Top.Mail.Ru

Пеленочный дерматит

 55004

Пеленочный дерматит
В.М. ДЕЛЯГИН, д.м.н., профессор, Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева, РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, кафедра поликлинической педиатрии

Пеленочный дерматит встречается не менее чем у 40% детей первого года жизни [1, 17, 18]. Вероятность пеленочного дерматита невелика при смене памперсов шесть и более раз за сутки, естественном вскармливании, домашнем уходе (отказ от детских яслей и садов). Риск пеленочного дерматита резко возрастает при поносах и пероральном приеме амоксициллина. Для профилактики и лечения неосложненных форм пеленочного дерматита рекомендуется Бепантен.

Пеленочный дерматит – воспалительное заболевание кожи в области наложения памперсов (подгузников). Проявляется раздражением, эритемой, папулами или мелкими поверхностными эрозиями кожи промежности, ягодиц, мошонки или вульвы. Чаще регистрируется у детей в возрасте 1–6 месяцев и перестает быть проблемой, как только ребенок приучается к горшку [1]. Раздражение кожи, зуд, возможное наслоение инфекции вызывают беспокойство ребенка и родителей.

Пеленочный дерматит – самое частое поражение кожи у детей первого года жизни. По нашим данным, частота по обращаемости достигает 5%, но это касается только распространенных и упорных форм дерматита. При опросах родителей легкие формы пеленочного дерматита отмечаются у 25–40% детей грудного возраста.

Возникновение пеленочного дерматита – результат действия нескольких факторов: избыточная влажность кожи, механическое раздражение памперсом, раздражающее действие кала и мочи, местная микробная флора (рис. 1). Проблема усугубляется многочисленными складками кожи, затрудняющими поддержание местной чистоты. Основными повреждающими факторами являются протеазы и липазы каловых масс. Активность липаз и протеаз резко повышается при ускоренном пассаже кишечных масс, что типично для диареи. Поэтому пеленочный дерматит типичен для детей с нарушением стула. Частота пеленочного дерматита ниже среди младенцев, находящихся на грудном вскармливании, что объясняют меньшей кислотностью мочи и каловых масс при естественном вскармливании [2].

Кожа ребенка – очень надежный защитный барьер. Трансэпидермальная потеря воды у ребенка даже ниже, чем у взрослого. Тем не менее этот барьер разрушают сырость, недостаток аэрации, химические, биологические или механические раздражители. Длительное нахождение в памперсах или в подгузниках ведет к избыточному увлажнению кожи, мацерации рогового слоя и воспалению [4]. Появление сверхвпитывающих памперсов запустило иной механизм развития пеленочного дерматита: пересушивание кожи [3, 4].

Кислотность кожи определяет ее устойчивость к повреждающим факторам. Норма pH кожи – 4,5–5,5. Загрязнение кожи и некоторые моющие средства меняют рН кожи, что нарушает микробный пейзаж, стимулирует развитие пропионобактера и способствует воспалению. Моющие средства с рН 5,5 не изменяют микрофлору кожи и не меняют ее микрофлору [5, 6].

В продаже имеются окрашенные и неокрашенные памперсы. Красители добавляются с целью создания более привлекательного товарного вида или для повышения абсорбции. Но пеленочный дерматит чаще развивается при пользовании окрашенными памперсами, а его проявления быстро смягчаются при переходе на неокрашенные памперсы. То есть в таких случаях оказывается задействован механизм развития контактного аллергического дерматита [7].

Диагностика основывается исключительно на общем клиническом обследовании. Пеленочный дерматит развивается обычно не ранее 3-й недели жизни и не позднее 2-го года. Требуется уточнить время возникновения, длительность и динамику симптомов; возможный контакт с детьми, имеющими подобные сыпи; наличие сыпей вне области памперсов (подгузников); наличие зуда, беспокойства, изменение общего состояния ребенка; предшествующие заболевания, диареи и прием антибиотиков. Необходимо выяснить тип памперсов, частоту их смены, методы гигиены.

Изменения кожи локализуются четко по площади наложения памперсов и при легком течении представлены яркой эритемой с наличием или отсутствием чешуек. Границы эритемы могут быть смазанными. Более тяжелые варианты характеризуются появлением папул, пузырьков, мелких поверхностных эрозий. Элементы располагаются на ягодицах, внутренней поверхности бедер, на лобке и мошонке.

Лабораторные исследования требуются только для целей дифференциальной диагностики, исключения грибковой, бактериальной или вирусной инфекции.

    Дифференциальная диагностика включает следующие состояния (табл.):

    Милии – обструкция потовых желез. Выглядят как множественные стерильные везикулы, папулы эритематозные на лице, шее, в подмышечных впадинах.
    Атопический дерматит – атопия в анамнезе у родственников и/или у ребенка, сыпь на лице и разгибательных поверхностях рук и ног, зуд.
    Себорейный дерматит – типичен для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев. Выглядит как множественные отшелушивающиеся жирные мелкие корочки на скальпе (молочный струп), в заушных областях, в подмышках, в области грудины. При сочетании тяжелого себорейного дерматита с поносами и нарушением развития требуется исключить дефект С5-комплемента.
    Псориаз имеет явные семейные корни, возможно поражение любых участков кожи и ногтей, не отвечает на лечение обычными местными стероидами и противогрибковыми препаратами.
    Интертриго возникает на влажных участках кожи, в наиболее ранимых и физиологически травмируемых отделах (межъягодичная складка, межпальцевые промежутки).
    Контактный дерматит – частый результат сочетания милии и итертриго. Нередко провоцируется раздражающим действием смеси мочи и кала, застаивающихся в памперсах. Моча в присутствии каловых масс ощелачивается за счет быстрого освобождения аммиака. В свою очередь, в щелочной среде активизируются каловые уреаза, липазы и протеазы. Ферменты разрушают кожный барьер и создают условия для всасывания низкомолекулярных соединений.
    Грибковый пеленочный дерматит. Если банальный пеленочный дерматит длится более 3 суток, он в 75% случаев превращается в грибковый (кандидозный) пеленочный дерматит. Candida albicans попадает на воспаленную поверхность из каловых масс, в норме дрожжевых грибков в промежности нет. Пероральный амоксициллин ускоряет колонизацию кожи кандидами и утяжеляет течение пеленочного дерматита.
    Бактериальный пеленочный дерматит. Активация кишечных энзимов способствует колонизации бактериями, имеет значение и распространение кишечной флоры. Самыми частыми микробами оказываются стафилококки, затем – стрептококки. Рост нескольких видов возбудителей обнаруживается в 40–50% случаев, в половине из них выделяются анаэробы.
    Ягодичная гранулема младенцев – редкое бессимптомное состояние. Вероятно, обусловлено необычной воспалительной реакцией в ответ на длительное сочетание раздражения кожи, кандидоза и применения фторированных кортикостероидов [8, 9].

    Кроме того, в дифференциальной диагностике следует учитывать импетиго, чесотку, врожденный сифилис, ВИЧ-инфекцию, энтеропатический акродерматит, гистиоцитоз клеток Лангерганса.

Лечение


Первый шаг – режим и уход. Требуется частая смена памперсов, нежная обработка кожи естественными материалами (хлопок), не тереть, не давить, «проветривание» (дать ребенку полежать без памперсов при их смене, при наличии дерматита – как можно дольше не одевать памперс). Местно наносятся препараты цинка, глицерина, масла с витаминами А и Д (последнее разделяется не всеми педиатрами). При дерматите, сохраняющемся более 3 суток, – местные противогрибковые препараты. При тяжелых вариантах – в сочетании с противовоспалительными и противомикробными средствами. Перед обработкой ребенка и после нее родители должны тщательно мыть руки.

Ни в коем случае нельзя применять тальк или иные «бестальковые» присыпки. Как адсорбенты они малоэффективны, превращаясь в «мочевые компрессы». Также вредно использовать крахмал. Он, впитывая влагу, становится средой, благоприятствующей росту грибков и бактерий.

Для профилактики пеленочного дерматита (опрелостей) и лечения его легких форм показана мазь Бепантен. Это средство можно применять при каждой смене памперсов (подгузников, пеленок). Препарат не содержит ароматизаторов, красителей и консервантов, которые могли бы сенсибилизировать младенца. Эффект от применения Бепантена достигается за счет нескольких механизмов.

Мазь Бепантен содержит декспантенол (провитамин пантотеновой кислоты). Декспантенол легко всасывается в кожу и превращается в пантотеновую кислоту. Применение непосредственно пантоненовой кислоты нецелесообразно из-за ее плохой всасываемости. В организме пантотеновая кислота трансформируется в пантетин, входящий в состав коэнзима А, который выполняет важную роль в процессах оксидации и ацетилирования, а также участвует в метаболизме белков, жиров и углеводов. Пантотеновая кислота обладает способностью к стимуляции выработки глюкокортикоидов, что частично объясняет эффективность данного витамина в лечении аллергии.

Пантотеновая кислота обеспечивает сохранность состояния кожного покрова и слизистых оболочек, что имеет большое значение для системы местного иммунитета. Пантотеновая кислота способствует регенерации кожи, восстанавливая естественный кожный барьер. Наряду с этим в составе препарата содержится ланолин, создающий на поверхности кожи защитную пленку, способствующий физиологической гидратации и не препятствующий дыханию кожи. Это позволяет применять мазь в любое время года, в т. ч. в жаркий летний период. Бепантен не окрашивает кожу, практически не имеет запаха, а ее жировые компоненты быстро впитываются кожей. Мазь формирует защитный барьер против внешних раздражителей (моча, фекалии). По данным зарубежных и отечественных исследователей, эффективность мази Бепантен® при лечении ПД составляет 94–100% (рис. 2) [14, 15, 19]

Опыт клинической работы с детьми раннего возраста показал, что у более трети пациентов, если после появления первых признаков дерматита не приняты соответствующие меры – своевременно не устранены провоцирующие факторы и не проводится адекватный уход за кожей, наступает достаточно быстрое ухудшение состояния. У ряда детей в течение 1–2 дней может развиться тяжелая форма дерматита. Это свойственно детям с экссудативным типом конституции, признаками лимфатизма и транзиторной недостаточности. Однако практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев у детей даже при выраженных клинических проявлениях пеленочного дерматита воспалительные изменения кожи быстро уменьшаются после обычных гигиенических мероприятий и своевременного начала Бепантена.

Прогноз неосложненного пеленочного дерматита благоприятен. При своевременном выявлении и адекватном лечении состояние кожи нормализуется за 1–4 дня. Осложненные формы (наслоение грибковой или бактериальной инфекции, сопутствующий атопический дерматит) требуют комплексной медикаментозной терапии на протяжении нескольких недель.

Заключение


Пеленочный дерматит – самое частое поражение кожи у детей первых 6 месяцев жизни. При нарушениях ухода, поздней диагностике, наслоении инфекции возможно тяжелое течение дерматита. В качестве профилактики и лечения рекомендуется препарат Бепантен.

Литература

1.    Krafchik B.R., Eczematous Disorder. Textbook of Neonatal Dermatology. 241–2001.

2.    Longhi F., Carlucci G., Bellucci R. et al. Diaper dermatitis: a study of contributing factors // Contact Dermatitis. 1992. – v. 26. – pp. 248–252.
3.    Prasad H., Srivastava P., Verma K. Diaper dermatitis – an overview // Indian J. Pediatr., 2003. – v. 70. – pp. 635–637.
4.    Davis J., Leyden J., Grove G., Raynor W. Comparison of disposable diapers with fluff absorbent and fluff plus absorbent polymers: effects on skin hydration, skin pH, and diaper dermatitis // Pediatr. Dermatol., 1989. – v. 6. – pp. 102–108.
5.    Wilson P., Dallas M. Diaper performance: maintenance of healthy skin // Pediatr. Dermatol., 1990. – v. 7. – pp. 179–184.
6.    Prasad H., Srivastava P., Verma K. Diapers and skin care: merits and demerits // Indian J. Pediatr., 2004. – v. 71. – pp. 907–908.
7.    Adam R. Skin care of the diaper area // Pediatr. Dermatol., 2008. – v. 25. – pp. 427–433.
8.    Korting H., Braun-Falco O. The effect of detergents on skin pH and its consequences // Clin. Dermatol., 1996. – v. 14. – pp. 23–27.
9.    Alberta L., Sweeney S., Wiss K. Diaper dye dermatitis // Pediatrics, 2005. – v. 116. – pp. e450–452.
10.    Walsh S., Robson W. Granuloma gluteale infantum: an unusual complication of napkin dermatitis // Arch. Emerg. Med., 1988. – v. 5. – pp. 113–115.
11.    Li C., Zhu Z., Dai Y. Diaper dermatitis: a survey of risk factors for children aged 1 – 24 months in china // J. Int. Med. Res., 2012. – v. 40. – pp. 1752–1760.
12.    Boiko S. Diapers and diaper rashes. Dermatol. Nurs 1997; 9 (1): 33–39.
13.    Andersen P.H., Bucher A.P., Saeed I. Faecal enzymes: in vivo human skin irritation. Contact Dermatitis. 1994; 30 (3): 152–158.
14.    Яцык Г.В., Акоев Ю.С. Клиническая эффективность различных средств по уходу за кожей новорожденных на основе D-пантенола // Consilium Medicum: Педиатрия. 2004; 6 (2): 41–43.
15.    . Белоусов Н.А., Горелов А.В. Применение мази Д-Пантенол в лечении пеленочного дерматита у новорожденных детей // Вопросы современной педиатрии. 2002. – Т.1. – №4. – С. 96.
16.    Ревякина В.А. Современные технологии ухода за кожей у детей с атопическим дерматитом // Лечащий врач. 2004. №3. С. 6–7.
17.    Белоусова Н.А., Горелов А.В., Семеновых Е.Г. Лечение пеленочного дерматита у новорожденных с применением мази Д-Пантенол // Педиатрия. 2002. №4. С. 54.
18.    Геппе Н.А., Белоусова Н.А., Коровина Н. А. и др. Современные аспекты ухода за ребенком раннего возраста с применением одноразовых подгузников // Союз педиатров России. 1998.
19.    Чебуркин А.В., Заплатников А.Л. Пеленочный дерматит: профилактика и лечение // РМЖ. 2009. №15. С. 27.






Последние статьи