Top.Mail.Ru

Методический подход к выявлению предпосылок и резервов повышения инновационной активности аптечных организаций

 23439

Методический подход к выявлению предпосылок и резервов повышения инновационной активности аптечных организаций
И.В. КРУПНОВА, начальник Управления организации государственного контроля обращения лекарственных средств Росздравнадзора, к.ф.н., KrupnovaIV@roszdravnadzor.ru;
Г.Т. ГЛЕМБОЦКАЯ, профессор кафедры организации и экономики фармации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.ф.н.;
И.С. СТАРОСТИНА, старший государственный инспектор отдела контроля за обращением лекарственных средств и соблюдением лицензионных требований и условий Управления организации государственного контроля обращения лекарственных средств Росздравнадзора, starostinais@roszdravnadzor.ru 

Описан системный подход к выявлению резервов повышения инновационного потенциала аптечных организаций, включающий в себя оценку наличия отдельных видов инноваций и проблем, требующих первоочередного решения для повышения конкурентоспособности, анализ полученных результатов и оценку уровня инновационной активности каждой обследуемой аптеки. Приведены основные понятия, используемые при проведении инновационного аудита.

Ситуационные инновации

Неотъемлемым атрибутом развития современного фармацевтического рынка является турбулентность внешней среды. От того, как субъекты рынка реагируют на усиливающиеся изменения, зависит их конкурентоспособность и в целом выживание. Особенно это относится к аптечным организациям розничного звена товаропроводящей сети рынка, которых воздействие факторов внешней среды побуждает к поиску инновационных решений проблемы завоевания и удержания потребителей лекарственных препаратов. 

Цель данного исследования состоит в разработке и апробации методических подходов к идентификации инноваций в аптечных организациях и оценке результативности их внедрения.

Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
- определить основные проблемы развития розничного звена и роль различных факторов реорганизации;
- провести ретроспективный анализ, изучить и обобщить результаты современных научных исследований по внедрению инновационных технологий в аптечных организациях в России и в зарубежных странах; 
- определить оптимальные направления внедрения инновационных технологий в аптечных предприятиях города Москвы и разработать алгоритм мониторинга инновационных технологий в розничном звене товаропроводящей сети.

В результате изучения ситуации в розничном звене фармацевтического рынка и анализа научной литературы по исследуемой проблеме было установлено, что передовые и успешные аптеки постоянно нацелены на разработку и внедрение нововведений. Чтобы не упустить инновационные возможности, собственникам и руководству аптек различных организационно-правовых форм и форм собственности приходится постоянно анализировать рыночную ситуацию, оценивать результаты происходящих перемен, определять основные экономические, социальные, технологические и финансовые факторы внешней среды, оказывающие влияние на поведение конкурентов, потребителей и деятельность самой аптечной организации.

В теории инновационного менеджмента к инновационно-активным относят те организации, которые в течение последних 3 лет имели завершенные инновации [1, 3, 4], т.е.:
- новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке; 
- новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), также уже внедренные на рынке; 
- новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику.
Исходя из этого под инновацией, как правило, понимается конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения кардинально улучшающего экономического, социального или другого вида эффекта.

Теоретические предпосылки

Инновация может представлять собой новый продукт: товар, метод, технологию, программу, организационную форму или услугу. Главное, чтобы инновация включала в себя следующие основные признаки:
- потребность (новый товар или новый способ удовлетворения потребности);
- творчество (новые разработки и результаты исследовательской деятельности);
- источник новых знаний;
- генератор изменений.

Таким образом, инновацию следует рассматривать с нескольких сторон: как завершенный процесс получения, освоения, адаптации, трансформации и рационального использования новых разработок, как часть процесса, ограниченную рамками конкретной организации, или как генератор роста потребительского спроса.
Выделяют следующие группы инновационных продуктов:
1) технологические, включающие новые технологии и их приложения – продукты и услуги;
2) производственные – в зависимости от организационной формы производства, масштаба деятельности, способа привлечения персонала, которые включают в т.ч. аутсорсинг и аутстаффинг;
3) маркетинговые и логистические инновации и инновационные продукты;
4) организционно-управленческие, охватывающие новые организационные и управленческие формы и методы;
5) коммерческие – новые рынки, новые бизнесы, новые маркетинговые, логистические и торговые технологии.
В научной литературе представлены различные типы классификации инновационных продуктов: Шумпетера, фирмы «Артур Д. Литтл», Шоффрэ и Доре, Ж. Ламбена, Д. Мура, Кристенсена и др. 

Как правило, в исследованиях фармацевтического рынка применительно к инновационным лекарственным препаратам используют классификацию инноваций по Ж. Ламбену, выделяющую товары, «втягиваемые рынком», т.е. вызванные к жизни наблюдаемыми потребностями, и «вталкиваемые научной лабораторией», т.е. основанные на фундаментальных исследованиях и возможностях технологии [4, 5].

В рамках проводимого нами исследования с учетом особенностей деятельности розничных аптечных организаций, на наш взгляд, наибольший интерес представляет классификация фирмы «Артур Д. Литтл», в соответствии с которой выделяют три вида инноваций [4]:
1) ключевые – освоенные фирмой прогрессивные малоизвестные технологии, обеспечивающие ей конкурентоспособность и лидирующее положение на текущий момент. Такие технологии называют «радикальными инновационными продуктами» или «хай-тек-продуктами»;
2) базовые – хорошо отработанные и широко известные современные технологии, обеспечивающие фирме стабильное положение на рынке;
3) возникающие – находящиеся еще на стадии экспериментов, но в перспективе способные обеспечить хорошие позиции в изменении конкурентной позиции.

Объединяет эти виды модель «ТАМО» (рис. 1), предложенная Ф. Янсеном [1, 2, 4]:
Т - технологический (technological) – в качестве первого инновационного результата научно-практической деятельности выступает новая технология;
А - прикладной (applied) – в качестве второго результата инновационного процесса выступают новые приложения технологии в виде новых продуктов и услуг;
М - рыночный или маркетинговый и логистический (marketing) – это вывод продуктов или услуг на рынок и доставка до потребителя с помощью маркетинговых инноваций в виде рыночного сегментирования и логистики;
О - организационно-управленческий (organizational) – в результате новшеств в организационном механизме и системе управления появляются новые организационно-управленческие решения и инновации.

В соответствии с данной концепцией инновации следует рассматривать в комплексе. При этом необходимо анализировать порядок возникновения и реализации нововведений в определенной последовательности (технология – приложения – рынок – структура), что может быть идентифицировано как инновационный процесс, который направлен на внедрение результатов научных исследований и разработок в новый (усовершенствованный) продукт или технологический процесс.
С учетом вышеизложенного нами были выделены следующие основные формы организационно-управленческих инноваций:
- разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной (акционерной) стратегии в аптечной организации (сети);
- внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления организацией (имеются в виду технологии с использованием современных средств вычислительной техники и специальных программных средств для решения, например, задач бухгалтерского и складского учета, учета кадров и других видов ресурсов, планирования потребностей организации, анализа финансового состояния организации и поддержки принятия управленческих решений, систем автоматизированного документооборота организации, информационно-справочных систем);
- разработка и внедрение новых или значительно измененных организационных структур;
- разработка новых или значительно измененных методов и приемов организации труда в организации;
- внедрение современных систем логистики и поставок товара;
- создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия);
- организация и совершенствование маркетинговой службы в организации, включая внедрение методов категорийного менеджмента в управлении ассортиментом аптеки.

Эффективность внедрения различных форм инноваций в деятельность аптечных организаций во многом определяет степень инновационной активности руководителя и возглавляемого им коллектива. Для определения степени инновационной активности аптек – объектов данного исследования - нами была разработана программа исследования и инструмент ее реализации.

