
Численность населения Дальневосточного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 6,165 млн. человек – это 4,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ДФО в 2018 г. составил 51212 руб. (817,17 долл.), что на 18% выше среднего показателя по России (43445 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФTM, по итогам 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в ДФО в натуральном выражении увеличился на 2%, до 256,256 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка расширился на 9% в рублевом эквиваленте и на 1% - в долларовом, и был равен 37,020 млрд. рублей (591,324 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля округа составила 5,4% от общероссийских продаж в розничных ценах. Средняя стоимость упаковки немного снизилась в сравнении с предшествующим годом и составила 3,03 долл. (против 3,07 долл.). По итогам 2018г. жители ДФО потратили на приобретение лекарств в аптеках в среднем 90,31 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО в 2017 – 2018гг.
Рейтинг ведущих производителей на розничном рынке ДФО по итогам 2018г. практически не изменился: восемь его представителей остались на занятых в прошлом местах (табл. 1). Так, первую позицию сохранил и, благодаря опережающей динамике, укрепил BAYER (+11%). Темпами выше рыночных развивались также рынки компаний SANDOZ (+10%), KRKA (+12%) и OTCPHARM (+11%), которые по-прежнему занимают места с шестого по восьмое включительно. Вторую, четвертую и две последние позиции сохранили за собой производители SANOFI (+0,2%), SERVIER и GLAX- OSMITHKLINE (по +6% у обоих), а также STADA (+2%). Единственная перестановка коснулась третьего и пятого мест. Компания GEDEON RICHTER (+7%) поднялась на два пункта вверх, на третью строчку, тогда как занимавшая эту позицию ранее TEVA (+2%) опустилась на две строчки вниз. Суммарная доля десяти ведущих компаний снизилась с 34,7% до 34,0%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,8 | 4,7 |
2 | 2 | SANOFI | 3,8 | 4,1 |
3 | 5 | GEDEON RICHTER | 3,5 | 3,6 |
4 | 4 | SERVIER | 3,5 | 3,6 |
5 | 3 | TEVA | 3,4 | 3,7 |
6 | 6 | SANDOZ | 3,3 | 3,3 |
7 | 7 | KRKA | 3,2 | 3,1 |
8 | 8 | OTCPHARM | 3 | 2,9 |
9 | 9 | GLAXOSMITHKLINE | 2,8 | 2,9 |
10 | 10 | STADA | 2,6 | 2,8 |
Итого | 34 | 34,7 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Лидер «десятки» ведущих брендов не изменился: NUROFEN в анализируемом периоде увеличил продажи на 12% и продолжает занимать первую строчку (табл. 2). Также на занятом ранее четвертом месте остался INGAVIRIN (+15%), тогда как остальные представители Топ-1- изменили свои позиции. При этом четыре бренда поднялись на более высокие места. Это занявшие вторую и третью строчки CARDIOMAGNYL (+11%) и KAGOCEL (+30%), поднявшийся на девятую позицию с десятой MIRAMISTIN (+16%) и впервые вошедший в рейтинг XARELTO (+32%), который расположился на седьмом месте. Одновременно с этим четыре его участника понизили свои позиции. По одному пункту потеряли LORISTA (+11%) и THERAFLU (+10%), тогда как CONCOR (+1%) опустился со второй строчки на пятую, а MEXIDOL (+8%) - с шестой на восьмую. Итоговая доля Топ-10 расширилась с 6,8% до 7,1%
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 | NUROFEN | 0,9 | 0,9 |
2 | 3 | CARDIOMAGNYL | 0,8 | 0,8 |
3 | 7 | KAGOCEL | 0,8 | 0,6 |
4 | 4 | INGAVIRIN | 0,7 | 0,7 |
5 | 2 | CONCOR | 0,7 | 0,8 |
6 | 5 | LORISTA | 0,7 | 0,7 |
7 | 13 | XARELTO | 0,7 | 0,5 |
8 | 6 | MEXIDOL | 0,7 | 0,7 |
9 | 10 | MIRAMISTIN | 0,7 | 0,6 |
10 | 9 | THERAFLU | 0,6 | 0,6 |
Итого | 7,1 | 6,8 |
Четыре верхние строчки в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований сохранили за собой XYLOMETAZOLINE (+9%), IBUPROFEN (+20%), BISOPROLOL (+5%) и PANCREATIN (+15%) (табл.3). Неизменными остались позиции и у комбинации ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM (+13%), которая занимает седьмое место. В нижней части Топ-10 расположились три новых его представителя, наименования KAGOCEL (+30%), SILDENAFIL (+21%) и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+15%). Ещё одна перестановка произошла в средней части «десятки». Более динамичная комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+19%) поднялась на один пункт вверх, на пятое место, сместив с него на строчку вниз МНН NIMESULIDE (+10%). Кумулятивная доля «десятки» увеличилась с 9,4% до 9,9%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,8 | 1,8 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,4 | 1,3 |
3 | 3 | BISOPROLOL | 1 | 1 |
4 | 4 | PANCREATIN | 0,9 | 0,9 |
5 | 6 | DIOSMIN*HESPERDIN | 0,9 | 0,8 |
6 | 5 | NIMESULIDE | 0,9 | 0,9 |
7 | 7 | ACETYLSALICYLI ACID*MAGNESIUM | 0,8 | 0,8 |
8 | 17 | KAGOCEL | 0,8 | 0,6 |
9 | 14 | SILDENAFIL | 0,7 | 0,7 |
10 | 12 | IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID | 0,7 | 0,7 |
Итого | 9,9 | 9,4 |
Как и в предыдущих рейтингах, неизменными остались лидеры и в Топ-10 ведущих АТС групп: первые две позиции по-прежнему занимают M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+10%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+9%) (табл.4). Помимо них, места с пятого по восьмое включительно сохранили группы J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+6%), N02 Анальгетики (+2%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+9%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (+10%). Показавшие более высокую динамику группы G03 Половые гормоны (+16%) и B01 Антикоагулянты (+15%) поднялись на третье и девятое места. При этом последний впервые вошел в состав Топ-10. В то же время менее динамичные R01 Назальные препараты (+8%) и A11 Витамины (+6%) опустились на один пункт вниз, на четвертую и последнюю строчки соответственно. Итоговая доля анализируемого рейтинга практически не изменилась и была равна 36,7%
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | ||
1 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,9 | 4,9 |
2 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENINANGIOTENSIN SYSTEM | 4,3 | 4,3 |
3 | 4 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 4,1 | 3,8 |
4 | 3 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 4 | 3,9 |
5 | 5 | J01 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
3,7 | 3,8 |
6 | 6 | N02 | ANALGESICS | 3,4 | 3,6 |
7 | 7 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,4 | 3,4 |
8 | 8 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,3 | 3,3 |
9 | 11 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 2,9 | 2,7 |
10 | 9 | A11 | VITAMINS | 2,8 | 2,9 |
Итого | 36,7 | 36,6 |
Заключение. По итогам 2018г. объем розничного рынка Дальневосточного федерального округа достиг 48,622 млрд. руб. (776,675 млн. долл.). Это на 8% в рублях и на 0,2% в долларах больше, чем в 2017г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал позитивную динамику (+2%) и был равен 256,256 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата в аптеках ДФО по итогам 2018г. составила 3,03 долл. (годом ранее – 3,07 долл.), что ниже среднего по стране показателя (3,31 долл.). Ниже среднероссийских оказались и средние расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (90,31 долл. против 97,98 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум