
Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы), объем госпитального рынка Москвы по итогам первых шести месяцев 2019г. расширился на 1% в натуральном выражении относительно аналогичного периода 2018г. и составил 17,363 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок также продемонстрировал положительную динамику и в рублях (+26%), и в долларах (+16%) и был равен 10,252 млрд. рублей (157,844 млн. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе Москвы по итогам января-июня 2019г. составила 9,09 долл., тогда как годом ранее была равна 7,90 долл.
Рисунок 1. Госпитальный рынок Москвы за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.
По итогам I полугодия 2019г. лидером госпитального рынка Москвы благодаря почти трехкратному (в 2,7 раза) росту объемов закупок стала компания SANOFI (табл.1). Столь же высокую динамику продемонстрировали российский BIOCAD (закупки увеличились в 2 раза) и впервые вошедший в рейтинг ROCHE (в 2,8 раза), которые заняли пятое и седьмое места соответственно. Помимо них, рейтинговый прогресс продемонстрировали также MSD (+29%) и BAXTER (+38%), поднявшиеся на вторую и девятую строчки соответственно. При этом они потеснили на позицию вниз, на третье, шестое и девятое места, компании PFIZER (+14%), BAYER (+17%) и JOHNSON & JOHNSON (+18%). Возглавлявший рейтинг ранее производитель ABBVIE снизил закупки на 11% и опустился на четвертую позицию. По- прежнему замыкает «десятку» компания NOVARTIS (+34%). В сумме по итогам полугодия десять ведущих компаний занимали 44,2% рынка, тогда как годом ранее - 39,1%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 4 | SANOFI | 8,4 | 4 |
2 | 3 | MSD | 6,1 | 6 |
3 | 2 | PFIZER | 5,6 | 6,3 |
4 | 1 | ABBVIE | 5,2 | 7,4 |
5 | 7 | BIOCAD RF | 4,6 | 2,9 |
6 | 5 | BAYER | 3,4 | 3,7 |
7 | 16 | ROCHE | 3,1 | 1,4 |
8 | 9 | BAXTER INT | 2,7 | 2,5 |
9 | 8 | JOHNSON & JOHNSON | 2,5 | 2,7 |
10 | 10 | NOVARTIS | 2,3 | 2,2 |
Итого | 44,2 | 39,1 |
Рейтинг ведущих брендов обновился наполовину - в его состав вошли пять новых представителей (табл.2). Это MENACTRA (закупки увеличились в 3,5 раза), OPDIVO (в 8 раз), KEYTRUDA (в 58 раз), HERTICAD (в 3,3 раза) и GARDASIL (в 6,2 раза), которые расположились на четвертом, пятом, седьмом и двух последних местах соответственно. Также на более высокие позиции поднялись PENTAXIM (в 5,1 раза), EYLEA (+47%) и DIANEAL PD4+GLUCOS (+55%), занявшие первую, шестую и восьмую строчки. Вторую позицию сохранил и укрепил бренд PREVENAR 13 (+74%). Единственным представителем рейтинга с отрицательной динамикой стал лидер прошлого года SYNAGIS (-14%), опустившийся на третье место. Итоговая доля «десятки» увеличилась почти на 10 п.п., до 21,3%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 6 | PENTAXIM | 5,1 | 1,2 |
2 | 2 | PREVENAR 13 | 3,1 | 2,2 |
3 | 1 | SYNAGIS | 3 | 4,4 |
4 | 16 | MENACTRA | 2 | 0,7 |
5 | 38 | OPDIVO | 1,6 | 0,2 |
6 | 9 | EYLEA | 1,3 | 1,1 |
7 | 48 | KEYTRUDA | 1,3 | 0 |
8 | 10 | DIANEAL PD4+GLUCOS | 1,3 | 1,1 |
9 | 26 | HERTICAD | 1,3 | 0,5 |
10 | 37 | GARDASIL | 1,3 | 0,3 |
Итого | 21,3 | 11,8 |
Лидером Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований благодаря росту закупок в 5,1 раза стало впервые в него вошедшее МНН VAC¬CINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB (табл. 3). Ещё три новых представителя, VACCINE, MENINGOCOCCAL POLYSACCHARIDE AND OMV (в 3,5 раза), NIVOLUMAB (в 8 раз) и TRASTUZUMAB (в 3,2 раза) заняли четвертую, шестую и седьмую позиции соответственно. Опережающими темпами развивались также рынки у комбинации GLUCOSE*SODIUM*DL-LACTIC AClD* CALCIUM*MAGNESIUM (+55%), которой удалось подняться с девятого места на пятое, а также у сохранивших свои позиции VACCINE, PNEUMOCOCCAL (+35%) и AFLIBERCEPT (+41%). Отставание динамики и снижение объемов закупок отмечено у МНН MEROPENEM (+19%), PALIVIZUMAB (-14%) и IMMUNOGLOBULIN BASE (-15%), что привело их к потере рейтинговых позиций. Суммарная доля анализируемой «десятки» составила 23,2% вместо 17,4% годом ранее.
