
В данной статье представлены результаты исследования российского рынка назальных препаратов, которое охватывало период с 2007 по 2009 гг. и включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS) и больничного сегментов, а также ДЛО. Все данные приведены в оптовых ценах.
Назальные препараты (R01) являются второй по величине АТС-группой 2-го уровня в сегменте «Препаратов для лечения заболеваний респираторной системы». В структуре продаж данного сегмента назальные препараты составляют 22% в стоимостном и 34% в натуральном выражении.
В 2009 г. было реализовано 197 млн. упаковок назальных препаратов, что на 2,3% меньше, чем в 2008 г. В рублевом эквиваленте рынок вырос на 20% и составил 8,3 млрд. руб. Таким образом, рост рынка стимулировался ростом средней цены за упаковку, которая в 2009 г. составила 42 руб. (+23% по сравнению с 2008 г.).
В группе (назальных препаратов) представлено чуть более 60 торговых наименований, которые производятся более чем полусотней компаний.
Российский рынок назальных препаратов – это рынок генерических лекарственных средств. Доля оригинальных (инновационных) препаратов в исследуемый период составила всего 5,4% в натуральном и 19,7% в рублевом эквиваленте. При этом отмечалась тенденция роста доли брэндированных дженериков, в то время как продажи традиционных дженериков снижались (рис. 2).
Назальные препараты почти полностью (99,5%) реализуются через аптеки, 90% этой продукции отпускается без рецепта.
Десятка лидеров продаж назальных препаратов представлена зарубежными компаниями, общая доля которых по итогам 2009 г. составила 82,2% в рублевом эквиваленте (табл. 1), доля компаний-лидеров в натуральном выражении составила чуть более 1/3 сегмента.
Следует отметить, что ни одна российская компания не вошла в десятку лидеров продаж в стоимостном выражении. Однако отечественная компания «Верофарм», поставляющая дешевые препараты, стала стабильным лидером по продажам в натуральном эквиваленте, заняв почти четверть сегмента.
По итогам 2009 г. лидером рынка назальных препаратов стала компания Novartis с препаратом Отривин. Второе место принадлежит компании Nycomed, доля которой за два года увеличилась на 3,2 п.п. благодаря продажам препаратов Ксимелин и Маример.
Важно отметить рост доли компании Johnson & Johnson (+1,4 п.п.), обусловленный продажами препарата Тизин ксило, а также компании Ratiopharm GmbH (+1,5 п.п.) в результате реализации препарата Ринонорм.
Снизили долевое присутствие такие компании, как Teva (за счет препарата Санорин) и Bayer (за счет линейки препаратов Назол). В таблице 2 представлен рейтинг продаж торговых наименований.
Лидером продаж в денежном выражении в 2009 г. стал препарат Отривин (прирост +1,7 п.п. за два года). Важно отметить также рост доли препарата Ксимелин (+3,2 п.п. за два года). Наибольшее падение продемонстрировали Називин и раствор Нафтизина. Общая доля десятки в денежном выражении выросла на 1,0 п.п. и составила 65,5%, доля же в упаковках сократилась на 3,3 п.п., составив 72,6% сегмента.
Важно отметить, что, несмотря на кризисные явления, в прошедшем году рынок назальных препаратов пополнился новыми торговыми марками: если в 2008 г. появилось всего 3 торговых наименования, то в 2009 г. - 71, из них 5 - зарубежного производства. Наиболее популярными из них оказались такие препараты, как Санорин с маслом эвкалипта и Ксимелин Эко.
Общий объем новых марок в сегменте в 2009 г. составил чуть более 1 млн. упаковок и выразился в сумме 79 млн. руб., которая почти в 9 раз превысила показатель прошлого года. По итогам 2009 г. доля новых ТН в общем объеме продаж назальных препаратов в России составила 0,5% в натуральном и 1,0% в стоимостном выражении.
В денежном эквиваленте более половины рынка ЛС изучаемого сегмента приходилось на препараты, произведенные в западных странах (во многом благодаря реализации препаратов из Швейцарии и Дании), на долю российских производителей - всего 8%. Однако в натуральном выражении продажи отечественных препаратов составили половину сегмента (рис. 3).
Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 4). Основная доля продаж (в стоимостном выражении в 2008-2009 гг.) приходилась на препараты среднеценового сегмента (от «100 до 300» руб. за упаковку), которая продолжает расти. Доля нижних ценовых сегментов («до 50» и «от 50 до 100» руб. за упаковку) снизилась, а верхнеценовых («от 500» руб.) - выросла.
Рынок назальных препаратов представлен жидкими лекарственными формами – спреи, капли, аэрозоли и др. Лидером являются спреи – наиболее удобная форма препаратов рассматриваемой группы – доля которых за два года увеличилась с 54,4 до 58,8%. В основном рост произошел за счет препаратов в форме капель, доля которых сократилась на 5,2%.
Таким образом, можно выделить следующие особенности сегмента назальных препаратов на отечественном рынке:
- Высокий темп роста в денежном выражении. В период с 2008 по 2009 г. продажи выросли на 20%. При этом в натуральном выражении продажи сократились на 2,3%.
- Средняя стоимость упаковки препарата рассматриваемой группы в 2009 г. составила 42 руб.
- Российский рынок назальных препаратов находится в зависимости от импорта: группа представлена в основном зарубежными ЛС – 50 из 60 наименований препаратов принадлежат иностранным производителям.
- Рынок назальных препаратов в России представлен преимущественно дженериками.
- Реализация назальных препаратов осуществляется в основном через аптеки.
- Рынок назальных препаратов – это рынок безрецептурных средств, поэтому пациент в своем выборе в значительной степени подвержен влиянию рекламных кампаний.
[1] Под новыми торговыми наименованиями подразумеваются лекарственные препараты, которые впервые появились в продажах в соответствующем году и впервые были зарегистрированы в России.
Рисунки и табл. см. в приложении