Top.Mail.Ru

Хорошо уметь читать!

 5603

Хорошо уметь читать!
Еще не так давно семилетка мог пойти в школу, не зная даже букв. Однако все чаще обеспокоенные родители узнают, что чтение – обязательная программа для будущего первоклассника. А это значит, что приобретать полезный навык необходимо дома.

Классический метод обучения чтению – фонетический. Специальной подготовки для его применения не нужно, результат гарантирован. Однако он не подходит для малышей, которым пока сложно сохранять концентрацию внимания на протяжении долгого времени. Таким «ученикам» необходимо усваивать новую информацию постепенно,  совмещая процесс учебы с игрой.

От звука к букве

На первом этапе главная задача – развивать фонематический слух ребенка: учить его отличать гласные звуки от согласных, твердые – от мягких, вычленять звук в слове и определять его место.

Поймай звук

Малыша просят внимательно слушать взрослого и хлопнуть в ладоши, когда он услышит тот определенный звук. Сначала произносятся только изолированные звуки, а затем можно усложнить задачу, используя слоги и слова.

Игра в слова

Родителям такое упражнение больше знакомо как «Города», но для ребенка используется более упрощенный вариант. Взрослый называет слово, а малыш придумывает свое, начинающееся на его последнюю букву.

Место для звука

Для этого упражнения пригодится линейка или полоска бумаги, на которых необходимо отметить начало, середину или конец слова. Ребенку вручается любой мелкий предмет, который можно использовать в качестве фишки. Взрослый называет слово, включающее в себя выбранный звук, задача ребенка – определить, где этот звук находится, и переставить фишку соответствующим образом. Условимся, что середина – это любая позиция, кроме начала и конца слова.

Открой рот

Упражнение, которое учит различать гласные и согласные. Ребенку необходимо рассказать, что одни звуки можно пропеть, широко раскрыв рот, а другие нельзя. После этого можно приступать к игре: в зависимости от того, какой звук произносит взрослый, малыш показывает красную или синюю карточку.

От буквы к слогу


Постепенно учимся создавать из букв-звуков более сложные образования.

Пора по парам

Действующими лицами в этой игре являются звуки, которые хотят «подружиться». Потребуется мячик, который  взрослый будет кидать ребенку, называя , к примеру,  согласный звук,  а ребенок – кидать обратно, произнося слог с его участием. Допустим, нужно подружить звуки «с» и «а». Взрослый произносит «с», бросая ребенку мяч.  Малыш отправляет мяч обратно и четко произносит: «са».

Собери слово

Здесь пригодятся красные и синие карточки, изготовленные на этапе формирования фонетического слуха. Взрослый произносит слово – ребенок выкладывает его схему, заменяя согласные звуки синими карточками, а гласные – красными. Можно усложнить упражнение, поменявшись ролями. Когда это перестанет вызывать у ребенка  затруднения, из карточек можно вырезать буквы: согласные – из синих, гласные – из красных.

Собери букву


Чтобы закрепить визуальный образ буквы, ее обязательно нужно учиться конструировать. Для этого подойдет любой подручный материал: спички, счетные палочки, карандаши и даже макароны.

Паровозик

Для этой игры можно изготовить картонный паровозик с парой вагонов, на которые приклеены кармашки для букв. Согласный звук «едет» на поезде, а гласный «садится» во время остановки на станции. Такое упражнение научит малыша соединять звуки, чтобы получался слог. Для начала в качестве гласных следует использовать звуки А, О, У, Ы и Э, лишь потом переходя к Я, Е, Ё, Ю, которые создают эффект смягчения стоящего перед ними согласного.

Внимание! Ребенка следует учить писать только печатные буквы, иначе в школе у него могут возникнуть проблемы: методики обучения, выбранные родителями и учителями, не всегда совпадают.

От слога к слову

Отдельные сочетания букв начинают объединяться и превращаться в осмысленные единицы речи.

Веселое путешествие

Наконец, наступает время сделать шаг на качественно новый уровень: перейти к чтению слов. Теперь в кармашки  вместо букв вкладываются карточки, с написанными на них слогами, и процедура повторяется: один слог «едет» к другому в гости, а на станции они встречаются. Очень важно попросить ребенка  прочесть слово целиком,  а не просто два изолированных слова.

Путаница

Даже если малыш уже достаточно уверенно соединяет слоги в слова, не факт, что он понимает прочитанное. Для тренировки осмысленного чтения подойдет следующее упражнение. Взрослый пишет на карточке слово, меняя местами слоги. Для начала это должны быть двусложные конструкции: капол (полка), канста (стакан) и т.д. Задача – найти ошибку – и после того, как взрослый напишет правильный вариант, прочитать слово правильно.

Прятки

Это упражнение развивает внимание и очень нравится детям. Взрослый придумывает слово, а ребенок должен найти «спрятанные» в нем другие. К примеру, в слове «полка» есть слово «пол», в слове «кусок» – «сок» и т.п. Усложненный вариант предполагает составление новых слов из имеющихся букв.

По цепочке

Полезно читать с ребенком слова по цепочке, так, чтобы последний слог первого был началом второго (па-ра – ра-но). Удивительно, но это позволяет малышу лучше понимать прочитанное.

Вставь букву

Для этой игры необходимо подобрать 10–15 слов из трех букв (лук, мак, мох, дом и пр.) и предметные картинки, на которых изображены эти объекты. Гласную букву в слове пропускают, а ребенок, опираясь на иллюстрацию, должен определить, какую букву нужно вставить.

От слова к предложению

Наконец, овладев всевозможными манипуляциями с отдельными словами, начинаем составлять их них фразы.

Подружи их

На карточках пишут прилагательные и существительные в разных формах и предлагают ребенку составить из них словосочетания. К примеру, «новая» и «платье» – «новое платье», «большое» и «собака» – «большая собака». Для дополнительной тренировки внимания можно включать в список слов «лишнее».

Найди слово


Суть этого упражнения состоит в пропуске предлогов или «маленьких слов», как говорят дети. Малышу необходимо определить, какое слово «потерялось» в словосочетании: «ватрушка … творогом»,  «варенье … вишни» и т.д.

Составь предложение

Ребенку предлагаются слова на карточках, из которых нужно построить предложение. Можно добавлять «лишние» слова, но можно обойтись и без них.

NB! Помните, что слишком раннее начало обучения может навредить малышу. Психологи и логопеды в один голос утверждают: не следует учить ребенка читать, если ему еще не исполнилось три года. (это можно и в конце текста, и где угодно)

Екатерина Сметанина




Участвуйте в конкурсах для фармацевтов и провизоров журнала Российские аптеки и получайте призы. Вступайте в Клуб РА - привилегированный клуб профессионалов аптечного дела и виртуальная площадка, на которой вы можете принимать участие в интерактивных программах, получать бонусные баллы и ценные призы.

Последние статьи