
Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | |
1 | 1 | PFIZER | 5,8 | 6 |
2 | 2 | ABBVIE | 5 | 4,4 |
3 | 5 | PHARMASYNTEZ | 4,8 | 3,6 |
4 | 4 | MICROGEN | 4,6 | 3,8 |
5 | 8 | BIOCAD RF | 4,2 | 3,1 |
6 | 3 | JOHNSON & JOHNSON | 3,9 | 3,8 |
7 | 6 | MSD | 3,6 | 3,5 |
8 | 7 | SANOFI | 3 | 3,1 |
9 | 11 | VEROPHARM | 2,7 | 2 |
10 | 9 | BAYER | 2,2 | 2,1 |
Итого | 39,8 | 35,4 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Самым востребованным брендом на госпитальном рынке России в анализируемом периоде продолжает оставаться вакцина PREVENAR 13, не-смотря на снижение на 3% объемов закупок (табл. 2). На вторую позицию с четвертой поднялся SOVIGRIPP (+37%), тогда как занимавший это место ранее NATRIUM CHLORIDUM (-14%), напротив, опустился на четвертую строчку. Третье место, также как пятое и шестое, продолжают занимать бренды KALETRA (-7%), ISENTRESS (-16%) и INTELENCE (-14%). В нижней части рейтинга расположились впервые в него вошедшие EVIPLERA (закупки увеличились в 2,4 раза), HERTICAD (+69%), SIMANOD (в 2,2 раза) и TIVICAY (в 41 раз). Общая доля десяти лидирующих торговых наименований расширилась с 15,9% до 18,8%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | |
1 | 1 | PREVENAR 13 | 3,9 | 3,9 |
2 | 4 | SOVIGRIPP | 3 | 2,1 |
3 | 3 | KALETRA | 2,6 | 2,7 |
4 | 2 | NATRIUM CHLORIDUM | 2,4 | 2,7 |
5 | 5 | ISENTRESS | 1,4 | 1,7 |
6 | 6 | INTELENCE | 1,2 | 1,3 |
7 | 21 | EVIPLERA | 1,1 | 0,4 |
8 | 11 | HERTICAD | 1,1 | 0,6 |
9 | 20 | SIMANOD | 1,1 | 0,5 |
10 | 49 | TIVICAY | 0,9 | 0 |
Итого | 18,8 | 15,9 |
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований появилось только два новых представителя (табл. 3). Это TRASTUZUMAB (+29%) и TENOFOVIR DISOPROXIL*EMTRICITABINE*RILPIVIRINE (закупки увеличились в 2,4 раза), расположившиеся на шестой и восьмой строчках соответственно. Помимо них, рейтинговый прогресс отмечен еще у двух участников данной «десятки»: на один пункт вверх, на третье и седьмое места, несмотря на отрицательную динамику поднялись LOPINAVIR* RITONAVIR (-5%) и ETRAVIRINE (-14%). Одновременно с этим на строчку вниз, на четвертое и десятое места, опустились МНН SODIUM (-14%) и ENOXAPARIN SODIUM (-8%). Сократившее закупки на 34% наименование ATAZANAVIR опустилось с шестой позиции на девятую. Трем представителям данного рейтинга удалось остаться на занятых ранее местах. Это возглавляющие его VACCINE, PNEUMOCOCCAL (-6%) и VACCINE, INFLUENZA (+40%), а также занимающий пятую строчку RALTEGRAVIR (-16%). Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась на 1 п.п., до 20,5%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | |
1 | 1 | VACCINE, PNEUMOCOCCAL | 4,2 | 4,3 |
2 | 2 | VACCINE, INFLUENZA | 4 | 2,8 |
3 | 4 | LOPINAVIR*RITONAVIR | 2,6 | 2,7 |
4 | 3 | SODIUM | 2,4 | 2,7 |
5 | 5 | RALTEGRAVIR | 1,4 | 1,7 |
6 | 11 | TRASTUZUMAB | 1,3 | 1 |
7 | 8 | ETRAVIRINE | 1,2 | 1,3 |
8 | 31 | TENOFOVIR DISOPROXIL* EMTRICITABINE*RILPIVIRINE | 1,1 | 0,4 |
9 | 6 | ATAZANAVIR | 1,1 | 1,6 |
10 | 9 | ENOXAPARIN SODIUM | 1 | 1 |
Итого | 20,5 | 19,5 |
В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих АТС групп сменился лидер: на первую позицию со второй поднялись L01 Противоопухолевые препараты (+20%), сместив на позицию вниз J05 Противовирусные препараты системного назначения (-8%) (табл. 4). Помимо лидера, на один пункт улучшили свои позиции также V08 Контрастные препараты (+0,5%), а впервые вошедшие в рейтинг L04 Иммунодепрессанты (+11%) переместились с 11 места на девятое. При этом на строчку вниз, на восьмую и последнюю позиции, опустились J04 Препараты, активные в отношении микобактерий (-31%) и N01 Анестетики (-7%). Места с третьего по шестое включительно по-прежнему занимают группы J07 Вакцины (+18%), J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (-14%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+0,1%) и B01 Антикоагулянты (-7%). В сумме на десять ведущих компаний приходилось 69,0% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 65,1%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | ||
1 | 2 | L01 | ANTINEOPLASTIC AGENTS | 14,5 | 11,6 |
2 | 1 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 13,5 | 14,1 |
3 | 3 | J07 | VACCINES | 13 | 10,6 |
4 | 4 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 7,5 | 8,4 |
5 | 5 | B05 | PLASMA SUBSTITUTES AND PERFUSION SOLUTIONS | 5,8 | 6,1 |
6 | 6 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 4,4 | 4,6 |
7 | 8 | V08 | CONTRAST MEDIA | 2,7 | 2,6 |
8 | 7 | J04 | ANTIMYCOBACTERIALS | 2,7 | 2,6 |
9 | 11 | L04 | IMMUNOSUPPRESSANTS | 2,6 | 2,2 |
10 | 9 | N01 | ANESTHETICS | 2,2 | 2,3 |
Итого | 69 | 65,1 |
Заключение. Госпитальный рынок России по итогам первых девяти месяцев 2018г. сократился и в рублевом эквиваленте (-4%), и в долларовом (-11%), и был равен 125,970 млрд. рублей (2,010 млрд. долл.). В натуральных показателях рынок сократился на 10% и составил 453,922 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам января-сентября 2018г. была равна 4,43 долл. против 4,44 долл. годом ранее.
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум