
Оценка прошедшего года чаще всего проводится нами по таким критериям как:
- инновации года, что принесли эти инновации фармации, каждой фармацевтической организации, каждому фармацевтическому работнику и, конечно же, потребителю наших товаров и услуг;
- что из запланированного было сделано, и если не сделано, то почему;
- что нам приготовил текущий год и как мы с этим справимся с учетом сделанного и не сделанного в прошедшем году.
Мы с уверенностью можем говорить сегодня, что прошедший год изобиловал новыми нормативными правовыми документами, главным из которых стал Федеральный Закон «Об обращении лекарственных средств». Как у любого нового документа у закона отмечаются и положительные и отрицательные стороны. При чем, одна и та же новелла закона имеет две стороны. Например: с одной стороны закон ввел замечательную норму по приближению лекарственного обслуживания к сельскому населению, но с другой стороны недостаточная проработанность подзаконных актов порождает до сих пор или невыполнение этой нормы в полном объеме или об ее искажении. Или, что стоила норма б ограничении изготовления отдельного ассортимента экстемпоральных лекарственных средств (без предварительных глубоких финансовых расчетов, без достаточной оценки производственных возможностей отдельных фармацевтических предприятий). Хотя конечно же в целом закон был своевременным и снял некоторые проблемы в лекарственном обеспечении. Так, наконец- то, конкретно определено, что цены регулируются государством только на лекарственные средства перечня ЖНВЛС, ЛПУ получили право на полном законном основании устанавливать прямые договорные связи с оптовыми фармацевтическими организациями, минуя розничное звено.
Фармацевтическая отрасль в прошедшем году оттачивала мастерство работать в новых условиях ценообразования на ЛС, которые, в первую очередь принесли ощутимые экономические потери фармацевтической рознице. Кстати для потребителя фармацевтических товаров и услуг, как выясняется, тоже. Доля ЖНВЛС в товарообороте целого ряда аптек медленно, но устойчиво снижается.
Нельзя не отметить тот факт, что на 2011 год сохранилась тенденция в реализации программы ОНЛС в сторону увеличения доли льготополучателей, отдавших предпочтение денежной компенсации, что конечно же не может не вызывать тревогу. Страховой принцип опять работать не будет, и не факт, что вся сумма полученных денежных компенсаций поступит в систему лекарственного обращения.
Принятый Правительством РФ курс на импортозамещение на фармацевтическом рынке, безусловно, положительно скажется на национальной безопасности страны. Но чтобы это не сказалось отрицательно на лекарственном обеспечении населения и врачам (это в первую очередь) и фармацевтическим работникам придется перестроить свои профессиональные предпочтения.
Безусловно активное движение» происходит в сторону дженериков, но не следует полагать на то, что цены на лекарственные средства будут значительно ниже – субстанции для производства по- прежнему не российские. Несмотря на настойчивые действия ряда общественных фармацевтических организаций, не получено положительного законодательного решения по сохранению льготного налогообложения и выплат страховых взносов, что еще более усугубит финансово-экономическое состояние определенной части розничного сегмента фармацевтического рынка и, более того, может привести к очередному переделу рынка.
2011 год по нашему мнению будет не менее обильным на инновации всвязи с принятием Федеральных законов об охране здоровья граждан, об образовании, предполагаемым изменениям в методику формирования отпускных цен производителей ЛС, установлением остаточных сроков ЛС при их отпуске в оптовые и розничные фармацевтические организации, изменением в системе льготно лекарственного обеспечения, усилением контроля за деятельностью субъектов фармацевтического рынка. И это не удивительно. Фармацевтический мир привык развиваться в постоянно изменяющихся условиях. Главное понимать во имя чего вводятся инновации, насколько они прозрачны, объективны и не односторонни.