
В данной статье проанализированы настоящее положение и тенденции развития сегмента сердечно-сосудистых препаратов на российском фармацевтическом рынке. Исследование включает продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ДЛО и охватывает период с 2007 по 2009 гг. Все данные приведены в оптовых ценах.
В 2009 г. было реализовано 432 млн. упаковок сердечно-сосудистых препаратов на сумму более 40 млрд. руб. В сравнении с 2008 г. стоимостный объем вырос на 15,4% во многом благодаря росту средней цены за упаковку (+30% по сравнению с прошлым годом), о чем свидетельствует снижение натурального объема продаж более чем на 10%.
В рассматриваемый сегмент входят 9 АТС-групп 2-го уровня. Прирост продаж в рублях был положителен по всем группам, однако объемы продаж в упаковках снизились практически во всех группах, за исключением С07 и С10. Наиболее продаваемой группой (28,8%) является C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин], прирост продаж которой составил 20,4%. В натуральном выражении эта группа составляет почти половину сегмента. Наибольшее падение в упаковках пришлось на препараты групп С01 и С02.
Представленная ниже гистограмма (рис. 1) отражает долевое распределение внутри рассматриваемого сегмента.
В структуре сегмента по патентному статусу значительная доля в стоимостном выражении (38,7%) принадлежит оригинальным препаратам, в упаковках их доля также продолжает расти. Растет доля брэндированных дженериков, в то время как продажи традиционных дженериков снижаются. Продажи препаратов рассматриваемого сегмента на 80% обеспечиваются за счет средств потребителей, 13,5% продаж препаратов реализуется через программу ДЛО и 7,5% через больничные учреждения.
При этом по структуре отпуска из аптек сердечно-сосудистые препараты на 90% отпускаются по рецепту врача и только на 10% - без рецепта.
Ведущими игроками в сегменте сердечно-сосудистых препаратов в денежном выражении остаются зарубежные компании.
Безусловным лидером рынка с заметным отрывом является компания Servier/Egis, доля которой в денежном выражении составляет почти 1/5 сегмента, в упаковках – всего 6,1%. В рассматриваемый период (2007-2009 гг.) наибольший прирост доли наблюдался у компаний Gedeon Richter Ltd. (+1,0 п.п. за счет роста препаратов Диротон и Экватор) и Nycomed (+1,6 п.п. за счет препарата Конкор). Больше всего пострадала компания Grindeks с препаратом Милдронат (-0,8 п.п.)
Общая доля десятки лидеров выросла за 2 года на 1,5 п.п. и по итогам 2009 г. составила 60,8% сегмента (табл. 1).
По итогам 2009 г. первые 5 препаратов в рейтинге стали лидерами продаж в денежном выражении (с долей рынка 3,5%). Важно отметить препарат Престариум А компании Servier/Egis, который за 2 года вышел в лидеры рынка (+3,5 п.п.), увеличив объемы реализации более чем в 8 раз.
Препарат Конкор компании Nycomed увеличил долю рынка на 1 п.п. Наибольшее падение продемонстрировал Милдронат, однако ему удалось удержать второе место в рейтинге. Общая доля десятки в денежном выражении выросла на 2,8 п.п. и составила 28,7 %. Доля продаж в упаковках составила 19,1%.
В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой подгруппе АТС 3-го уровня рассматриваемого сегмента.
Около половины рынка ЛС в изучаемом сегменте в денежном выражении приходится на препараты, производимые в западных странах (во многом благодаря реализации препаратов из Франции и Германии). На долю российских производителей приходится всего 11,7%, при этом в упаковках продажи составляют почти половину сегмента (40,1%) (рис. 3).
Интересно проанализировать сегментацию цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 4).
Основная часть продаж приходится на препараты нижних ценовых сегментов («до 50» и от «50 до 100» рублей за упаковку). Однако в течение рассматриваемого периода их доля сократилась, что было вызвано скорее не снижением потребления, а более высоким темпом роста цен на дешевые препараты, в связи с чем произошел переход препаратов из одного сегмента в другой. За изучаемый период доля среднеценового сегмента «от 100 до 300» рублей осталась почти неизменной. Возросли доли препаратов верхних ценовых сегментов как в натуральных, так и в стоимостных объемах.
В структуре сегмента по лекарственной форме лидируют таблетки – их доля составляет более 2/3 сегмента и постоянно растет. За рассматриваемый период сократилась доля порошков/растворов для инъекций. Доли остальных лекарственных форм (гели, капсулы и прочие) почти не изменились.
Таким образом, особенностями рынка сердечно-сосудистых препаратов являются:
- Высокая динамика роста в денежном выражении (+15,4% по сравнению с прошлым годом) и сокращение объемов потребления в упаковках (-10%), что отражает общие тенденции развития фармацевтического рынка в 2009 г.
- Высокий темп роста средней цены за упаковку (+30% по сравнению с 2008 г.)
- Значительная доля оригинальных препаратов (38,7% в денежном выражении).
- Сердечно-сосудистые препараты на 90% отпускаются по рецепту врача.
- Лидирующие позиции принадлежат зарубежным компаниям.
Рисунки и таблицы см. в приложении