
Численность населения Москвы по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,615 млн. человек – это 8,6% от общей численности населения РФ и 32,0% населения ЦФО. По данным Мосгорстата, в Москве среднемесячная начисленная заработная плата, по оценке, составила: в сентябре 2019г. - 86684 руб. (1334,01 долл.), в январе-сентябре – 90504 руб. (1390,66 долл.), что на 97% выше средней по России в январе-сентябре (46057 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых девяти месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в Москве в натуральном выражении увеличился на 2% и составил 334,478 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+8%) и в долларовом (+1%), а его объем достиг 88,930 млрд. рублей (1,367 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю города приходилось 16,0% российских аптечных розничных продаж. Средняя розничная стоимость упаковки практически на изменилась в сравнении с предыдущим годом: 5,19 долл. против 5,18 долл. По итогам января-сентября 2019г. москвичи потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 137,48 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.
По итогам первых 9 месяцев 2019г. рейтинг ведущих производителей на розничном рынке Москвы продемонстрировал высокую стабильность: он не изменился по составу и большинство его представителей сохранили свои позиции без изменений (табл. 1). В их числе – возглавляющие «десятку» BAYER (+7%), SANOFI (-3%), TEVA (+1%), SERVIER (+3%) и ABBOTT (+10%), которые по-прежнему занимают места с первого по пятое. Восьмую позицию сохранила за собой компания BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+4%). Два представителя Топ-10 повысили свои рейтинги. Это поднявшиеся на один пункт вверх, на шестое и девятое места, GLAXOSMITHKLINE (+16%) и JOHNSON & JOHNSON (+10%). При этом на позицию вниз сместились менее динамичные SANDOZ (+5%) и PFIZER (+9%). В сумме десять ведущих производителей аккумулировали 36,6% рынка, тогда как в аналогичном периоде 2018г. - 37,0%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 6,4 | 6,4 |
2 | 2 | SANOFI | 4,4 | 4,9 |
3 | 3 | TEVA | 3,6 | 3,8 |
4 | 4 | SERVIER | 3,6 | 3,7 |
5 | 5 | ABBOTT | 3,5 | 3,5 |
6 | 7 | GLAXOSMITHKLINE | 3,4 | 3,1 |
7 | 6 | SANDOZ | 3,2 | 3,2 |
8 | 8 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 3 | 2,8 |
9 | 10 | JOHNSON & JOHNSON | 2,8 | 2,7 |
10 | 9 | PFIZER | 2,8 | 2,7 |
Итого | 36,6 | 37 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Неизменным остался лидер и в рейтинге ведущих брендов: первую позицию сохранило и, благодаря опережающей динамике, укрепило наименование XARELTO (+26%) (табл. 2). Ниже в Топ-10 произошли перестановки, при которых семь представителей продемонстрировали рейтинговый прогресс. Так, на один пункт вверх, на второе и третье места, поднялись DETRALEX (-2%) и NUROFEN (+24%). Бренды CIALIS (+26%) и CONCOR (+3%) переместились на две позиции вверх и заняли четвертую и шестую строчки. Впервые вошедшие в Топ-10 HEPTRAL (+14%), KREON (+29%) и VOLTAREN (+25%) расположились на седьмой, восьмой и последней позициях соответственно. В то же время снизивший продажи на 42% CRESTOR опустился со второго места на девятое. Бренд MIRAMISTIN (+5%) сохранил за собой пятую строчку. На долю десяти ведущих брендов приходилось 8,4%, годом ранее – 8,3%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XARELTO | 1,9 | 1,6 |
2 | 3 | DETRALEX | 1 | 1,1 |
3 | 4 | NUROFEN | 0,9 | 0,8 |
4 | 6 | CIALIS | 0,9 | 0,7 |
5 | 5 | MIRAMISTIN | 0,7 | 0,8 |
6 | 8 | CONCOR | 0,7 | 0,7 |
7 | 11 | HEPTRAL | 0,6 | 0,6 |
8 | 17 | KREON | 0,6 | 0,5 |
9 | 2 | CRESTOR | 0,6 | 1,1 |
10 | 18 | VOLTAREN | 0,6 | 0,5 |
Итого | 8,4 | 8,3 |
Как и соответствующее торговое наименование, МНН RIVAROXABAN (+26%) сохранило и укрепило лидирующие позиции в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований (табл.3). На занятых в прошлом местах остались также XYLOMETAZOLINE (+7%), IBUPROFEN (+13%) и NIMESULIDE (+19%), которые располагаются на второй, пятой и последней строчках соответственно. Три представителя «десятки» повысили свои позиции. На третье и четвертое места поднялись комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+5%) и МНН HYALURONIC ACID (+32%). Единственный новый представитель, TADALAFIL (+29%), расположился на в восьмой позиции. Они потеснили на позицию вниз PANCREATIN (+14%) и BISOPROLOL (+%), тогда как снизивший продажи на 23% ROSUVASTATIN опустился с третьего места на шестое. Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,3 п.п., до 11,7%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | RIVAROXABAN | 1,9 | 1,6 |
2 | 2 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,6 |
3 | 4 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,3 | 1,3 |
4 | 7 | HYALURONIC ACID | 1,2 | 0,9 |
5 | 5 | IBUPROFEN | 1,1 | 1 |
6 | 3 | ROSUVASTATIN | 1,1 | 1,5 |
7 | 6 | PANCREATIN | 1,1 | 1 |
8 | 11 | TADALAFIL | 0,9 | 0,7 |
9 | 8 | BISOPROLOL | 0,8 | 0,8 |
10 | 10 | NIMESULIDE | 0,8 | 0,8 |
Итого | 11,7 | 11,4 |
Лидирующая тройка в Топ-10 ведущих АТС-групп осталась неизменной: группы B01 Антикоагулянты (+7%), C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+19%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+11%) по-прежнему занимают верхние строчки (табл.4). Шестую позицию продолжают занимать G03 Половые гормоны (+6%). Благодаря опережающей динамике на строчку вверх поднялись R01 Назальные препараты (+12%) и N06 Психоаналептики (+9%) и заняли 4 и 9 места соответственно. Высокими темпами развивался рынок и у впервые вошедшей в «десятку» группы G04 Препараты, применяемые в урологии (+14%), занявшей 8 строчку. На один пункт вверх смогли подняться и C05 Вазопротекторы (+5%). Показавшие нулевую и невысокую динамику группы A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (-0,1%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+2%), напротив, опустились на пятую и последнюю позиции. В сумме десять ведущих АТС групп занимали 36,7% регионального рынка, годом ранее 36,3%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 4,6 | 4,6 |
2 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 4,5 | 4,1 |
3 | 3 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,2 | 4,1 |
4 | 5 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 4 | 3,8 |
5 | 4 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS | 3,5 | 3,8 |
6 | 6 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,5 | 3,6 |
7 | 8 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,2 | 3,2 |
8 | 11 | G04 | UROLOGICALS | 3,2 | 3 |
9 | 10 | N06 | PSYCHOANALEPTICS | 3 | 3 |
10 | 9 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3 | 3,1 |
Итого | 36,7 | 36,3 |
Заключение. По итогам первых девяти месяцев 2019г. объем аптечного рынка Москвы достиг 112,853 млрд. руб. (1,734 млрд. долл.). Это больше, чем в аналогичном периоде 2018г.: на 8% в рублях и на 2% - в долларах. В натуральных показателях рынок увеличился на 2% и был равен 334,478 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам января-сентября 2019г. составила 5,19 долл., практически не изменившись в сравнении с 2018г. (5,18 долл.), однако превысив данные в среднем по стране (3,39 долл.). Выше среднероссийских были и расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках (137,48 долл. против 73,61 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум