
Низом СУЮНОВ, докторант кафедры организации фармацевтического дела, Гузал ИКРАМОВА, ассистент кафедры организации фармацевтического дела, Ташкентский фармацевтический институт
На сегодняшний день влияние всемирного экономического кризиса ощущается каждым государством, в том числе и Узбекистаном. И вполне закономерно, что глобальный финансовый кризис и его последствия уже сказываются на развитии и эффективности нашей экономики. Сегодня фармацевтический рынок Узбекистана совместно со странами СНГ занимает не более 1,5% мирового рынка [9]. Узбекский рынок не успел окончательно сформироваться, поэтому в условиях мирового финансового кризиса его отличает в основном неконкурентоспособная отечественная фармпромышленность, страдающая отсутствием оборотных средств, несовершенной законодательной базой, слабой системой страхования.
Кризисная ситуация продемонстрировала необходимость направленных усилий правительства Узбекистана на создание условий для развития отечественного производства медикаментов. Сегодня сфера здравоохранения представляет собой развивающийся рынок медицинских услуг, в т.ч. в фармотрасли. Мировой фармрынок, с одной стороны, теряет темпы роста, но с другой - растет опережающими темпами по сравнению с экономикой в целом. Снижение спроса населения и начинающаяся политика преференций, а в перспективе – уменьшение объемов государственных закупок ухудшают ситуацию в сфере производства, снижают заинтересованность инвесторов. В связи с этим, одной из ключевых задач Антикризисной программы, принятой по инициативе Президента Республики Узбекистан, является поддержка отечественных производителей путем создания законодательной базы, адекватной системы ценообразования, квотированного перечня лекарств по льготному обеспечению, эффективной системы развития отечественного производителя [3].
В создавшихся условиях с целью поддержания социально малообеспеченного населения и улучшения системы обеспечения фармацевтического рынка необходимо разработать соответствующие меры. Как отмечено в ст. 3 Закона Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» от 25.04.1997 (с изменениями и дополнениями от 15.04.1999): «Государство гарантирует доступность основных видов лекарственных средств и их качество. Запрещаются все формы обращения с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, не разрешенными к медицинскому применению»1. Вышеуказанным законом установлено, что перечень ЛС, изделий медицинского назначения, разрешенных к применению в медицинской практике, определяется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Принят Указ от 28.11.2008 №УП-4058 «О программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала», обеспечивающий устойчивые темпы экономического роста и макроэкономической сбалансированности базовых отраслей реального сектора экономики. Решающими факторами преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса в сфере реального сектора экономики республики было укрепление законодательной базы, что позволило активизировать процесы модернизации, технического и технологического перевооружения, повысить конкурентоспособность продукции отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, расширить объемы реализации и освоения предприятиями-экспортерами новых видов товаров и перспективных рынков сбыта продукции и др. [4].
Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 20.05. 2005 №131 Государственная акционерная ассоциация «Дори-дармон» была преобразована в Акционерную компанию «Дори-дармон». В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 22.12.2003 №УП-3366 «О совершенствовании системы органов хозяйственного управления» и в целях дальнейшего совершенствования управления в системе закупок и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, улучшения лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений республики Кабинетом министров были определены основные задачи и направления деятельности Акционерной компании «Дори-дармон». В их числе обеспечение населения качественными ЛС и изделиями медназначения путем проведения маркетинговых исследований и формирования заказа на основные жизненно важные ЛС и изделия медицинского назначения, обеспечение потребностей государственного резерва в ЛС и изделиях медназначения, координацию деятельности аптечных учреждений, входящих в состав АК «Дори-дармон», создание единой республиканской системы информации об имеющихся ресурсах фармпродукции и т.д. [5].
Постановлением Президента РУ от 19.11.2007 №ПП-731 «О Программе модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий фармацевтической отрасли на период до 2011 г.» определены приоритетные направления развития отечественного производства лекарств и изделий медицинского назначения на основе изучения потребности в них населения, лечебно-профилактических и аптечных учреждений республики [6].
В целях укрепления материально-технической базы лечебных учреждений, более рационального использования бюджетных средств, направляемых на финансирование здравоохранения, совершенствования медицинского обслуживания граждан, находящихся на стационарном лечении, Постановлением Кабинета министров РУ от 02.12.1997 №532 «О совершенствовании системы финансирования лечебно-профилактических учреждений» обязало АК «Дори-дармон» обеспечить бесплатный отпуск медикаментов больным, подверженным заболеваниям согласно приложению №4 к Постановлению при их амбулаторном лечении.
На сегодняшний день [7], даже в условиях всемирного кризиса, все аптечные учреждения вне зависимости от форм собственности работают на основании этого постановления и выдают ЛС на льготной основе лицам, страдающим вышеперечисленными заболеваниями.
Анализ регистрации ЛС и медизделий Госреестра ЛС и медицинских изделий показал наличие тенденции прогрессивного роста показателей регистрации (табл. 2).
В Узбекистане обеспечение населения безопасными, эффективными, качественными ЛС и медицинской техникой является основной задачей Министерства здравоохранения. Проблема эффективного и безопасного использования ЛС имеет большое значение для врачей, лечебно-профилактических учреждений, фармацевтов, специалистов и населения, работников государственных и коммерческих структур. Объективной и современной информацией о ЛС служит Государственный Реестр ЛС и медицинских изделий, который в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» издается ежегодно. Госреестр включает полный перечень ЛС, медизделий, диагностических средств, лекарственных веществ зарубежных и отечественных производителей, зарегистрированных Главным управлением по контролю качества ЛС и медицинской техники Министерства здравоохранения Республики Узбекистан) [9].
Согласно данным таблицы 2 импорт лекарственных препаратов по Госреестру ЛС зарубежных стран вырос на 135,7%, стран СНГ – на 425%, по Госреестру отечественных ЛС – на 241,6%, по Госреестру субстанций ЛС – на 96,7%, по Госреестру изделий для in vitro диагностики, диагностических средств in vivo – на 198,7%, по Госреестру изделий медицинского назначения и медицинской техники – 542%.
Количественные показатели регистрации лекарственных препаратов интенсивно возрастают, что выступает одним из факторов улучшения экономики страны. Согласно рисунку 1 в Узбекистане количество зарубежных фармацевтических фирм и отечественных производителей выросло в 2009 г. относительно 2000 г. на 661,8%. В целом по республике в результате реализации инвестиционной программы введены в эксплуатацию в химической и нефтехимической промышленности – 13, а в фармацевтической отрасли – 8 объектов [3].
Увеличивается объем производства лекарственных препаратов отечественными предприятиями [10]. Сравнения фармакологических групп, международных наименований, форм и доз и цен лекарственных препаратов, произведенных отечественными и зарубежными фармпроизводителями, свидетельствуют об отклонениях между ними в 2-3 раза [11]. На основе результатов исследования выявлено, что отечественные лекарственные препараты доступнее, чем зарубежные, при этом не отстают по эффективности от зарубежных аналогов. Поэтому на выделенные государством валютные средства необходимо приобретать только те брэндовые и оригинальные лекарственные препараты, которые не производятся отечественными предприятиями. Как, например, препарат в виде аэрозоля, очень эффективный при лечении бронхиальной астмы, ХОБЛ и аллергического ринита, но не выпускающийся отечественными фармацевтическими производителями.
Сегодня мировой финансово-экономический кризис и вышеприведенные факторы заметно сказались на обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями населения в первую очередь потому, что импортируемые ЛС и медизделия приобретаются на иностранную валюту. Цены на экспортируемую Республикой Узбекистан продукцию в последнее время снизились, а это, в свою очередь, создало проблемы при оплате импорта лекарственных препаратов и медицинских изделий. Поэтому, как отмечено в Антикризисной программе, поддержка отечественных предприятий в этих условиях является одной из приоритетных задач государства. И в качестве такой поддержки государству необходимо предпринять конкретные шаги: во-первых, содействовать фармотрасли в полноценном информировании потребителей о произведенных отечественными предприятиями ЛС и медицинских изделиях.
Во-вторых, поддержать посредническую деятельности между акционерной компанией «Дори-дармон» и оптовыми фармфирмами при продаже лекарственных препаратов и медицинских изделий отечественного производства.
В-третьих, организовать приобретение лечебно-профилактическими заведениями и населением ЛС и медицинских изделий именно отечественного производства, вместо дорогостоящих зарубежных ЛС.
В-пятых, стимулировать производство отечественными фармпредприятиями лекарственных препаратов – дженериков, заменяющих импорт дорогостоящих зарубежных ЛС.
Реализация данных шагов позволит стабилизировать фармацевтический рынок, приведет в соответствие спрос и предложение на ЛС и медицинские изделия, поможет отечественным фармпредприятиям и фирмам, в том числе АК «Дори-дармон», выйти из трудной ситуации, обусловленной воздействием мирового финансово-экономического кризиса.
Выводы
1. В сегодняшних условиях мирового финансово-экономического кризиса необходимо усилить и расширить использование лекарственных препаратов и медицинских изделий отечественного производства.
2. С целью постоянного обновления Реестра ЛС и медицинских изделий Главного управления контроля качества ЛС и медтехники Министерства здравоохранения РУ, из числа ввозимых из-за рубежа лекарств следует отбирать наиболее высокоэффективные и научно обосновывать их использование.
3. Для улучшения обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений ЛС и изделиями медицинского назначения с учетом ограниченности финансовых средств, выделяемых государственным бюджетом, необходимо эффективно использовать существующие средства, что, в свою очередь, сделает доступными лекарствные средства.
4. Следует принять меры по производству отечественными предприятиями лекарственных препаратов и медицинских изделий, соответствующих зарубежным аналогам.
5. Необходимо совершенствовать качественные показатели лекарственных препаратов и медицинских изделий отечественного производства.
Таблицы и рисунки см. в приложении
Список литературы вы можете запросить в редакции