Top.Mail.Ru

Хирургические осложнения после артродеза голеностопного сустава


Хирургические осложнения после артродеза голеностопного сустава
К.А. СЛИВКОВ 1, Л.К. БРИЖАНЬ 1, д.м.н., Д.В. ДАВЫДОВ 2, д.м.н., доцент, А.А. КЕРИМОВ 1, И.А. АСЕЕВА 1, к.м.н.
1 ФГКУ «ГВКГ им. акад. Н.Н. Бурденко» Минобороны России, Москва
2 ФКУ «МУНКЦ им. П.В. Мандрыка» Минобороны России, Москва

В настоящее время в ряде случаев при деформирующем остеоартрозе голеностопного сустава III–IV ст. единственным возможным вмешательством, позволяющим устранить боль, патологическую установку конечности и восстановить ее опороспособность является артродез сустава [1]. Артропластика и эндопротезирование в отношении голеностопного сустава имеют в значительной степени чисто познавательное историческое значение и на практике распространения не получили [2].

Частота послеоперационных осложнений при артродезе по некоторым данным доходит до 60 %, из них от 5% до 20%- инфекционные, а частота ложного сустава составляет около 20% [3].

В Центре травматологии и ортопедии ГВКГ им Н.Н. Бурденко в период с 2009 по 2013 г. находились на лечении 117 человек с посттравматическим деформирующим артрозом голеностопного сустава III–IV стадии. Возраст больных от 23 от 72 лет. Всем больным был выполнен артродез голеностопного сустава.

В 39 случаях из них (I группа больных) артродез выполняли по традиционной методике. Под пневматическим жгутом, наложенным на нижнюю треть бедра (давление 280 мм рт. ст.), наружным доступом длиной 10 см с остеотомией малоберцовой кости выполняли артротомию сустава, подготавливали суставные поверхности таранной и большеберцовой костей, что включало в себя удаление суставного хряща долотом (рис. 1), резекцию оссификатов, а затем выполняли металлоостеосинтез малоберцовой кости и рану послойно ушивали. Гемостаз по ходу операции осуществляли электрокоагуляцией сосудов. Жгут снимали и через 5–10 мин накладывали повторно. Затем стопу выводили в функционально-выгодное положение, под контролем ЭОПа через пяточную и таранную кости проводили направляющую спицу в интрамедуллярный канал большеберцовой кости. Далее по спице специальным канюлированным сверлом формировали канал, по которому в последующем вводили интрамедуллярный штифт. Штифт блокировали винтами или клинком в пяточной, таранной и большеберцовой костях (рис. 2.)
       
Раны ушивали с оставлением дренажа. Средняя кровопотеря во время операции составила 250 мл. Среднее время операции 130 мин. С первых суток после операции проводили занятия ЛФК в виде изометрической гимнастики для мышц голени и бедра, а также профилактику инфекционных и тромбоэмболических осложнений, симптоматическое лечение, применяли компрессионный трикотаж. Со вторых суток и до заживления кожных ран все пациенты ходили с опорой на костыли, без нагрузки на оперированную ногу. Стандартом обследования после операции являлись анализы крови и рентгенография оперированного сустава на первые сутки послеоперационного периода, УЗДС сосудов ног на 2–3-й день.

У 28% больных этой группы в течение 3 нед. после операции встречались в различных сочетаниях следующие осложнения: образование сером – в 19,2 ± 0,4%, раневых гематом – в 24,7 ± 0,4%, некрозы окружающих тканей – в 17,1 ± 0,6%, раневая инфекция – в 12,9 ± 0,4%.

Тромбозы вен ног диагностированы у 22% больных, при этом в 9,2% случаев тромбозы сопровождались флотацией тромба (рис. 3).
 
Первые признаки флеботромбоза отмечались на 3–6-й день после операции. Появлялась боль, отек конечности, повышение температуры тела до субфебрильных цифр. Специфической профилактики венозных тромбозов не проводилось.

Учитывая современные возможности с целью уменьшения количества осложнений в ЦТиО была разработана малоинвазивная методика артродеза голеностопного сустава. Для оценки ее клинической эффективности была сформирована II группа больных (78 человек). У больных этой группы внутрисуставной этап артродеза выполняли с применением артроскопической техники [6]: под пневматическим жгутом, наложенным на нижнюю треть бедра, в положении на животе после предварительной аппаратной дистракции сустава через два задних доступа [5] выполняли артроскопию голеностопного сустава (рис. 4), во время которой резецировали суставной хрящ большеберцовой и таранной костей, шейвировали синовиальные разрастания, удаляли внутрисуставные тела, при необходимости пересекали лодыжки, рассекали связки, промывали сустав физиологическим раствором. Затем демонтировали дистракционный аппарат. Второй этап операции выполняли так же, как в первой группе. Среднее время операции – 70 мин, интраоперационная кровопотеря – 120 мл. Внешняя иммобилизация не проводилась ни в одном случае. В послеоперационном периоде проводилась антибиотикопрофилактика, профилактика тромбоэмболических осложнений, ЛФК. Обе группы были сравнимы по возрасту, полу, сопутствующим заболеваниям, а также по типу основного заболевания. После снятия швов (12–14 сут.) частичная осевая нагрузка на ногу разрешалась больным II группы, тогда как в I группе нагрузка позволялась позже: после появления на рентгенограммах первых признаков костного анкилоза (не ранее чем через 6 нед. после операции), причиной чему является пересечение и необходимость последующей фиксации малоберцовой кости.

У больных II группы развились следующие осложнения: серомы – 1,3 ± 0,2%, раневые гематомы – 0,6 ± 0,2%, некрозы окружающих тканей – у 0,2 ± 0,1%. Флеботромбоз голени или бедра выявлен у 1,8% больных, из них флотация тромба – у 0,2%. В зависимости от выявленного осложнения лечебная тактика менялась: антикоагулянтные препараты назначались в терапевтических дозировках, учитывая необходимость длительной антикоагулянтной терапии, назначали перерольные формы препаратов. У всех больных применялся госпитальный трикотаж. Следует отметить, что раневой инфекции в группе выявлено не было. Дополнительно был проведен анализ поздних осложнений (через 6 мес. после операции): несостоятельность костного анкилоза в I группе отмечалась у 5,0 ± 0,2%, тогда как во II группе больных подобных осложнений выявлено не было.

Таким образом, во II группе больных удалось уменьшить количество послеоперационных осложнений: сером – на 18,5 ± 0,3%, раневых гематом – на 23,3 ± 0,4%, некрозов окружающих тканей – на 17,5 ± 0,3%, частоты флеботромбозов – на 21,8 ± 0,3%, а также полностью избежать послеоперационной раневой инфекции (p = 0,0097). Это привело к уменьшению сроков стационарного лечения на 39 ± 0,6%, а сроков нетрудоспособности на 17 ± 0,4%.

Несостоятельность костного анкилоза у больных I группы встретилась в 9,4 ± 0,3%, тогда как во II группе указанное осложнение отмечено у 0,9 ± 0,2% больных.

Артроскопический артродез голеностопного сустава с интрамедуллярной фиксацией блокированным штифтом имеет достоверные преимущества перед открытыми методиками по описанным критериям и может являться операцией выбора при крузартрозах III–IV ст. с болевым синдромом.

Литература
1.    Яременко Д.А., Бабуркина Е.П., Кишкарь А.В. Артродез при последствиях осложнений травм голеностопного сустава // Ортопедия, травматология и протезирование. 2000. №3. С. 77–81.
2.    Загородний Н.В. Хирургические методы лечения заболеваний суставов // Медицина. 2003. №3. С. 60–64.
3.    Архипов C.B. Современные аспекты лечения посттравматического деформирующего артроза голеностопного сустава / C.B. Архипов, A.B. Лычагин // Вестн. травматологии и ортопедии. 2000. №4. С. 64–67.
4.    Клиническая хирургия. Национальное руководство. Т. 1 / под ред. В.С. Савельева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
5.     Михаэль Штробель. Руководство по артроскопической хирургии: в 2 т. / пер. с англ. Т. 2. М.: Бином, 2011.
6.    Narita N., Takao M. et al. Minimally invasive subtalar arthrodesis with iliac crest autograft through posterior arthroscopic portals: a technical note // Foot Ankle Int. 2012. №33(9). Р. 183–185.