Аптечный рынок Москвы: итоги первых девяти месяцев 2019г.

 922

Аптечный рынок Москвы: итоги первых девяти месяцев 2019г.

Численность населения Москвы по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,615 млн. человек – это 8,6% от общей численности населения РФ и 32,0% населения ЦФО. По данным Мосгорстата, в Москве среднемесячная начисленная заработная плата, по оценке, составила: в сентябре 2019г. - 86684 руб. (1334,01 долл.), в январе-сентябре – 90504 руб. (1390,66 долл.), что на 97% выше средней по России в январе-сентябре (46057 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых девяти месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в Москве в натуральном выражении увеличился на 2% и составил 334,478 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+8%) и в долларовом (+1%), а его объем достиг 88,930 млрд. рублей (1,367 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю города приходилось 16,0% российских аптечных розничных продаж. Средняя розничная стоимость упаковки практически на изменилась в сравнении с предыдущим годом: 5,19 долл. против 5,18 долл. По итогам января-сентября 2019г. москвичи потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 137,48 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

По итогам первых 9 месяцев 2019г. рейтинг ведущих производителей на розничном рынке Москвы продемонстрировал высокую стабильность: он не изменился по составу и большинство его представителей сохранили свои позиции без изменений (табл. 1). В их числе – возглавляющие «десятку» BAYER (+7%), SANOFI (-3%), TEVA (+1%), SERVIER (+3%) и ABBOTT (+10%), которые по-прежнему занимают места с первого по пятое. Восьмую позицию сохранила за собой компания BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+4%). Два представителя Топ-10 повысили свои рейтинги. Это поднявшиеся на один пункт вверх, на шестое и девятое места, GLAXOSMITHKLINE (+16%) и JOHNSON & JOHNSON (+10%). При этом на позицию вниз сместились менее динамичные SANDOZ (+5%) и PFIZER (+9%). В сумме десять ведущих производителей аккумулировали 36,6% рынка, тогда как в аналогичном периоде 2018г. - 37,0%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г.  9 мес. 2018г. 
1 1 BAYER 6,4 6,4
2 2 SANOFI 4,4 4,9
3 3 TEVA 3,6 3,8
4 4 SERVIER 3,6 3,7
5 5 ABBOTT 3,5 3,5
6 7 GLAXOSMITHKLINE 3,4 3,1
7 6 SANDOZ 3,2 3,2
8 8 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 3 2,8
9 10 JOHNSON & JOHNSON 2,8 2,7
10 9 PFIZER 2,8 2,7
Итого 36,6 37

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Неизменным остался лидер и в рейтинге ведущих брендов: первую позицию сохранило и, благодаря опережающей динамике, укрепило наименование XARELTO (+26%) (табл. 2). Ниже в Топ-10 произошли перестановки, при которых семь представителей продемонстрировали рейтинговый прогресс. Так, на один пункт вверх, на второе и третье места, поднялись DETRALEX (-2%) и NUROFEN (+24%). Бренды CIALIS (+26%) и CONCOR (+3%) переместились на две позиции вверх и заняли четвертую и шестую строчки. Впервые вошедшие в Топ-10 HEPTRAL (+14%), KREON (+29%) и VOLTAREN (+25%) расположились на седьмой, восьмой и последней позициях соответственно. В то же время снизивший продажи на 42% CRESTOR опустился со второго места на девятое. Бренд MIRAMISTIN (+5%) сохранил за собой пятую строчку. На долю десяти ведущих брендов приходилось 8,4%, годом ранее – 8,3%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 XARELTO 1,9 1,6
2 3 DETRALEX 1 1,1
3 4 NUROFEN 0,9 0,8
4 6 CIALIS 0,9 0,7
5 5 MIRAMISTIN 0,7 0,8
6 8 CONCOR 0,7 0,7
7 11 HEPTRAL 0,6 0,6
8 17 KREON 0,6 0,5
9 2 CRESTOR 0,6 1,1
10 18 VOLTAREN 0,6 0,5
Итого 8,4 8,3

Как и соответствующее торговое наименование, МНН RIVAROXABAN (+26%) сохранило и укрепило лидирующие позиции в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований (табл.3). На занятых в прошлом местах остались также XYLOMETAZOLINE (+7%), IBUPROFEN (+13%) и NIMESULIDE (+19%), которые располагаются на второй, пятой и последней строчках соответственно. Три представителя «десятки» повысили свои позиции. На третье и четвертое места поднялись комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+5%) и МНН HYALURONIC ACID (+32%). Единственный новый представитель, TADALAFIL (+29%), расположился на в восьмой позиции. Они потеснили на позицию вниз PANCREATIN (+14%) и BISOPROLOL (+%), тогда как снизивший продажи на 23% ROSUVASTATIN опустился с третьего места на шестое. Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,3 п.п., до 11,7%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 RIVAROXABAN 1,9 1,6
2 2 XYLOMETAZOLINE 1,6 1,6
3 4 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,3 1,3
4 7 HYALURONIC ACID 1,2 0,9
5 5 IBUPROFEN 1,1 1
6 3 ROSUVASTATIN 1,1 1,5
7 6 PANCREATIN 1,1 1
8 11 TADALAFIL 0,9 0,7
9 8 BISOPROLOL 0,8 0,8
10 10 NIMESULIDE 0,8 0,8
Итого  11,7 11,4

Лидирующая тройка в Топ-10 ведущих АТС-групп осталась неизменной: группы B01 Антикоагулянты (+7%), C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+19%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+11%) по-прежнему занимают верхние строчки (табл.4). Шестую позицию продолжают занимать G03 Половые гормоны (+6%). Благодаря опережающей динамике на строчку вверх поднялись R01 Назальные препараты (+12%) и N06 Психоаналептики (+9%) и заняли 4 и 9 места соответственно. Высокими темпами развивался рынок и у впервые вошедшей в «десятку» группы G04 Препараты, применяемые в урологии (+14%), занявшей 8 строчку. На один пункт вверх смогли подняться и C05 Вазопротекторы (+5%). Показавшие нулевую и невысокую динамику группы A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (-0,1%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+2%), напротив, опустились на пятую и последнюю позиции. В сумме десять ведущих АТС групп занимали 36,7% регионального рынка, годом ранее 36,3%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г.  9 мес. 2018г.  9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 4,6 4,6
2 2 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 4,5 4,1
3 3 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,2 4,1
4 5 R01  NASAL PREPARATIONS 4 3,8
5 4 A07  ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS 3,5 3,8
6 6 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,5 3,6
7 8 C05  VASOPROTECTIVES 3,2 3,2
8 11 G04  UROLOGICALS 3,2 3
9 10 N06  PSYCHOANALEPTICS 3 3
10 9 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3 3,1
Итого 36,7 36,3

Заключение. По итогам первых девяти месяцев 2019г. объем аптечного рынка Москвы достиг 112,853 млрд. руб. (1,734 млрд. долл.). Это больше, чем в аналогичном периоде 2018г.: на 8% в рублях и на 2% - в долларах. В натуральных показателях рынок увеличился на 2% и был равен 334,478 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам января-сентября 2019г. составила 5,19 долл., практически не изменившись в сравнении с 2018г. (5,18 долл.), однако превысив данные в среднем по стране (3,39 долл.). Выше среднероссийских были и расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках (137,48 долл. против 73,61 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум




Последние статьи