Методические основы исследования

В качестве инструментария был разработан комплекс анкет для опроса руководства, специалистов и потребителей в аптечной организации с целью проведения ситуационного анализа.
Ситуационный анализ
Принцип разработки анкет для оценки уровня инновационной активности был основан на том, чтобы:
- оценить исходную ситуацию по наличию отдельных видов инноваций;
- составить перечень проблем, требующих первоочередного решения для повышения конкурентоспособности;
- выявить резервы повышения инновационной активности;
- оценить готовность аптечной организации к обновлению основных элементов системы менеджмента.

Экспресс-оценка ответов респондентов позволила провести анализ сил, движущих и сдерживающих процесс инновационной активности: 9% опрошенных отрицают возможность внедрения инноваций даже при наличии инновационных элементов в аптечной организации; 18% респондентов считают, что в аптечных организациях отсутствуют ресурсы для разработки и внедрения инноваций. Более трети опрошенных (34%) относятся к этому вопросу нейтрально, и лишь каждый 15-й проявил интерес и готовность к инновационной деятельности.
В основу разработки рекомендаций аптекам по созданию инновационного потенциала положено выявление причин и источников сил сопротивления, а также определение круга лиц, вовлекаемых в процесс внедрения инноваций. 

Теоретики инновационного менеджмента Алексеев А.Н. и Пигалов В.И. в своей работе инновационный потенциал определяют следующим образом [4]. Инновационный потенциал характеризует способность организации успешно воспринимать, разрабатывать и внедрять новшества. Организации с низким инновационным потенциалом не имеют достаточных движущих сил для нововведения, хотя потребность в нововведениях у них объективно существует. Сам же инновационный потенциал организации характеризуется, с одной стороны, предпосылками для перехода от старого к новому состоянию системы управления, с другой – предпосылками сохранения равновесия, бесперебойного функционирования предприятия в процессе нововведения.

В соответствии с этим подходом нами были выделены компоненты инновационного потенциала аптеки, представленные на рисунке 2.

Предпосылки для замены старого новым:
- творческая атмосфера;
- доступность новой информации;
- неудовлетворенность существующей практикой;
- познание перспективы развития;
- резервные ресурсы;
- возможность автономной деятельности и проявления инициативы

Взаимное приспособление новшества и организации

Предпосылки для обеспечения равновесия в процессе нововведения:
- внимание к анализу потенциальных проблем;
- многостороннее информирование;
- организационная культура;
- познание целостности функционирования организации;
- устойчивость работы организации;
- умеренная напряженность работы;
- единство целей

Инновационный аудит

Полученные результаты подтвердили выдвинутую нами гипотезу о необходимости подходить к повышению инновационной активности аптечной организации как к решению важнейшей организационной задачи и обязательности проведения инновационного аудита в аптеках-объектах.

Разработан алгоритм проведения инновационного аудита в 3 этапа:
- социологический опрос и обработка полученных результатов по всем вопросам каждого типа анкеты;
- анализ полученных результатов и оценка уровня инновационной активности каждой обследуемой аптеки с привлечением экспертов;
- отбор аптек с наибольшим уровнем инновационной активности для дальнейшего участия в экспериментальном исследовании.

Системная интерпретация полученных результатов

Результаты инновационного аудита позволят дать системную интерпретацию элементов инновационной активности внутренней среды аптечной организации (рис. 3).

В заключение следует отметить, что такой системный подход к выявлению резервов повышения инновационного потенциала аптеки определяет дальнейшее направление наших исследований по достижению поставленной цели и разработке рекомендаций, направленных на повышение инновационной активности аптечной организации.

Литература

1. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Решение проблем управления. Повышение в десятки раз темпов роста капитала. - М.: ЗАО «Издательство» Экономика», 2004. - 362 с.
2. Большаков А.С. , Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика – СПб.: Питер, 2002. – 416 с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.-3-е изд., перераб., и доп.- М.: ЮНИТИ, 2003. - 501 с.
4. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями – М.: Юрайт, 2011. – 711 с.
5. Тихонова Ю.А. Особенность инноваций российского фармацевтического рынка // Наука Москвы и регионов. – 2004. – №1. – С. 50.

Рисунки - в приложении
Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок