Top.Mail.Ru

Специальные инвестиционные контракты – перезагрузка или перенастройка?

 162682

Специальные инвестиционные контракты – перезагрузка или перенастройка?

Журнал "Ремедиум" №4 2018


DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2018-4-20-22

Дарья Тарасова, директор антимонопольной и коммерческой практики, PwC Legal, Артур Оганесян, старший юрист, PwC Legal, Роман Лобанов, юрист, PwC Legal

В декабре 2017 г. Постановлением Правительства РФ № 1564 (далее – «Постановление») были утверждены изменения в акты Правительства РФ по вопросам, касающимся специальных инвестиционных контрактов (далее – «СпИК»).

Daria Tarasova, Director of Antitrust and Commercial Practice, PwC Legal, Artur Oganesyan, Senior Associate, PwC Legal, Roman Lobanov, Junior Associate, PwC Legal

In December 2017, RF Government Decree No. 1564 (hereinafter referred to as the "Decree") [1] approved amendments to the acts of the Government of the Russian Federation on issues related to special investment contracts (hereinafter referred to as "SpIC").

В настоящей статье мы рассмотрим ключевые изменения в акты Правительства РФ о СпИК, вступающие в силу с 18 июня 2018 г. При этом СпИК, заключаемый после данной даты, будем именовать «СпИК 1.1».

В целом, по нашему мнению, в изменениях не идет речь о масштабной «перезагрузке», а, скорее, о «перенастройке» СпИК, предполагающей усовершенствование некоторых элементов и механизмов заключения и исполнения контракта. При этом важно подчеркнуть, что обновленные правила в отношении СпИК 1.1 не будут применяться к инвестиционным проектам, в отношении которых до 18 июня 2018 г. Минпромторгом России уже принято предварительное заключение о возможности заключения СпИК.

Основные изменения коснулись следующего.

Инвестиции в проект до заключения СпИК2

СпИК 1.1 может быть заключен в отношении уже реализуемого инвестиционного проекта либо нового этапа длящегося проекта при соблюдении ряда условий. Данное изменение является долгожданной новеллой, поскольку в настоящее время денежные средства, вложенные инвестором в проект вплоть до момента подписания СпИК, не учитываются в составе инвестиций. В соответствии с новыми правилами, в случае с реализуемым инвестиционным проектом необходимо, чтобы он был начат в том календарном году, в котором было подано заявление на СпИК. Заключение же контракта в отношении нового этапа в рамках длящегося инвестиционного проекта (при этом формально не имеет значение время запуска такого проекта) требует от инвестора выполнения одновременно следующих условий:

  • новый этап проекта начинается в год подачи заявления на СпИК,

  • в отношении нового этапа проекта составлен отдельный бизнес-план, который предусматривает дополнительные инвестиции в проект в объеме не менее 750 млн руб.,

  • суммарный объем инвестиций в рамках нового этапа составит как минимум 50% всех инвестиций для реализации проекта.

Объем и состав инвестиций3

Особый интерес для компаний фармацевтической отрасли может представлять новое правило в отношении СпИК 1.1, согласно которому в общий состав инвестиций по проекту дополнительно могут включаться следующие издержки и расходы:

  • на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,

  • на проведение клинических испытаний,

  • на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, прав на конструкторскую, техническую документацию.

Расходы по перечисленным выше направлениям в совокупности не должны превышать 25% процентов общего объема запланированных инвестиций.

Комплект документов для заключения СпИК4

Постановление несколько расширяет перечень запрашиваемых у инвестора документов, необходимых для заключения СпИК 1.1, и уточняет требования к ряду документов. Вместе с тем эти нормы Постановления (в своей большей части) не являются нововведением и призваны, как представляется, формализовать уже сложившуюся практику документооборота в рамках заключения контракта.

Так, с июня 2018 г. в виде отдельных документов к заявлению на заключение СпИК необходимо приложить план-график реализации инвестиционного проекта, график структуры финансирования проекта, а также расходования средств в рамках проекта (некоторые из этих документов уже и ранее запрашивались у инвесторов для уточнения параметров предполагаемого проекта). Официально утверждаются четкие требования к бизнес-плану и финансовой модели проекта. В бизнес-плане должны быть приведены, среди прочего, оценка потенциального спроса, а также динамика целевых результатов проекта (ранее схожие требования описывались лишь в методических рекомендациях Фонда развития промышленности (ФРП), не являющихся обязательными к применению).

Изменения в типовую форму СпИК

  • В рамках СпИК 1.1 у инвестора появляется право требовать внесения изменений в заключенный СпИК в случае принятия актов, улучшающих положение инвестора (привлеченных лиц) в целях отражения и учета в контракте соответствующих улучшений.

  • В СпИК 1.1 устанавливается предельно допустимый уровень отклонения от показателей, установленных контрактом, а именно не более 20% (по итогам каждого года), в противном случае превышение данного порога будет являться основанием для изменения или расторжения контракта по инициативе публичного партнера. Действующее регулирование не содержит конкретных пределов отклонения от контрактных показателей, позволяя сторонам самостоятельно их согласовывать (как правило, ранее инвесторам удавалось согласовать те же 20% пороговое значение, что, на наш взгляд, соответствует балансу частных и публичных интересов в этом вопросе).
  • Постановлением предусматривается формула расчета штрафа, уплачиваемого инвестором в случае нарушения перечня производственных и технологических операций, которые инвестор обязуется выполнить в рамках СпИК согласно Постановлению Правительства РФ № 719 от 17.07.2015 (исходя из нашего опыта поддержки инвесторов в заключении СпИК, на практике соответствующая формула уже предлагается Минпромторгом для включения в контракт, предполагающий локализацию производства).

  • Обновленные правила СпИК предусматривают порядок определения проектной операционной прибыли. Под ней понимается совокупная операционная прибыль инвестора, привлеченных им лиц, а также лиц, имеющих право на получение более 20% чистой прибыли инвестора (привлеченных лиц) или предоставлявших более 20% финансирования проекта (прочих заинтересованных лиц в проекте). Ранее схожий порядок определения проектной операционной прибыли раскрывался в методических рекомендациях ФРП (однако учитывал только показатели прибыли инвестора).

  • Обновленная редакция типовой формы СпИК 1.1 позволяет продлевать срок действия контракта в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению обязательств частной стороны (в любом случае предельный срок не может превышать 10 (десять) лет).

В целом очевидно, что проведена значительная работа по усовершенствованию института СпИК, которая должна способствовать повышению привлекательности данного инвестиционного инструмента.

Однако в законодательстве пока остаются нормы, которые, на наш взгляд, требуют дальнейшей проработки. Как и прежде, предметом СпИК может быть только производство продукции, но не оказание услуг (последнее было бы актуально для компаний, работающих по процессинговой схеме)[5]; инвестор обязан возвращать полученные им по СпИК меры поддержки от одного из публичных партнеров в случае нарушения условий контракта другой публичной стороной по тому же контракту (в случае заключения СпИК со множественностью лиц на стороне государства); инвестору необходимо обосновывать внесение изменений в заключенный СпИК на межведомственной комиссии.

Обновленный СпИК 1.1 также не учитывает некоторые поручения Президента РФ[6], которые были даны летом 2017 года. Так, Правительству РФ было поручено увеличить предельные сроки действия СпИК; расширить инструментарий поддержки инвесторов, гарантирующий спрос на продукцию, произведенную по СпИК, при осуществлении госзакупок и закупок отдельными видами юридических лиц; предоставить льготу по налогу на прибыль на весь срок реализации СпИК[7].

Вместе с тем работа по совершенствованию механизма СпИК продолжается. Так, в настоящий момент Минфином России разрабатывается отдельный законопроект о СпИК 2.0, в котором, как понимаем, предполагается проработать и учесть соответствующие поручения Президента РФ в отношении специальных инвестиционных контрактов. Инвесторам следует следить за развитием института СпИК, чтобы максимально полно использовать новые возможности.


Источники

[1] Постановление Правительства РФ № 1564 от 16.12.2017 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам, касающимся специального инвестиционного контракта».

[2] П. 5 Правил заключения СпИК, утвержденных Постановлением (далее – «Правила СпИК»).

[3] П. 21 Правил СпИК.

[4] П. 13 Правил СпИК.

[5] Минфин России в своем законопроекте о СпИК (так называемый «СпИК 2.0») предлагает распространить СпИК в том числе на оказание услуг, выполнение работ или создание объектов интеллектуальной собственности.

[6] Перечень поручений Президента РФ опубликован на сайте: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/54793.

[7] В настоящее время действие льготы ограничено до 2025 г. в соответствии с НК РФ независимо от того, на какой срок заключается СпИК.



Фармацевтический рынок