Top.Mail.Ru

И четвертый не лишний или Антикризисные трансформации фармацевтического рынка

 9745

И четвертый не лишний или Антикризисные трансформации фармацевтического рынка

3 сентября в Киеве прошла конференция «Новая эпоха логистических решений для фармрынка», организованная компанией «МОРИОН». События прошлой осени со всей очевидностью показали, что отсутствие товаров на полке способно свести к нулю маркетинговые и любые другие усилия фармацевтических компаний по продвижению своих препаратов. Поиск новых эффективных моделей, которые позволят в изменившихся условиях более справедливо распределять риски, стали целью работы конференции.

Рынок в цифрах

«Структура украинского фармрынка в период 1997-2008 гг. постепенно изменялась в сторону увеличения доли импортных препаратов», - сообщил Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН». Доля отечественных производителей в денежном выражении за эти годы сократилась с 40 до 20%. В I полугодии 2009 г. госпитальное потребление составляло 17% рынка в гривнах и 16% в упаковках. Потребление импортных препаратов составило 74% в гривнах и 32% в упаковках. Стоимость упаковки отечественных препаратов по-прежнему в 5 раз ниже стоимости упаковки импортной продукции. В предыдущем полугодии рецептурный сегмент вырос и составил 59% в гривнах и 38% в упаковках. В первые полугодия предыдущих лет в долларовом выражении импорт рос на 30-40%, а за 6 месяцев этого года снизился на 19%. Это связано с созданием зарубежными производителями своих предприятий на территории Украины, которое превратилось в устойчивую тенденцию. В I полугодии 2009 г. продукция этих предприятий, поставляемая за украинскую гривну, составила 15% от импорта.

Сегмент дистрибьюторов, осуществляющих поставки в аптечные сети, наиболее консолидирован. Компания «БадМ» занимает долю в 21,4%, ВВС-ЛТД – 17,5%, «Оптима-Фарм» – 17,3%, «Альба Украина» – 13,5%. «Артур-К» – 7,0%. Сегмент производителей на рынке розничной реализации лекарственных средств консолидирован слабо. Доли лидеров составляют 3-5%. Еще ниже консолидация аптечных сетей. Там лидеры занимают чуть более 2%. В целом Топ-10 дистрибьюторов занимает 91% рынка, ТОП-10 производителей – 30,2%, Топ-10 аптек (сетей) – 16,1%.

Основные тенденции фармрынка в 2009 г. в сегменте производителей – это открытие в Украине субъектов хозяйствования зарубежными фармкомпаниями и формирование предложений за гривну. «В розничном сегменте намечается консолидация, катализатором которой стал кризис. Эти тенденции способны привести к возникновению договоренностей между местными предприятиями зарубежных фармкомпаний и розницей, что, в свою очередь, определит повышение спроса на логистические услуги», - заключил Игорь Крячок.

10 лет – дистанция огромного размера

«Всего десятилетие отделяет два кризиса - 1998 и 2008 гг.», - напомнил Владимир Игнатов. В 1998 г. самая большая трудность состояла в получении оплаты. Многие дистрибьюторы тогда обанкротились, индустрия начала консолидироваться, активно обмениваться информацией, произошли масштабная смена лидеров и оздоровление всей системы. В 2008 г. о долгах никто особо не вспоминал, фокус сместился в область ритейла, в область цен на препараты в рознице и наличия их на полке. В банкротстве дистрибьюторов никто не заинтересован. Лидеры в этом сегменте не изменились, но он привлек к себе политическое внимание. Вследствие этого началось колоссальное политическое и информационное давление на рынок, его участников и потребителей.

Антимонопольный комитет Украины до сих пор не вынес решение по поводу повышения цен в октябре 2008 г., и 16 ведущих дистрибьюторов продолжают находиться под давлением. Так что между двумя кризисами есть существенные различия. Нынешний кризис и создание зарубежными производителями местных субъектов хозяйствования привели к трансформации функций производителей и дистрибьюторов. Таможенная очистка, контроль качества и ценообразования, а также конвертация переходят, вместе со всеми сопряженными с этими операциями рисками, от дистрибьютора к производителю. Дистрибьютор продолжает формировать ассортиментное предложение, осуществлять продажу, доставку и получение оплаты в гривне. Возможна дальнейшая специализация, тогда доставка от дистрибьютора перейдет к профессиональному логисту. А при условии концентрации ритейла на уровне 60-70% может произойти и дальнейшая централизация, при которой к производителю перейдут все функции дистрибьютора, кроме доставки, которая останется у логиста.

Владимир Игнатов считает, что сегодня производитель обязан активно контролировать и управлять курсовыми, ассортиментными и регуляторными рисками на рынке. В дальнейшем модель дистрибьюции будет активно изменяться, выбор модели будет основываться, в том числе, и на ее стоимости. На насыщенном рынке фокус будет активно смещаться в сторону «плательщика» - пациента или фонда страхования.

Взгляд дистрибьюторов

Владимир Дудка, президент Ассоциации фармацевтических дистрибьюторов «ФАРМУКРАИНА», дал характеристику процессу становления дистрибьюции. В период 2002-2008 гг. украинская дистрибьюция быстро развивалась и совершенствовалась в условиях высокой конкуренции. IV квартал 2008 г. внес в этот процесс нестабильность цен, сужение и нестабильность ассортимента, к которым добавились валютные риски, сокращение банковского кредитования и государственное регулирование.

Ситуация стабилизировалась в декабре 2008 – феврале 2009 гг., когда государственное регулирование было приведено в соответствие экономическим реалиям, производители взяли на себя валютные риски и усилили кредитование отрасли, дистрибьюторы, в свою очередь, улучшили управление запасами и дебиторской задолженностью. Кризис показал, что каждый должен заниматься тем, в чем максимально компетентен, и привел к перемещению функций. Наметившаяся в конце 2008 г. тенденция перехода управления валютными рисками к производителю сегодня стала реальностью. Частично функции хранения и, возможно, ценообразования тоже могут постепенно перейти к производителю.

Основные тенденции на 2010-2011 гг., по мнению В.Дудки, это рост рынка, дальнейшая консолидация, укрупнение дистрибьюторов и дальнейшее обострение конкуренции, покупка производителями неполного «пакета» услуг дистрибьютора, что происходит уже и сейчас. Часть функций, а именно, поточечная доставка и хранение, а также управление запасами аптек, может перейти от розницы к дистрибьюторам. Произойдет усиление кредитования со стороны производителей.

Александр Суходольский, директор компании «БадМ», считает, что во время кризиса произошло обострение противоречий и конфликта интересов, которые всегда присутствуют внутри товаропроводящей цепочки. Поскольку все ее звенья пострадали, начались традиционные поиски виновных. Сошлись на том, что виновны дистрибьюторы. Ответ на следующий хрестоматийный вопрос «что делать?» тоже нашли быстро и просто: необходимо дистрибьютора исключить из цепочки. Товаропроводящая цепочка, как открытая саморегулирующаяся система, непрерывно изменяется и совершенствуется. Однако, по мнению А.Суходольского, в ближайшие 3-4 года значительных изменений, таких как потеря какого-либо звена, в ней не произойдет.

На сегодняшний день ни производитель, ни розница не в состоянии взять на себя все функции дистрибьютора. Например, кто, кроме дистрибьютора, возьмет на себя сбор дебиторской задолженности, при нынешней крайне низкой концентрации розницы? По причине низкой концентрации производителей сама розница тоже будет активно сопротивляться уходу дистрибьютора с рынка. Переход функций внутри цепочки - процесс непрерывный. В настоящее время цепочка однозначно нуждается в переходе валютных рисков к производителю, что уже имеет место на рынке, но еще не носит массового характера, – считает А.Суходольский. В любом случае развитие (фармацевтической сферы) в Украине будет проходить эволюционным путем. Основными приоритетами компании «БадМ» в условиях кризиса А.Суходольский назвал желание выжить, улучшить сервис, расширить ассортимент, сохранить уровень кредитования аптек в условиях скачков валютного курса.

Александр Яворский, президент компании «Биокон», видит причину привлечения логистического оператора в открытии зарубежными производителями в Украине местных предприятий. Фактически, производители открывают склады с таможенной очисткой товара и другими функциями, доселе присущими дистрибьюторам. Безусловно, имея гривневое предложение, производитель настолько приблизился к рынку, что от аптечных сетей его отделяет только один шаг, осуществить который ему поможет логистический оператор. Логистические операторы на рынке Украины существуют уже лет 10-15, и этот сегмент имеет очень высокую консолидацию. Спрос на отвечающие мировым стандартам таможенно-лицензионные склады, возводимые компанией «Биокон», в последнее время очень возрос.

Причем, со стороны не только субъектов хозяйствования, созданных зарубежными производителями, но и украинских оптовых компаний и даже розничных сетей. В скором времени может появиться на рынке вариант цепочки «производитель (в лице локального предприятия) – логист – розничная сеть», но, по его мнению, и логист, и дистрибьютор на рынке однозначно будут присутствовать.

Итак:

И производители, и дистрибьюторы единодушны в том, что изменения грядут, но эти изменения будут носить эволюционный характер. Насколько неузнаваемо они изменят существующий сегодня рельеф рынка, и как быстро это произойдет – вот в чем вопрос. Производители предсказывают неизбежные изменения в ближайшие два года. Дистрибьюторы же уверены, что в течение 3-4 лет значительных изменений не произойдет, по крайней мере, в масштабах всего рынка ни одно звено не выпадет.

Действительно, все выглядит, скорее, наоборот: в цепочке появится еще одно звено, к которому перейдет часть функций дистрибьютора. Вряд ли логистический оператор вытеснит дистрибьютора полностью, но его роль в товаропроводящей цепочке на фармацевтическом рынке однозначно возрастет.



Ключевые слова: Украина фармрынок

Фармацевтический рынок