
Численность населения Северо-Западного федерального округа (без С.-Петербурга) по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 8,600 млн. человек – это 5,9% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СЗФО (с С.-Петербургом) в 2018г. составил 49469 руб. (789,36 долл.), что на 14% выше среднего показателя по России (43445 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФTM, по итогам 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в СЗФО (без Санкт-Петербурга) в натуральном выражении снизился на 6%, до 212,624 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 3% в рублевом эквиваленте, однако сократился на 4% - в долларовом. Его объем достиг 34,262 млрд. рублей (549,756 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 4,7% розничных аптечных продаж. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках незначительно увеличилась в сравнении с прошлым годом (3,16 долл.) и была равна 3,19 долл. в розничных ценах. В 2018г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 109,87 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) в 2017 – 2018гг.
(табл.1). Он не изменился по составу и почти все его представителей остались на занятых в прошлом местах. Однако отметим, что у трех из них: SANOFI (-5%), SERVIER (-0,2%) и GEDEON RICHTER (-2%), динамика продаж была отрицательной, хотя это не помешало им сохранить за собой вторую, третью и пятую позиции. Первую строчку по-прежнему занимает BAYER (+3%), а компании TEVA (+0,2%), OTCPHARM (+5%), SANDOZ (+3%) и KRKA (+13%) сохранили за собой четвертое и места с шестого по восьмое включительно. Занимающие две последние строчки компании поменялись местами: показавшая позитивную динамику GLAXOSMITHKLINE (+2%) поднялась на девятую позицию, тогда как снизившая продажи на 6% STADA опустилась на десятую. Суммарная доля десяти ведущих производителей сократилась с 38,0% до 37,3%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 | BAYER | 5,1 |
5,0 |
2 | 2 |
SANOFI |
4,6 | 4,9 |
3 | 3 | SERVIER |
4,3 |
4,4 |
4 | 4 | TEVA | 4,0 |
4,1 |
5 | 5 |
GEDEON RICHTER |
3,8 |
4,0 |
6 | 6 |
OTCPHARM |
3,7 |
3,6 |
7 | 7 |
SANDOZ |
3,4 |
3,4 |
8 | 8 |
KRKA |
3,2 |
2,9 |
9 | 10 |
GLAXOSMITHKLINE |
2,7 |
2,8 |
10 | 9 |
STADA |
2,6 |
2,8 |
Итого | 37,3 | 38,0 |
В Топ-10 ведущих брендов сохранили свои позиции неизменными лишь его лидер NUROFEN (-6%) и занимающая восьмую строчку LORISTA (+7%) (табл. 2). Четыре представителя с позитивной динамикой продемонстрировали рейтинговый прогресс. Это поднявшиеся на второе и пятое места DETRALEX (+9%) и XARELTO (+41%), а также впервые вошедшие в «десятку» и занявшие седьмую и девятую позиции INGAVIRIN (+21%) и PENTALGIN (+15%). Бренды CONCOR (-9%), KAGOCEL (-6%), CARDIOMAGNYL и LOZAP (по -4%у обоих), напротив, сократили продажи и опустились на более низкие места, третье, четвертое, шестое и десятое соответственно. Итоговая доля десяти ведущих брендов практически не изменилась и была равна 7,4%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продажМесто в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 |
NUROFEN |
0,9 |
1,0 |
2 | 5 |
DETRALEX |
0,9 |
0,8 |
3 | 2 |
CONCOR |
0,8 |
0,9 |
4 | 3 |
KAGOCEL |
0,8 |
0,9 |
5 | 9 |
XARELTO |
0,8 | 0,6 |
6 | 4 |
CARDIOMAGNYL |
0,8 |
0,8 |
7 | 13 |
INGAVIRIN |
0,6 | 0,5 |
8 | 8 |
LORISTA |
0,6 | 0,6 |
9 | 16 |
PENTALGIN |
0,6 | 0,5 |
10 | 7 |
LOZAP |
0,6 | 0,6 |
Итого | 7,4 | 7,3 |
Не изменился лидер и в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований: XYLOMETAZOLINE (-6%) несмотря на снижение продаж по-прежнему занимает первую строчку (табл.3). Также занятые ранее места, второе и пятое, сохранили за собой IBUPROFEN (+6%) и NIMESULIDE (-1%).
Среди оставшихся три представителя с отрицательной динамикой: BISOPROLOL (-3%), KAGOCEL (-36%) и ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (-2%), понизили свои рейтинг, тогда как четыре, напротив, повысили их. На одну позицию вверх, на третье и шестое места, поднялись комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+19%) и МНН PANCREATIN (+7%). На восьмой и девятой строчках расположились два новых участника Топ-10 IVAROXABAN (+41%) и LOSARTAN (+5%). В сумме десять ведущих МНН и группировочных наименований по итогам года занимали 10,4% - это практически столько же, как и годом ранее.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продажМесто в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 2 |
XYLOMETAZOLINE |
1,6 | 1,8 |
2 | 1 |
IBUPROFEN |
1,4 | 1,3 |
3 | 4 |
DIOSMIN*HESPERIDIN |
1,2 | 1,1 |
4 | 3 |
BISOPROLOL |
1,1 | 1,2 |
5 | 5 |
NIMESULIDE |
0,9 |
1,0 |
6 | 7 |
PANCREATIN |
0,9 |
0,9 |
7 | 6 |
KAGOCEL |
0,8 |
0,9 |
8 | 23 |
RIVAROXABAN |
0,8 | 0,6 |
9 | 11 |
LOSARTAN |
0,8 |
0,8 |
10 | 9 |
ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM |
0,8 |
0,8 |
Итого | 10,4 | 10,3 |
В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих АТС-групп поменялся лидер (табл.4). На первую строчку со второй поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+4%), потеснив с этого места на один пункт вниз M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (-2%). Аналогичные перестановки произошли и ниже. Так, на строчку вверх поднялись группы G03 Половые гормоны (+7%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+3%), сместив на позицию вниз R01 Назальные препараты (-4%) и N02 Анальгетики (-4%). На два пункта улучшили свои рейтинги более динамичные B01 Антикоагулянты (+12%) и C05 Ангиопротекторы (+10%), которые заняли седьмое и девятое места соответственно, а второй стал ещё и единственным новым представителем. Группы J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+5%) и J05 Противовирусные препараты системного назначения (+0,3%) остались на занятых ранее восьмой и десятой строчках. На десять ведущих АТС групп по итогам 2018г. приходилось 38,3% рынка, тогда как годом ранее – 38,5%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продажМесто в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | ||
1 | 2 |
C09 |
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,4 | 5,3 |
2 | 1 |
M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS |
5,1 |
5,3 |
3 | 4 |
G03 |
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM |
4,1 |
3,9 |
4 | 3 |
R01 |
NASAL PREPARATIONS | 3,7 | 3,9 |
5 | 6 |
R05 |
COUGH AND COLD PREPARATIONS |
3,6 |
3,8 |
6 | 5 |
N02 |
ANALGESICS | 3,5 | 3,8 |
7 | 9 |
B01 |
ANTITHROMBOTIC AGENTS |
3,5 |
3,2 |
8 | 8 |
J01 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
3,4 |
3,3 |
9 | 11 |
C05 |
VASOPROTECTIVES |
3,1 |
2,9 |
10 | 10 |
J05 |
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,1 | 3,1 |
Итого | 38,3 | 38,5 |
Заключение. По итогам 2018г. объем аптечного рынка СЗФО (без Санкт-Петербурга) достиг 42,215 млрд. руб. (677,349 млн. долл.). Это на 1% в рублях больше и на 5% в долларах меньше, чем в 2017г. В натуральных показателях рынок сократился на 6% и был равен 212,624 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам 2018 года составила 3,19 долл. – это выше показателя 2017 г. (3,16 долл.), однако ниже, чем в среднем по стране (3,31 долл.). При этом расходы жителей округа на приобретение ГЛС в аптеках оказались выше средних по России (109,87 долл. против 97,98 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум