ОМТ Объединенных Наций. Как ВОЗ оценивает место ОМТ в глобальном и национальном здравоохранении?

ОМТ Объединенных Наций. Как ВОЗ оценивает место ОМТ в глобальном и национальном здравоохранении?

 3117

ОМТ Объединенных Наций. Как ВОЗ оценивает место ОМТ в глобальном и национальном здравоохранении?
Олег ЛИЩУК, «Ремедиум»

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает оценку медицинских технологий (ОМТ) как важный инструмент для поддержания базовых функций глобальной системы здравоохранения и обеспечения ее эффективности. В силу этого она считает своим долгом поддерживать национальные и региональные инициативы по развитию ОМТ и расширению ее географии (это актуально и для России, где специального органа по ОМТ не существует и разговоры о необходимости его создания зазвучали лишь недавно).
 оценка медицинских технологий, менеджмент медицинских технологий, здравоохранение

По мнению экспертов ВОЗ, ОМТ является одной из трех сопряженных функций, обеспечивающих должное внедрение и применение медицинских технологий. Двумя другими являются регулирование (РМТ) и менеджмент (ММТ).

РМТ представляет собой набор законодательных и юридических действий, необходимых для лицензированного применения любой медтехнологии, в то время как ОМТ в целом решает более сложные задачи. Основные отличия ОМТ и РМТ представлены в таблице 1.

ММТ определяет, каким образом конкретная технология используется в определенном медицинском учреждении, какие результаты это приносит и как это использование меняется со временем. Ранее специалисты по ОМТ и ММТ практически не взаимодействовали друг с другом. Однако резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения по медицинским технологиям от 2007 г. призывает страны-участницы «разработать при необходимости национальные стратегии и планы по созданию систем оценки, планирования, закупок и управления в отношении технологий здравоохранения, и в частности устройств медицинского назначения, в сотрудничестве с персоналом, занимающимся вопросами оценки технологий здравоохранения и биомедицинской техники».

Согласно позиции ВОЗ, поддержка тесного взаимодействия между ОМТ и ММТ является одним из ключевых факторов успешного развития национальных законодательств и правил в области медицинских технологий. Сравнение масштабов охвата ОМТ и ММТ, а также их вклада в разработку соответствующей юридической базы приведено в таблице 2.

РМТ, ОМТ и ММТ представляют собой систему четких действий, направленных на обеспечение наилучшего использования технологии и, как следствие, на достижение наивысшего уровня медицинской помощи и общественного здоровья. Они должны быть взаимосвязаны, но при этом -- разграничены, поскольку масштабы охвата и конкретные цели, определяющие временные затраты, комплекс работ и необходимые ресурсы у них абсолютно различны.

Так, если на государственном уровне ОМТ и РМТ связаны слишком тесно, ОМТ будет использоваться очень поверхностно, что станет препятствием для принятия официальных решений, основанных на должном уровне доказательности. Кроме того, чрезмерно жесткое РМТ может оградить инновационные технологии от поддержки ОМТ.

ОМТ в национальных системах здравоохранения

Поскольку ОМТ нацелена на процессы принятия политических решений, она требует максимальной интеграции с руководством систем здравоохранения. Разработкой стратегий укрепления этих систем в составе глобального сообщества здравоохранения занимается Канадское общество международного здоровья (CSIH). Созданная им модель укрепления систем здравоохранения (рис. 1) подчеркивает важность принятия решений на доказательной основе как на уровне политики и планирования, так и на уровне отдельных управлений и учреждений здравоохранения.

Наиболее значимые результаты внедрения ОМТ:

•    ОМТ переносит глобальную медицинскую информацию в контекст различных элементов конкретной системы здравоохранения, таких как набор ресурсов и условия функционирования;
•    ОМТ поддерживает прозрачность процесса принятия решений, что подразумевает участие в нем всех заинтересованных сторон, в т. ч. населения;
•    ОМТ, основанная на равенстве и реальных потребностях, обеспечивает принятие решений, отвечающих принципам равного доступа к медицинским услугам и подотчетности в целом.

Принятие политических решений зависит от типа конкретной системы здравоохранения. К примеру, если она устроена по региональному принципу, как в России, то результаты ОМТ могут и должны быть использованы не только на национальном, но и на местном уровне. Поэтому для максимизации положительного влияния ОМТ на общественное здоровье при ее проведении необходимо учитывать специфику национальной системы здравоохранения.
 
ОМТ как институт

Организации, занимающиеся ОМТ, появились и появляются в ответ на потребность в формальной организации структурирования и анализа данных по различным аспектам медицинских технологий. Как правило, они создаются на национальном уровне с четкой целью, для реализации которой их обеспечивают финансированием и другими ресурсами. Основные работы по ОМТ в экономически развитых странах так или иначе связаны с организациями, большинство из которых являются членами некоммерческой Международной сети агентств по ОМТ (INAHTA). Все ее члены также являются некоммерческими структурами и связаны с местными правительствами. Тем не менее существуют и коммерческие организации по ОМТ.

В последние годы появились новые модели институтов ОМТ. Они создаются на базе локальных организаций -- отдельных учреждений и управлений здравоохранения, а также медицинских вузов. Как правило, результаты работы таких организаций отвечают локальным потребностям и применяются на соответствующем уровне. Кроме того, они используются более масштабными агентствами по ОМТ. В условиях постоянного развития и повышения значимости ОМТ работы в этой области все чаще ведут и промышленные компании.

ОМТ и инновации

Процессы ОМТ и внедрения инноваций тесно взаимосвязаны. ОМТ зародилась в ответ на технологический прорыв в виде разработки компьютерной томографии в ранние 1970-е гг. и с тех пор все сильнее влияет на жизненный цикл медицинских технологий в здравоохранении (рис. 2).

Цель ОМТ -- способствовать внедрению в здравоохранение новых экономически эффективных технологий, предотвращая принятие сомнительных и замедляя внедрение многообещающих, но неоднозначных.

Ряд заинтересованных сторон, в первую очередь производители, часто воспринимают ОМТ как препятствие для внедрения медицинских инноваций. ОМТ иногда называют «четвертой преградой» (после оценок безопасности, эффективности и качества), поскольку она выдвигает дополнительное требование -- доказательство экономической эффективности в отношении страхового покрытия. Чаще всего подобная точка зрения распространяется на оценку лекарств, при которой недостаточно показать оптимальное соотношение цена/действенность, а необходимо оценить влияние на бюджет здравоохранения в целом. Однако все чаще становится очевидным, что ОМТ является ценным инструментом по продвижению технологии из лаборатории в клинику.

Недовольство производителей часто связано с тем, что они считают инновационным процессом лишь разработку технологии и получение лицензии на ее применение. В то же время разработка становится инновацией лишь тогда, когда она заняла свою нишу на рынке и интегрировалась в реальные условия производства, сбыта и применения. В этом плане ОМТ играет в судьбе инновационной разработки важную роль, выявляя условия для ее успешного внедрения в систему здравоохранения.

В целом применение результатов ОМТ на государственном уровне приводит к более прозрачному распределению страховых и иных бюджетных затрат, что не только оптимизирует здравоохранение, но и обеспечивает равный доступ жителей к медицинской помощи. При этом ОМТ должна способствовать принятию решений, касающихся не только признания технологии, но и способа ее внедрения.

Файл:  Загрузить


Фармацептический рынок