Top.Mail.Ru

Госпитальный рынок России: итоги первых шести месяцев 2019г.

 4589

Госпитальный рынок России: итоги первых шести месяцев 2019г.

Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам января-июня 2019г. увеличился на 3% в натуральном выражении и составил 252,130 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок увеличился на 41% в рублях и на 31% - в долларах, а объем был равен 89,910 млрд. рублей (1,384 млрд. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам I полугодия 2019г. была равна 5,49 долл., годом ранее – 4,32 долл.

Рисунок 1. Госпитальный  рынок России за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Как и рынок в целом, большинство представителей Топ-10 ведущих производителей по итогам первого полугодия 2019г. продемонстрировали высокую динамику (табл. 1). Опережающими темпами развивались рынки возглавивших его компаний BIOCAD и MSD, объемы закупок у обеих выросли в 2,1 раза. Более высокие темпы продемонстрировал ROCHE (закупки увеличились в 4,2 раза), что позволило ему подняться с 13 места на четвертое и стать единственным новым представителем рейтинга. На более высокую восьмую позицию благодаря двукратному росту закупок поднялся NOVARTIS. При этом они потеснили на третье, пятое, седьмое и последнее места производителей PFIZER (+40%), ABBVIE (+33%), JOHNSON & JOHNSON (+42%) и BAYER (+64%). Единственной компанией, показавшей отрицательную динамику, стал PHARMASYNTEZ (-15%), который опустился с первой строчки на девятую. Шестую позицию продолжает занимать SANOFI (+58%). Итоговая доля десяти ведущих производителей увеличилась более чем на 6 п.п., до 41%.

Таблица 1.  Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 4 BIOCAD RF 6,5 4,3
2 7 MSD 5 3,4
3 2 PFIZER 4,5 4,6
4 13 ROCHE 4,3 1,4
5 3 ABBVIE 4,2 4,5
6 6 SANOFI 3,8 3,4
7 5 JOHNSON & JOHNSON 3,7 3,7
8 10 NOVARTIS 3,4 2,3
9 1 PHARMASYNTEZ 2,9 4,9
10 9 BAYER 2,7 2,3
Итого 41 34,8

*Члены AIMP выделены жирным шрифтом

Ни одному представителю рейтинга ведущих брендов не удалось сохранить свои позиции, но большинство – повысили их (табл. 2). Так, на первое место со второго поднялся PREVENAR 13 (+36%), на второе с четвертого - HERTICAD (закупки увеличились в 2,5 раза). При этом они сместили лидировавшего ранее NATRIUM CHLORIDUM (+6%) на третью строчку. На четвертой позиции и местах с шестого по восьмое включительно расположились новые представители Топ-10: AVEGRA (в 3,2 раза), OPDIVO (в 8,7 раза), KEYTRUDA (в 16 раз) и PERJETA (в 12 раз). Одновременно с этим бренды KALETRA (+59%), INTELENCE (+81%) и PENTAXIM (+72%) опустились на пятое и два последних места «десятки». Общая доля десяти лидирующих брендов расширилась с 11,5% до 17,7%.

Таблица 2.  Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 2 PREVENAR 13 2,3 2,4
2 4 HERTICAD 2,2 1,2
3 1 NATRIUM CHLORIDUM 2 2,7
4 12 AVEGRA BIOCAD 1,9 0,8
5 3 KALETRA 1,8 1,6
6 36 OPDIVO 1,8 0,3
7 44 KEYTRUDA 1,8 0,2
8 42 PERJETA 1,4 0,2
9 5 INTELENCE 1,3 1
10 7 PENTAXIM 1,2 1
Итого 17,7 11,5

Изменились лидеры и в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований (табл. 3). По итогам полугодия ими стали VACCINE, PNEUMOCOCCAL (+36%) и TRASTUZUMAB, закупки которого увеличились в 2,7 раза. Помимо него, многократный рост объемов закупок продемонстрировали почти все новые представители Топ-10. Это BEVACIZUMAB (в 3,3 раза), NIVOLUMAB (в 8,7 раза), PEMBROLIZUMAB (в 16,2 раза) и PERTUZUMAB (в 12,1 раза), занявшие четвертую строчку и места с шестого по восьмое включительно. На последней позиции «десятки» расположился не столь динамичный, но также впервые вошедший в состав «десятки» представитель, VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB (+72%). Несмотря на высокую динамику, комбинация LOPINAVIR*RITONAVIR (+60%) и наименование ETRAVIRINE (+81%) сместились на пятое и девятое места соответственно. Лидер прошлого года SODIUM (+6%) опустился на третью строчку. Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась с 12% до 18,6%.,9%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 2 VACCINE, PNEUMOCOCCAL 2,6 2,7
2 4 TRASTUZUMAB 2,6 1,4
3 1 SODIUM 2,1 2,7
4 16 BEVACIZUMAB 2 0,9
5 3 LOPINAVIR*RITONAVIR 1,8 1,6
6 38 NIVOLUMAB 1,8 0,3
7 48 PEMBROLIZUMAB 1,8 0,2
8 46 PERTUZUMAB 1,4 0,2
9 7 ETRAVIRINE 1,3 1
10 11 VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB 1,2 1
Итого 18,6 12

Наиболее стабильным оказался Топ-10 ведущих АТС групп: половина его представителей сохранила занятые в прошлом позиции (табл. 4). Это возглавляющие его L01 Противоопухолевые препараты (закупки увеличились в 2,7 раза) и J05 Противовирусные препараты системного назначения (+36%), а также занимающие пятое, шестое и восьмое места B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+14%), B01 Антикоагулянты (+17%) и L04 Иммунодепрессанты (+24%). Три представителя среди оставшихся продемонстрировали рейтинговый прогресс. На позицию вверх, на третье место, поднялись J07 Вакцины (+36%), более динамичная группа J04 Препараты, активные в отношении микобактерий (+45%) переместилась на два пункта вверх и заняла седьмую строчку. Единственный новый представитель Топ-10, L02 Противоопухолевые гормональные препараты (закупки выросли в 3 раза) расположились на последней позиции рейтинга. Показавшие сравнительно невысокую динамику группы J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+13%) и V08 Контрастные препараты (+14%) потеряли рейтинговые позиции и заняли четвертое и девятое места соответственно. В сумме на десять ведущих АТС групп приходилось 73,3% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 63,7%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 L01  ANTINEOPLASTIC AGENTS 28,6 14,8
2 2 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 11,1 11,5
3 4 J07  VACCINES 7,8 8,1
4 3 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 6,7 8,4
5 5 B05  PLASMA SUBSTITUTES AND PERFUSION SOLUTIONS 5,2 6,4
6 6 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 4,1 4,9
7 9 J04  ANTIMYCOBACTERIALS 2,7 2,6
8 8 L04  IMMUNOSUPPRESSANTS 2,5 2,8
9 7 V08  CONTRAST MEDIA 2,4 3
10 23 L02  ENDOCRINE THERAPY 2,2 1
Итого 73,3 63,7

Заключение. Госпитальный рынок России по итогам января-июня 2019г. продемонстрировал высокую позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+41%), и в долларовом (+31%), и был равен 89,910 млрд. рублей (1,384 млрд. долл.). В натуральных показателях рынок расширился на 3% и составил 252,130 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам I полугодия 2019г. была равна 5,49 долл. против 4,32 долл. – в аналогичном периоде 2018г.


2Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.

Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группа Ремедиум 



Последние статьи