Таблица 3. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 11 | VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB | 5,1 | 1,2 |
2 | 2 | VACCINE, PNEUMOCOCCAL | 3,9 | 3,7 |
3 | 1 | PALIVIZUMAB | 3 | 4,4 |
4 | 21 | VACCINE, MENINGOCOCCAL POLYSACCHARIDE AND OMV | 2 | 0,7 |
5 | 9 | VACCINE, MENINGOCOCCAL POLYSACCHARIDE AND OMV | 1,6 | 1,3 |
6 | 42 | NIVOLUMAB | 1,6 | 0,2 |
7 | 27 | TRASTUZUMAB | 1,6 | 0,6 |
8 | 3 | IMMUNOGLOBULIN BASE | 1,6 | 2,3 |
9 | 5 | MEROPENEM | 1,5 | 1,6 |
10 | 10 | AFLIBERCEPT | 1,4 | 1,3 |
Итого | 23,2 | 17,4 |
Топ-10 ведущих АТС групп продемонстрировал высокую стабильность - семь его представителей остались на занятых ранее местах (табл. 4). Это возглавляющие его L01 Противоопухолевые препараты (закупки выросли 2,3 раза), J07 Вакцины (в 2 раза), J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+3%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+14%), J06 Иммунные сыворотки и иммуноглобулины (16%), J05 Противовирусные препараты системного действия (-1%) и V08 Контрастные вещества (+2%). На восьмой и десятой позициях рейтинга расположились впервые в него вошедшие S01 Офтальмологические препараты (+49%) и L04 Иммунодепрессанты (+47%). При этом первый из них потеснил на позицию вниз группу B01 Антикоагулянты (-7%). Общая доля рейтинга увеличилась на 6 п.п., до 73,3%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | L01 | ANTINEOPLASTIC AGENTS | 18 | 10 |
2 | 2 | J07 | VACCINES | 15,5 | 9,8 |
3 | 3 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 7,9 | 9,8 |
4 | 4 | B05 | PLASMA SUBSTITUTES AND PERFUSION SOLUTIONS | 7,6 | 8,4 |
5 | 5 | J06 | IMMUNE SERA AND IMMUNOGLOBULINS | 5,1 | 7,7 |
6 | 6 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 4,5 | 5,8 |
7 | 7 | V08 | CONTRAST MEDIA | 4,3 | 5,3 |
8 | 11 | S01 | OPHTHALMOLOGICALS | 3,7 | 3,1 |
9 | 8 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,5 | 4,7 |
10 | 12 | L04 | IMMUNOSUPPRESSANTS | 3,2 | 2,8 |
Итого | 73,3 | 67,3 |
Заключение. Госпитальный рынок Москвы по итогам I полугодия 2019г. увеличился на 26% в рублях и на 16% - в долларах, и объем его составил 10,252 млрд. рублей (157,844 млн. долл.). В натуральных показателях рынок также показал позитивную динамику (+1%) и был равен 17,363 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе Москвы в январе-июне 2019г. выросла в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (9,09 долл. против 7,90 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум