гармонично сочетать рентабельность аптечного предприятия и его социальную функцию? Этому вопросу была посвящена пресс-конференция под названием «Аптека нового поколения: квалифицированное взаимодействие с потребителем», приуроченная к открытию Всероссийского Фестиваля «Аптека года».

Не только продажи


Сегодня аптеки находятся в непростом положении. «С одной стороны, – говорит Дмитрий Целоусов, – мы хотели бы видеть в них прежде всего социальные учреждения. С другой, в связи с переходом к рыночной системе аптечная структура существенно изменилась». Являясь учреждением здравоохранения, аптека с конца 90-х годов  официально приобрела статус торговой точки. И сегодня налицо своеобразный конфликт: мы требуем от нее выполнения социальных функций, тогда как она вынуждена бороться прежде всего за рентабельность. Причем не в самых благоприятных условиях: в наше время продуктовому магазину выжить проще, чем аптеке.

За январь 2013 года продажи лекарственных препаратов возросли по сравнению с аналогичным периодом 2012 года почти на 5 млн упаковок. Удельный вес ЛС в ценовой категории от 150 до 500 руб. вырос на 1,8%, дороже 500 – на 1,6%. Устаревшие лекарственные средства постепенно уступают место новым, более эффективным.

«Аптечный бизнес теперь не так привлекателен, как был раньше. Прирост продаж ЛС в прошлом году составил около 10%. Однако, учитывая повышение налогообложения для аптек (с 2011 года аптечные учреждения в РФ были переведены с уплаты ЕНВД на общую систему налогообложения, что отрицательно сказалось на уровне рентабельности), работать аптекам стало очень сложно», – констатировал Сергей Шуляк, генеральный директор маркетингового агентства DSM Group.

Нелли Игнатьева, исполнительный директор РААС:

Однажды я услышала, как  молодой отец просил продать антибиотик для грудного ребенка. Спрашиваем,  есть ли рецепт? Покупатель ответил отрицательно – врача ребенку не вызывали. Мы смогли уговорить папу позвонить в Скорую помощь прямо из аптеки. Через несколько дней родители пришли с букетом цветов и словами благодарности. Хотелось бы, чтобы отношения фармспециалистов и населения складывались именно так. Конечно, не сразу, но мы должны воспитать у людей культуру отношения к своему здоровью. Время для этого уже пришло.


Положение осложняется и огромной, ничем не сдерживаемой конкуренцией, отметили Нелли Игнатьева и Дмитрий Целоусов. Существенной проблемой остается вопрос удаленности аптек друг от друга, который не регламентирован законодательно, как, например, в странах Европы. В центральном регионе РФ можно увидеть несколько учреждений на одной улице – понятно, что столь плотное размещение превышает потребность населения (одной организации достаточно на 5000 чел.), и усложняет жизнь самим аптекам. Однако Федеральная антимонопольная служба видит в попытках ограничения их количества угрозу конкуренции.

Лучшее – впереди


Несмотря на очевидные сложности, аптека может и должна сохранять свою социальную роль в сфере здравоохранения, а провизоры и фармацевты – оставаться специалистами, а не «продавцами». И это потребность времени. Люди ждут от фармспециалиста внимания и неравнодушного отношения к своим проблемам. Исследования показывают, что потребитель предпочитает именно те аптеки, где ему могут предоставить наиболее квалифицированную консультацию. И в ближайшее время объективная потребность в таких работниках будет только увеличиваться. Особенно возрастет роль первостольника в цепочке «врач-аптека-пациент» со скорым появлением нового порядка оформления рецептов по МНН. Именно на фармацевта ляжет ответственность за конечный выбор лекарственного препарата с соответствующим МНН.

За январь 2013 года продажи лекарственных препаратов возросли по сравнению с аналогичным периодом 2012 года почти на 5 млн упаковок. Удельный вес ЛС в ценовой категории от 150 до 500 руб. вырос на 1,8%, дороже 500 – на 1,6%. Устаревшие лекарственные средства постепенно уступают место новым, более эффективным.

И все же участники конференции были настроены оптимистично: принцип – «прибыль любым путем» – уже уходит из аптечных организаций, начинает меняться отношение к потребителям, что, в свою очередь, не может не радовать всех покупателей.



Ключевые слова: аптека ЛС МНН



Участвуйте в конкурсах для фармацевтов и провизоров журнала Российские аптеки и получайте призы. Вступайте в Клуб РА - привилегированный клуб профессионалов аптечного дела и виртуальная площадка, на которой вы можете принимать участие в интерактивных программах, получать бонусные баллы и ценные призы.

Последние статьи