Top.Mail.Ru

Конкурентная среда: оценка рынка ЕАЭС

 15985

Конкурентная среда: оценка рынка ЕАЭС

Журнал "Ремедиум" №10, 2017



DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2017-10-16-20

С.М. Ливанский, Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик Минпромторга России 

Данный материал содержит анализ текущего состояния фармацевтических рынков стран ЕАЭС с фокусом на состояние и динамику развития сегмента локальных производителей в крупнейших странах-участниках этого объединения. В частности, с учетом растущей важности вопроса об экспортном потенциале проведен анализ продуктовых портфелей локальных производителей, с которыми они вступят в конкурентную борьбу не только с иностранными компаниями, но и между собой, когда единый рынок ЕАЭС заработает на полную мощность. 

S.M. Livansky, State Institute of Drugs and Good Practices, Ministry of Industry and Trade of Russia

Competitive environment: estimation of the market of the EAEU

This article contains an analysis of the current state of the pharmaceutical markets in the EAEU countries with a focus on the state and dynamics of the development of the local manufacturers segment in the largest member-states in this association. In particular, taking into account the growing importance of the export potential, an analysis of product portfolios of local manufacturers has been performed, with which they will compete not only with foreign companies, but also with each other, when the unified market of the EAEU will be up and running at full capacity.

СПРАВКА: Отдел экономики и анализа ФБУ «ГИЛС и НП»

Отдел экономики и анализа фармацевтической и медицинской промышленности Федерального бюджетного учреждения «Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик» (ФБУ «ГИЛС и НП») занимается сбором и анализом данных по производству лекарственных средств и медицинских изделий на территории Российской Федерации, а также анализом продуктовых портфелей российских и зарубежных предприятий. Предоставляемые отделом данные используются для подготовки информационно-аналитических материалов, статистических сводок по текущим объемам производства лекарственных препаратов, предназначенных для терапии социально-значимых заболеваний (таких как сахарный диабет, туберкулез, гепатиты, ВИЧ и др.), запрашиваемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; для оценки маржинальности производства лекарственных препаратов по номенклатуре Перечня ЖНВЛП.

Помимо этого, сотрудники отдела участвуют в разработке и реализации Федеральных целевых программ развития отрасли, осуществляют информационную поддержку отраслевых мероприятий и занимаются реализацией исследовательских проектов.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) -+ это сравнительно молодое международное экономическое объединение, договор о создании которого вступил в силу 1 января 2015 г. Первоначально в состав ЕАЭС вошли Россия, Казахстан и Белоруссия, впоследствии к ним присоединились Армения и Кыргызстан. Предполагается, что региональная интеграция будет способствовать укреплению экономик стран - членов ЕАЭС, развитию кооперации между ними и повышению конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг. Сегодня ЕАЭС объединяет 5 стран с населением свыше180 млн человек и совокупным ВВП примерно 1,5 трлн долл.

Одним из важнейших вопросов интеграции экономик стран-членов ЕАЭС является создание единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий. Важность этого направления определяется высокой долей данных товарных позиций в совокупном объеме импорта членов ЕАЭС из третьих стран. В настоящий момент все население стран-участниц потребляет лекарственных средств на сумму 17 млрд долл., при этом на долю Российской Федерации приходится 85% от общего объема, далее в порядке убывания следуют Казахстан (7%), Беларусь (5%), Киргизия (2%) и Армения (1%).

СПРАВКА: В конце прошлого года был подписан пакет документов по регулированию единого рынка (в том числе в части стандартов GMP), однако работа по обеспечению его полноценного функционирования продолжается. Реализация принятых решений предусматривает переходный период. Так, до 31 декабря 2020 г. производители вправе выбирать, по каким правилам они будут проходить регистрацию ЛС - национальным или единым. Планируется создать экспертный комитет, который будет заниматься вопросами гармонизации и унификации законодательства стран-членов. Единого органа, ответственного за регистрацию лекарств на территории всех стран, создавать не планируется. Другие моменты регуляции остаются на национальном уровне. Так, уполномоченные органы любого государства Евразийского экономического союза будут вправе проводить процедуру определения взаимозаменяемости лекарств в соответствии с национальным законодательством. На национальном уровне пока останется и регулирование вопросов администрирования, ценообразования, розничной торговли. Страны будут сами проводить процедуры государственных закупок лекарственных средств, возмещения затрат, регулировать медицинскую рекламу.

По итогам первого полугодия 2017 г. крупнейшие фармацевтические рынки стран ЕАЭС (Россия, Казахстан, Беларусь) демонстрируют положительную динамику в отношении стоимостных объемов (рис. 1). 

Рисунок 1. Объем и динамика фармацевтических рынков стран ЕАЭС в 1-м полугодии 2017

При этом Россия - не только крупнейший, но и наиболее динамично развивающийся рынок. Основной вклад в положительную динамику продаж на российском фармацевтическом рынке внес аптечный (коммерческий) сегмент, который в этом году демонстрирует восстановление с точки зрения натуральных объемов. Напротив, в Казахстане и Беларуси рост по итогам первого полугодия носит ярко выраженный инфляционный характер. В отношении Киргизии и Армении пока уместнее говорить о стагнации как промежуточном результате.

От объема перейдем к качеству потребления. В пересчете на душу населения объем потребления лекарственных средств в странах ЕАЭС не превышает 80 долл. (рис. 2). Это, конечно, в разы меньше, чем на развитых (сформировавшихся) рынках Северной Америки или Европы, но достаточно близкий показатель, если брать для сравнения страны БРИКС. При этом Россия существенно опережает остальные страны Союза не только с точки зрения размера рынка, но и по уровню потребления лекарственных средств в пересчете на душу населения. С другой стороны, структурно рынки ЕАЭС развиваются в едином конкурентом поле. Так, например, ключевым элементом для всех рынков является коммерческий ритейл, поскольку лекарства в основном оплачиваются за счет средств самого потребителя. В свою очередь, доступ населения к современным препаратам преимущественно осуществляется через различные государственные программы, которые имеют ограниченный бюджет. Финансовые ограничения зачастую затрудняют доступ на рынок современных инновационных продуктов. Соответственно, в такой ситуации выбор делается в пользу дженериков. При этом для всех рынков характерна существенная зависимость от импортируемых продуктов.

Рисунок 2. Потребление лекарств на душу населения в странах ЕАЭС

Таким образом, совокупность всех вышеперечисленных факторов определяет целесообразность проведения политики со стороны регулятора, которая направлена на развитие местного производства, в том числе через стимулирование импортозамещения и локализацию производства внутри страны.

В этом контексте наиболее прочные позиции локальные игроки занимают в России и Беларуси, при этом абсолютным лидером является Беларусь: здесь доля отечественных компаний в деньгах приблизилась к 40%, а в натуральном выражении достигла 70% (рис. 3). В свою очередь, высокая доля препаратов в натуральном выражении из стран ЕАЭС на рынках Казахстана и Киргизии в основном определяется экспортом из России, т.е. значительная часть потребности этих стран в недорогих лекарственных средствах покрывается за счет продукции российской фарминдустрии.

Рисунок 3. Структура рынков стран ЕАЭС: продажи локальных компаний

В целом же Россия экспортирует менее 5% от общего объема произведенных на своей территории лекарств в денежном выражении. География экспорта развивается. Но пока почти 75% экспортируемой продукции поставляется в страны так называемого ближнего зарубежья. При этом более 1/3 всего экспорта приходится на Казахстан.

Явный лидер экспортной практики по итогам первого полугодия 2017 г. - компания Штада. Из более чем 65 компаний, осуществляющих экспорт, на первую пятерку приходится половина всех лекарственных средств в денежном выражении. Топ-5 торговых наименований концентрирует 1/5 от общего объема. И если исключить вакцину, закупаемую ВОЗ, то основное место займут препараты аптечного (ритейлового) сегмента, в частности иммуномодуляторы и противовирусные препараты.

Рассмотрим сегмент локальных производителей в развитии, а также проанализируем, что потенциально могут экспортировать местные компании. Сделаем это на примере трех крупнейших рынков - России, Казахстана и Беларуси. Немаловажно, что в этих странах, помимо собственно рынка, значительно развит сегмент бюджетных закупок.

I. Россия. В России меры государственной поддержки дают хорошие результаты (рис. 4). Стремительный рост производства, который наблюдается последние несколько лет, достаточно логично трансформируется в увеличение доли отечественной продукции в общем объеме фармацевтического рынка. Так, по итогам 2016 г. этот показатель вплотную приблизился к отметке 30% в денежном выражении, а по перечню ЖНВПЛ превысил ее - 31%.

Рисунок 4. Россия: динамика продаж и лидеры локального производства

Среди лидеров продаж российских компаний значимую часть составляют разработки, причем как оригинальные препараты, в основном для профилактики и лечения простудных/вирусных заболеваний (Кагоцел, Ингавирин, Арбидол), так и дженерики мировых блокбастеров, только выходящих из-под патентной защиты, для терапии «тяжелых нозологий» (Бортезомиб, Глатирамера ацетат). Кроме того, российские производители лекарственных средств активно осваивают новые компетенции в разработке и производстве биотехнологической продукции. Доля таких препаратов уже составляет 21%, при этом МАБы уступают только интерферонам, которые традиционно пользуются большим спросом в коммерческой рознице (рис. 5).

Рисунок 5. Особенности локальных продуктов

II. Казахстан. За последние годы рыночная структура Казахстана с точки зрения происхождения потребляемых лекарственных средств не претерпела значимых изменений. Фиксируется рост локальных и ЕАЭС-продуктов, но темпы сравнительно невысоки (рис. 6). В 2016 г. доля локальных продуктов составила 10%. Зарегистрированы продажи порядка 50 производителей, но ТОП-5 концентрирует 4/5 объема рынка.

Рисунок 6. Казахстан: динамика продаж и лидеры локального производства

В Казахстане в производстве преобладают рецептурные препараты, хорошо известные дженерики. Производство биологических препаратов в республике практически отсутствует. Все более-менее современные дженерики (иматиниб, ламивудин-зидовудин) - разработка зарубежных компаний Нобель и Абди, локализовавших свою продукцию на территории страны (рис. 7).

Рисунок 7. Особенности локальных продуктов

III. Беларусь. Совсем другая ситуация в Беларуси, здесь местные производители, доля которых быстро увеличивается (за 5 лет почти на треть), заметно опережают импортеров, вытесняя в основном западноевропейских конкурентов (рис. 8). Всего на рынке представлено около 50 компаний, ТОП-5 концентрирует почти 2/3 сегмента, все лидеры рейтинга имеют белорусское происхождение.

Рисунок 8. Беларусь: динамика продаж и лидеры локального производства

Несмотря на Топовые позиции базовых препаратов (в основном кардиологические и гипогликемические дженерики), в производственном портфеле белорусских компаний также присутствуют современные продукты. Подтверждение тому - доля биопрепаратов, составляющая 8%, среди которых 1/3- это МАБ (рис. 9). В частности, уже выпускаются биоаналоги таких блокбастеров, как Ритуксимаб (Мабтера), Транстузумаб (Герцептин), Бевацизумаб (Авастин). Всего зафиксированы продажи более 600 МНН, среди них дженерики известных продуктов, разработанных ведущими мировыми компаниями, - Бортезомиб, Иматиниб, Валганцикловир, причем цена некоторых значимо ниже, чем у российских аналогов.

Рисунок 9. Особенности локальных продуктов

В заключение несколько слов о потенциале, инвестиционной привлекательности ЕАЭС в контексте глобального фармацевтического рынка и перспектив его развития на ближайших 5 лет. Так, согласно прогнозу компании IMS, мировой фармацевтический рынок к 2021 г. достигнет объема в $1,4 трлн при ожидаемом среднегодовом росте на уровне 5%. При этом географически этот рост распределяется неравномерно.

В частности, аналитики выделяют группу т. н. «быстрорастущих» стран, где динамика потребления ЛС будет существенно опережать общемировой показатель. Прежде всего, это страны БРИКС, а также Турция, ряд стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Ожидается, что лекарственные рынки стран ЕАЭС также будут расти опережающими темпами по отношению к остальному фармрынку. При среднегодовых темпах роста в 8% к 2021 г. доля стран, входящих в СНГ, в общем объеме продаж ЛС в мире составит около 2%. Соответственно, свыше 80% этого объема будет приходиться на страны ЕАЭС, то есть в глобальном масштабе это будет по-прежнему небольшой, но динамично развивающийся рынок.

В целом можно говорить о том, что в ближайшие 5 лет фармрынок ЕАЭС как минимум сохранит инвестиционную привлекательность. Другими словами, конкуренция со стороны иностранных компаний будет расти, и локальным производителям нужно адаптироваться к изменяющимся условиям. Одним из возможных решений может стать выход на новые рынки, расширение/начало экспортных операций. С этой точки зрения ЕАЭС как стартовая площадка будет иметь целый ряд объективных преимуществ. 



Фармацевтический рынок