
Численность населения Центрального федерального округа (без Москвы) по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 26,763 млн. человек – это 18,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЦФО (с Москвой) по итогам 2019г. составил 60480 руб. (934,20 долл.), что на 27% выше среднего показателя по России (47468 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЦФО (без Москвы) в натуральном выражении сократился на 3% и составил 904,983 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 5% в рублевом эквиваленте и на 2% - в долларовом. При этом объем рынка достиг 159,413 млрд. рублей (2,464 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис. 1). На долю региона приходилось 20,2% российских аптечных розничных продаж. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении 2018 г.: 3,30 долл. против 3,09 долл. в розничных ценах. По итогам 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 111,62 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) в 2018 – 2019гг.
По итогам 2019г. рейтинг ведущих производителей на аптечном рынке Центрального федерального округа (без Москвы) остался неизменным по составу (табл. 1). При этом большинству его представителей удалось сохранить свои позиции неизменными. Лидерство удерживают компании BAYER (+6%) и SANOFI (-0,5%). Также на занятых ранее местах остались BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+6%) и замыкающие «десятку» GLAXOSMITHKLINE (+7%), SANDOZ (+5%) и GEDEON RICHTER (+3%). Два производителя продемонстрировали рейтинговый прогресс. На позицию вверх, на третье место, поднялся SERVIER (+2%), тогда как более динамичная KRKA (+21%) переместилась на пятую позицию с седьмой. При этом они сместили вниз компании TEVA (-4%) и OTCPHARM (-2%). Суммарная доля рейтинга сократилась с 34,4% до 34,0%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,7 | 4,7 |
2 | 2 | SANOFI | 4,1 | 4,3 |
3 | 4 | SERVIER | 3,6 | 3,7 |
4 | 3 | TEVA | 3,6 | 4,0 |
5 | 7 | KRKA | 3,5 | 3,1 |
6 | 6 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 3,2 | 3,2 |
7 | 5 | OTCPHARM | 3,1 | 3,3 |
8 | 8 | GLAXOSMITHKLINE | 2,8 | 2,8 |
9 | 9 | SANDOZ | 2,7 | 2,7 |
10 | 10 | GEDEON RICHTER | 2,6 | 2,7 |
Итого | 34,0 | 34,4 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Лидирующая тройка рейтинга ведущих брендов не изменилась: наименования XARELTO (+31%), MEXIDOL (+5%) и CONCOR (+4%) сохранили, а первый – и укрепил свои позиции (табл. 2). На четвертое место с шестого поднялся NUROFEN (+14%), сместив на позицию вниз менее динамичный DETRALEX (+2%) и сокративший продажи ACTOVEGIN (-7%). Благодаря опережающей динамике поднялся на более высокое седьмое место PENTALGIN (+7%). На девятой позиции расположился единственный новый представитель Топ-10 MIRAMISTIN (+4%). Бренды CARDIOMAGNYL (-6%) и KAGOCEL (-9%) из-за снижения продаж опустились на восьмое и десятое места. Итоговая доля десяти ведущих брендов не изменилась и составила 7,3%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме | ||||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |||
1 | 1 | XARELTO | 1,2 | 1,0 | ||
2 | 2 | MEXIDOL | 0,8 | 0,8 | ||
3 | 3 | CONCOR | 0,8 | 0,8 | ||
4 | 6 | NUROFEN | 0,8 | 0,7 | ||
5 | 4 | DETRALEX | 0,8 | 0,8 | ||
6 | 5 | ACTOVEGIN | 0,6 | 0,7 | ||
7 | 10 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 | ||
8 | 7 | CARDIOMAGNYL | 0,6 | 0,7 | ||
9 | 11 | MIRAMISTIN | 0,6 | 0,6 | ||
10 | 9 | KAGOCEL | 0,5 | 0,6 | ||
Итого | 7,3 | 7,3 |
Не изменился лидер и в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований: первую строчку продолжает занимать XYLOMETAZOLINE (+4%) (табл. 3). Также на занятых в прошлом местах, третьем, седьмом и восьмом, остались BISOPROLOL (+11%), PANCREATIN (+9%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+4%). Показавшие высокую динамику RIVAROXABAN (+31%), DICLOFENAC (+16%) и ATORVASTATIN (+20%) поднялись на второе место и две нижние строчки. Отметим, что последние два МНН впервые вошли в состав Топ-10. Одновременно с этим комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+5%), наименования IBUPROFEN (+4%) и NIMESULIDE (+8%) сместились на один пункт вниз, на места с четвертого по шестое включительно. Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,5 п.п., до 11,0%
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,8 | 1,8 |
2 | 6 | RIVAROXABAN | 1,2 | 1,0 |
3 | 3 | BISOPROLOL | 1,2 | 1,1 |
4 | 2 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,1 | 1,2 |
5 | 4 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,0 |
6 | 5 | NIMESULIDE | 1,1 | 1,0 |
7 | 7 | PANCREATIN | 1,0 | 1,0 |
8 | 8 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,9 | 0,9 |
9 | 11 | DICLOFENAC | 0,8 | 0,7 |
10 | 13 | ATORVASTATIN | 0,8 | 0,7 |
Итого | 11,0 | 10,5 |
Наибольшие объемы продаж на рынке региона среди ведущих АТС групп продолжают демонстрировать C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+20%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+8%) (табл. 4). На занятых ранее местах остались также N02 Анальгетики и R05 Противокашлевые препараты и средства для лечения простудных заболеваний (по +2% у обоих). Три группы повысили свои рейтинги на один пункт. Это поднявшиеся на третью, пятую и восьмую позиции B01 Антикоагулянты (+13%), J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+4%) и C05 Вазопротекторы (+3%). Одновременно с этим R01 Назальные препараты (+6%), G03 Половые гормоны (+1%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (-1%), напротив, опустились на одну строчку вниз. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 37,5% регионального рынка, тогда как годом ранее – 37,0%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | ||
1 | 1 | C09 |
AGENTS ACTING ON THE RENIN- ANGIOTENSIN SYSTEM |
5,8 | 5,1 |
2 | 2 | M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS |
5,2 | 5,1 |
3 | 4 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 4,1 | 3,8 |
4 | 3 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,9 | 3,8 |
5 | 6 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC | 3,4 | 3,4 |
6 | 5 | G03 |
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM |
3,4 | 3,5 |
7 | 7 | N02 | ANALGESICS | 3,3 | 3,4 |
8 | 9 | C05 | VASOPROTECTIVES | 2,9 | 3,0 |
9 | 8 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL. / ANTIINFECT. AGENTS | 2,9 | 3,0 |
10 | 10 | R05 | |||
COUGH AND COLD PREPARATIONS |
2,8 | 2,9 | |||
Итого | 37,6 | 37,1 |
Заключение. По итогам 2019г. объем аптечного рынка ЦФО (без Москвы) достиг 193,275 млрд. руб. (2,987 млрд. долл.). Это на 7% в рублях и на 3% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 3% и был равен 904,983 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона в 2019г. составила 3,30 долл. - это больше показателя прошлого года (3,09 долл.), но меньше среднего по стране (3,47 долл.). Расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках были выше среднероссийских (111,62 долл. против 100,62 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.