
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2018г. объем реализации безрецептурных лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился на 6% и составил 2,966 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем ОТС-рынка вырос на 1% в рублевом эквиваленте, тогда как в долларовом сократился на 6%, и был равен 363,681 млрд. рублей (5,829 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля безрецептурных препаратов составляла: 66,1% продаж в натуральном выражении и 52,3% - в розничных рублевых ценах.Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата по итогам 2018г. составила 2,46 долл.в розничных ценах, годом ранее – 2,50 долл. По итогам 2018г. россияне потратили на приобретение безрецептурных лекарственных препаратов в аптеках в среднем 49,71 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России в 2017 – 2018 гг.
По итогам 2018г. лидерами Топ-10 ведущих производителей на рынке безрецептурных препаратов продолжают оставаться OTCPHARM (+1%[1]), BAYER (-4%) и SANOFI (-5%) (табл. 1). Также занятую ранее девятую позицию продолжает удерживать BERLIN-CHEMIE/MENARINI (-3%). Показавшие одинаковую динамику (+2%) компании JOHNSON&JOHNSON, GLAXOSMITHKLINE и TEVA поднялись с более низких позиций на места с четвертого по шестое включительно. При этом снизившая продажи на 7% TEVA и показавшая практически нулевую динамику STADA (+0,3%) опустились на седьмую и восьмую позиции. Последнюю строчку рейтинга занял единственный новый его представитель VALENTA (+13%). Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась с 40,2% до 39,7%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Производитель* |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 | OTCPHARM | 6,1 |
6,1 |
2 | 2 | BAYER |
5,2 |
5,4 |
3 | 3 | SANOFI |
4,3 |
4,5 |
4 | 6 | JOHNSON & JOHNSON | 3,9 |
3,9 |
5 | 5 | GLAXOSMITHKLINE |
3,9 |
3,8 |
6 | 7 | TEVA | 3,7 | 3,7 |
7 | 8 |
STADA |
3,7 |
4,0 |
8 | 4 |
SANDOZ |
3,7 |
3,7 |
9 | 9 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,9 |
3,0 |
10 | 12 |
VALENTA |
2,5 | 2,2 |
Итого | 39,7 | 40,2 |
В Топ-10 ведущих брендов произошли многочисленные перестановки (табл. 2). Сменился его лидер: на первую строчку со второй поднялся DETRALEX (+8%), который потеснил с этой позиции на вторую менее динамичный NUROFEN (+1%). Еще три бренда, помимо лидера, показали опережающую динамику и рейтинговый прогресс. Это INGAVIRIN (+9%), MIRAMISTIN (+7%) и PENTALGIN (+8%), поднявшиеся на третье, шестое и седьмое места соответственно. На один пункт улучшил свой рейтинг и впервые вошедший в Топ-10 LINEX (-1%), расположившийся на его последней строчке. В то же время KAGOCEL (+0,5%), CARDIOMAGNYL (-0,4%) иESSENTIALE (-17%) опустились на четвертую, пятую и девятую позициисоответственно. Бренду THERAFLU (+2%)удалось остаться на занятом ранее восьмом месте. Итоговая доля десяти ведущих брендов практически не изменилась и была равна 11,7%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 2 |
DETRALEX |
1,5 | 1,4 |
2 | 1 |
NUROFEN |
1,4 | 1,4 |
3 | 6 | INGAVIRIN | 1,3 | 1,2 |
4 | 3 |
KAGOCEL |
1,3 | 1,3 |
5 | 4 |
CARDIOMAGNYL |
1,2 | 1,0 |
6 | 7 |
MIRAMISTIN |
1,1 | 1,1 |
7 | 9 |
PENTALGIN |
1,0 | 1,0 |
8 | 8 |
THERAFLU |
1,0 | 1,0 |
9 | 5 |
ESSENTIALE |
1,0 | 1,2 |
10 | 11 |
LINEX |
0,9 | 0,9 |
Итого | 11,7 | 11,6 |
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований первое место сохранил за собой XYLOMETAZOLINE (-1%) (табл.3). На строчку вверх, на вторую и третью позиции, поднялись МНН IBUPROFEN (+7%) и комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+13%). При этом они сместили со второго места на четвертое менее динамичный PANCREATIN (+2%). Благодаря опережающей динамике более высокие позиции заняли также IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+9%), ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+3%) и впервые вошедший в рейтинг MIRAMISTIN (+7%), которые заняли пятую, седьмую и десятую строчки соответственно. Два представителя с отрицательной динамикой, PHOSPHOLIPIDS (-17%) и CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE (-9%) опустились на восьмое и девятое места соответственно. Бренд KAGOCEL (+0,5%) продолжает занимать шестую позицию. Общая доля рейтинга увеличилась на 0,2 п.п., до 17%.
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 |
XYLOMETAZOLINE |
3,2 | 3,2 |
2 | 2 |
IBUPROFEN |
2,2 | 2,1 |
3 | 3 |
DIOSMIN*HESPERIDIN |
2,2 | 2,0 |
4 | 4 |
PANCREATIN |
2,1 | 2,1 |
5 | 6 |
IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID |
1,3 | 1,2 |
6 | 10 |
KAGOCEL |
1,3 | 1,3 |
7 | 8 |
ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM |
1,3 | 1,2 |
8 | 5 |
PHOSPHOLIPIDS |
1,2 | 1,4 |
9 | 7 | CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE | 1,1 | 1,2 |
10 | 11 |
MIRAMISTIN |
1,1 | 1,1 |
Итого | 17,0 | 16,8 |
Наиболее продаваемой АТС-группой на рынке безрецептурных препаратов по итогам года продолжает оставатьсяR01 Назальные препараты несмотря на снижение продаж на 1% (табл.4). Неизменными остались позиции и у замыкающих «десятку» M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (-0,3%), L03 Иммуностимуляторы (-3%) и R02 Препараты для лечения заболеваний горла (+1%). Среди оставшихся ее представителей повысить свои рейтинги удалось лишь группам C05 Вазопротекторы (+9%) и J05 Противовирусные препараты для системного назначения (-4%), которые поднялись на второе и шестое места соответственно. Они потеснили на строчку вниз N02 Анальгетики (-2%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+1%),A07 Противодиарейные препараты (+4%) и A11 Витамины (-10%). На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 48,3% рынка, тогда как годом ранее -48,9%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продажМесто в рейтинге |
АТС код |
АТС группа |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. |
2018г. |
2017г. | ||
1 | 1 |
R01 |
NASAL PREPARATIONS |
5,8 | 5,9 |
2 | 5 |
C05 |
VASOPROTECTIVES |
5,7 | 5,3 |
3 | 2 |
N02 |
ANALGESICS |
5,7 | 5,9 |
4 | 3 |
R05 |
COUGH AND COLD PREPARATIONS |
5,6 | 5,6 |
5 | 4 |
A07 |
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS |
5,5 | 5,3 |
6 | 7 |
J05 |
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 4,7 | 4,9 |
7 | 6 |
A11 |
VITAMINS |
4,4 | 4,9 |
8 | 8 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 3,9 | 3,9 |
9 | 9 | L03 | IMMUNOSTIMULANTS | 3,6 | 3,7 |
10 | 10 |
R02 |
THROAT PREPARATIONS |
3,5 | 3,5 |
Итого | 48,3 | 48,9 |
Заключение. По итогам 2018г. объем безрецептурного розничного рынка страны составил 6,199 млрд. руб. (7,301 млрд. долл.). Это на 1% в рублях и на 7% в долларах – меньше, чем в 2017 году. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал отрицательную динамику (-6%) и составил 2,966 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата в аптеках страны по итогам 2018г. составила 2,46 долл., что немного ниже показателя 2017г. (2,50 долл.). Средние расходы россиян на приобретение безрецептурных ГЛС в аптеках в анализируемом периоде сократились (49,71 долл. против 53,58 долл.).
[1] Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум