
Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам января-июня 2019г. увеличился на 3% в натуральном выражении и составил 252,130 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок увеличился на 41% в рублях и на 31% - в долларах, а объем был равен 89,910 млрд. рублей (1,384 млрд. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам I полугодия 2019г. была равна 5,49 долл., годом ранее – 4,32 долл.
Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.
Как и рынок в целом, большинство представителей Топ-10 ведущих производителей по итогам первого полугодия 2019г. продемонстрировали высокую динамику (табл. 1). Опережающими темпами развивались рынки возглавивших его компаний BIOCAD и MSD, объемы закупок у обеих выросли в 2,1 раза. Более высокие темпы продемонстрировал ROCHE (закупки увеличились в 4,2 раза), что позволило ему подняться с 13 места на четвертое и стать единственным новым представителем рейтинга. На более высокую восьмую позицию благодаря двукратному росту закупок поднялся NOVARTIS. При этом они потеснили на третье, пятое, седьмое и последнее места производителей PFIZER (+40%), ABBVIE (+33%), JOHNSON & JOHNSON (+42%) и BAYER (+64%). Единственной компанией, показавшей отрицательную динамику, стал PHARMASYNTEZ (-15%), который опустился с первой строчки на девятую. Шестую позицию продолжает занимать SANOFI (+58%). Итоговая доля десяти ведущих производителей увеличилась более чем на 6 п.п., до 41%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 4 | BIOCAD RF | 6,5 | 4,3 |
2 | 7 | MSD | 5 | 3,4 |
3 | 2 | PFIZER | 4,5 | 4,6 |
4 | 13 | ROCHE | 4,3 | 1,4 |
5 | 3 | ABBVIE | 4,2 | 4,5 |
6 | 6 | SANOFI | 3,8 | 3,4 |
7 | 5 | JOHNSON & JOHNSON | 3,7 | 3,7 |
8 | 10 | NOVARTIS | 3,4 | 2,3 |
9 | 1 | PHARMASYNTEZ | 2,9 | 4,9 |
10 | 9 | BAYER | 2,7 | 2,3 |
Итого | 41 | 34,8 |
*Члены AIMP выделены жирным шрифтом
Ни одному представителю рейтинга ведущих брендов не удалось сохранить свои позиции, но большинство – повысили их (табл. 2). Так, на первое место со второго поднялся PREVENAR 13 (+36%), на второе с четвертого - HERTICAD (закупки увеличились в 2,5 раза). При этом они сместили лидировавшего ранее NATRIUM CHLORIDUM (+6%) на третью строчку. На четвертой позиции и местах с шестого по восьмое включительно расположились новые представители Топ-10: AVEGRA (в 3,2 раза), OPDIVO (в 8,7 раза), KEYTRUDA (в 16 раз) и PERJETA (в 12 раз). Одновременно с этим бренды KALETRA (+59%), INTELENCE (+81%) и PENTAXIM (+72%) опустились на пятое и два последних места «десятки». Общая доля десяти лидирующих брендов расширилась с 11,5% до 17,7%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 2 | PREVENAR 13 | 2,3 | 2,4 |
2 | 4 | HERTICAD | 2,2 | 1,2 |
3 | 1 | NATRIUM CHLORIDUM | 2 | 2,7 |
4 | 12 | AVEGRA BIOCAD | 1,9 | 0,8 |
5 | 3 | KALETRA | 1,8 | 1,6 |
6 | 36 | OPDIVO | 1,8 | 0,3 |
7 | 44 | KEYTRUDA | 1,8 | 0,2 |
8 | 42 | PERJETA | 1,4 | 0,2 |
9 | 5 | INTELENCE | 1,3 | 1 |
10 | 7 | PENTAXIM | 1,2 | 1 |
Итого | 17,7 | 11,5 |
Изменились лидеры и в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований (табл. 3). По итогам полугодия ими стали VACCINE, PNEUMOCOCCAL (+36%) и TRASTUZUMAB, закупки которого увеличились в 2,7 раза. Помимо него, многократный рост объемов закупок продемонстрировали почти все новые представители Топ-10. Это BEVACIZUMAB (в 3,3 раза), NIVOLUMAB (в 8,7 раза), PEMBROLIZUMAB (в 16,2 раза) и PERTUZUMAB (в 12,1 раза), занявшие четвертую строчку и места с шестого по восьмое включительно. На последней позиции «десятки» расположился не столь динамичный, но также впервые вошедший в состав «десятки» представитель, VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB (+72%). Несмотря на высокую динамику, комбинация LOPINAVIR*RITONAVIR (+60%) и наименование ETRAVIRINE (+81%) сместились на пятое и девятое места соответственно. Лидер прошлого года SODIUM (+6%) опустился на третью строчку. Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась с 12% до 18,6%.,9%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 2 | VACCINE, PNEUMOCOCCAL | 2,6 | 2,7 |
2 | 4 | TRASTUZUMAB | 2,6 | 1,4 |
3 | 1 | SODIUM | 2,1 | 2,7 |
4 | 16 | BEVACIZUMAB | 2 | 0,9 |
5 | 3 | LOPINAVIR*RITONAVIR | 1,8 | 1,6 |
6 | 38 | NIVOLUMAB | 1,8 | 0,3 |
7 | 48 | PEMBROLIZUMAB | 1,8 | 0,2 |
8 | 46 | PERTUZUMAB | 1,4 | 0,2 |
9 | 7 | ETRAVIRINE | 1,3 | 1 |
10 | 11 | VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB | 1,2 | 1 |
Итого | 18,6 | 12 |
Наиболее стабильным оказался Топ-10 ведущих АТС групп: половина его представителей сохранила занятые в прошлом позиции (табл. 4). Это возглавляющие его L01 Противоопухолевые препараты (закупки увеличились в 2,7 раза) и J05 Противовирусные препараты системного назначения (+36%), а также занимающие пятое, шестое и восьмое места B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+14%), B01 Антикоагулянты (+17%) и L04 Иммунодепрессанты (+24%). Три представителя среди оставшихся продемонстрировали рейтинговый прогресс. На позицию вверх, на третье место, поднялись J07 Вакцины (+36%), более динамичная группа J04 Препараты, активные в отношении микобактерий (+45%) переместилась на два пункта вверх и заняла седьмую строчку. Единственный новый представитель Топ-10, L02 Противоопухолевые гормональные препараты (закупки выросли в 3 раза) расположились на последней позиции рейтинга. Показавшие сравнительно невысокую динамику группы J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+13%) и V08 Контрастные препараты (+14%) потеряли рейтинговые позиции и заняли четвертое и девятое места соответственно. В сумме на десять ведущих АТС групп приходилось 73,3% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 63,7%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | L01 | ANTINEOPLASTIC AGENTS | 28,6 | 14,8 |
2 | 2 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 11,1 | 11,5 |
3 | 4 | J07 | VACCINES | 7,8 | 8,1 |
4 | 3 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 6,7 | 8,4 |
5 | 5 | B05 | PLASMA SUBSTITUTES AND PERFUSION SOLUTIONS | 5,2 | 6,4 |
6 | 6 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 4,1 | 4,9 |
7 | 9 | J04 | ANTIMYCOBACTERIALS | 2,7 | 2,6 |
8 | 8 | L04 | IMMUNOSUPPRESSANTS | 2,5 | 2,8 |
9 | 7 | V08 | CONTRAST MEDIA | 2,4 | 3 |
10 | 23 | L02 | ENDOCRINE THERAPY | 2,2 | 1 |
Итого | 73,3 | 63,7 |
Заключение. Госпитальный рынок России по итогам января-июня 2019г. продемонстрировал высокую позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+41%), и в долларовом (+31%), и был равен 89,910 млрд. рублей (1,384 млрд. долл.). В натуральных показателях рынок расширился на 3% и составил 252,130 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам I полугодия 2019г. была равна 5,49 долл. против 4,32 долл. – в аналогичном периоде 2018г.
2Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группа Ремедиум